Попов Иннокентий Семенович, священник
- Дата рождения: 1876
- Место рождения: Якутская обл., Якутский округ, с. Усть-Мая
- Дата смерти: не ранее 1930
- Место смерти:
Родственники
- отец — Попов Семен, диакон
- жена — Попова Мария Николаевна (род. в 1878 или 1879, ум. 12.5.1916). С 1.5.1915 выполняла обязанности просфорницы
- брат — Попов Климент Семенович, священник
- другие члены семьи — Акилина Егорова, воспитанница (род. в 1897 или 1898)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Другие сведения
Двадцатого января 1913 года диакон Иннокентий Попов был рукоположен во священника и перемещен из Чичимахской Николаевской церкви к Ольской Богоявленской церкви ее настоятелем. Путь к новому месту служения был нелегким. На его просьбу о выделении средств для найма квартиры в Охотске либо на проезд через Владивосток – Камчатку духовная консистория ответила отказом в предоставлении средств и предписала: «Немедленно, каким только возможно путем выехать к месту служения».
Сохранилось открытое предписание старостам селений Охотского уезда Гижигинского тракта Камчатской области для отпуска попутным селениям священнику Иннокентию Попову по четыре подводы для проезда к месту служения в с. Олу. Прогоны были установлены в размере шести копеек с версты и подводы. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 20. Л. 107, 127).
В Богослужебном журнале Ольской Богоявленской церкви записано, что 14 июля 1913 года «сказано поучение вступления в приход вновь назначенного священника Иннокентия Попова». Так он встретился с прихожанами с. Ола в свой третий приезд. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 62).
С 1 октября 1913 года Иннокентий Попов состоял законоучителем при вновь открытой в с. Ольском одноклассной Министерской школе. В его семье кроме супруги в это время была воспитанница Акилина Егорова, 15 лет от роду. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 55).
Летом 1914 года у священника погибли две собаки от огнестрельных ран, что было равносильно потере транспортного средства. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 91).
В 1914 году на средства, пожертвованные разными лицами, выписаны кресты для трех куполов, но доставка их была задержана в связи с военными действиями. Внутри церковь была перекрашена масляной краской: стена иконостаса — розовой, потолки — белой, полы — желтой.
В 1915 году средний и алтарный купола Ольской Богоявленской церкви под руководством священника Иннокентия Попова переделаны на прочных основаниях и обтянуты гладким оцинкованным железом. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 58).
Им было подано прошение в Якутскую духовную консисторию об узаконивании церковно-покосной земли для причта, т. к. оказалось, что земля до этого времени не была за причтом закреплена.
При доме священника появились постройки, выполненные священником Иннокентием Поповым в 1914-1915 годах: баня, стоимостью 250 рублей, покрытая волнистым оцинкованным железом, и сторожка, переделанная по распоряжению духовной консистории в 1915 году из часовни, находящейся около церкви. При доме священника имелся огород для выращивания овощей.
Из мебели в доме священника было три задвижных стола простой работы и один письменный, комод с шестью отделениями, выкрашенный голубой масляной краской, сделанный и пожертвованный еще священником Климентом Поповым. Десять стульев со спинками выкрашены красной краской. Кровати три, одна из них семейная, работы простой. Имелась поварня, коптильня старая покрыта корьем.
В двух верстах от селения за рекою был погреб, для общего пользования причтом, с прочно приделанною землянкой, пожертвованный инородцем Макаром Медовым в 1913 году. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 58–59).
В ноябре 1915 года он был награжден набедренником за усердный призыв своих прихожан к пожертвованиям на нужды Красного Креста. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 182). Награды был удостоен не только священник, но и жители с. Олы были удостоены Высочайшей благодарности. Вот сообщение из «Якутских епархиальных ведомостей»: «На всеподданнейшем докладе господина обер-прокурора Святейшего Синода о пожертвовании жителями с. Олы, Охотского уезда, Камчатской области, 447 руб. от своего рыболовного промысла на нужды Красного Креста, Его Императорскому Величеству, в 26 день января сего (1916 — М.) года, в Царском Селе, Всемилостивейше благоугодно было Собственноручно начертать: «Сердечно благодарю» (Якутские епархиальные ведомости. 1916. № 8. С. 133).
Из разных документов удалось установить, что 12 мая 1916 года священника постигла тяжелая утрата - умерла жена Мария Николаевна Попова. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 166). В августе того же года Иннокентий Попов сдал церковное имущество Ольской Богоявленской церкви церковному старосте Иннокентию Тюшеву. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 99).
В октябре 1916 года священнику Ольской церкви Иннокентию Попову разрешен месячный отпуск со дня выезда за св. антиминсом для церкви. (Якутские епархиальные ведомости. 1916. № 20. С. 331).
В публикациях советского периода встречаются суждения о том, что Ольский священник сбежал из села до революции. В Богослужебном журнале действительно записано, что с 1 октября 1916 по 10 февраля 1917 года священник отсутствовал и службу совершал исправляющий дела псаломщика Федор Жирохов. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 101). Удалось установить, что с декабря 1916 года по 1 февраля 1917 года священнику Иннокентию Попову был разрешен отпуск.
Предписанием благочинного от 20 февраля 1917 года священнику Попову сообщено, что телеграммой от 16 февраля ему разрешено заведовать Иньским приходом, входившим в состав Охотского округа Якутской епархии. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 185).
О некоторых событиях 1917 года мы узнаем только из подробных записей в журнале регистрации исходящих бумаг.
В июне Иннокентий Попов обращается с письмом к прихожанам Ольской церкви с «требованием их желания о том, что они желают или не желают иметь его духовником, если не желают, то письменно должны дать ему свое мнение, а если желают иметь, то должны обеспечить всеми требуемыми правами, а также о псаломщике и просфорне», в связи с обязанностью прихожан обеспечивать их содержание. Он направляет несколько донесений в Якутскую духовную консисторию: 1. О самопроизвольном разорении церковного дома за время отсутствия священника, о чем составлен акт и направлен в Консисторию; 2. О самопроизвольно учиненном аукционе теплого хлева, находившегося в церковно-причтовом дворе. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 170).
В июле он обращается к епископу Евфимию [Якутскому и Вилюйскому — М.] с «представлением краткого катехизиса, переведенного в 1855 году на тунгусский язык для перепечатания, и выслать 100 экз. для раздачи по тунгусам и переводной «Да воскреснет Бог». (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 171).
В марте 1918 года последние записи о службе священника Иннокентия Попова в Ольской Богоявленской церкви, с 29 июля службу совершает священник Серафим Черных. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 109).
Покидая Ольскую церковь, Иннокентий Попов оставляет доверенность церковному старосте Ивану Скорникову на получение с тунгусов 2-го Долганского рода дровяных денег за 1916 и 1917 годы в количестве 78 рублей. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 25. Л. 29).
По материалам книги краеведа Елены Матюшовой «О чем молчали архивы» (С. 28–33)
Архивные источники
-
ГА Магаданской обл. (ГА МО). Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 48
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 11. Л. 13
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 54–55, 58–59, 62–63, 99
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 20. Л. 107, 127
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 23
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 91, 166, 170–171, 182, 185
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 25. Л. 29
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 3. Л. 82–83, 89
-
ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 62, 101, 109
Литература
-
О чем молчали архивы : [Ист. записки: сборник]. Магадан, 2019. С. 28–33