Попов Иннокентий Семенович, священник

Родственники

  • отец  —  Попов Семен, диакон
  • жена  —  Попова Мария Николаевна (род. в 1878 или 1879, ум. 12.5.1916). С 1.5.1915 выполняла обязанности просфорницы
  • брат  —  Попов Климент Семенович, священник
  • другие члены семьи  —  Акилина Егорова, воспитанница (род. в 1897 или 1898)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Якутское духовное училище
обучался
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

6.3.1902
рукоположен во диакона епископом Якутским и Вилюйским Никанором (Надеждиным) в Якутском Спасском монастыре
20.1.1913
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.5.1894
дек. 1894
Якутская и Вилюйская епархия, г. Якутск, Спасский мужской монастырь, послушник. Принят по благословению епископа Якутского и Вилюйского Мелетия (Якимова)
дек. 1894
14.8.1900
Якутская и Вилюйская епархия, Якутская обл., Якутский округ, Оспетская Покровская церковь, псаломщик (до 26.1.1899 — «исправляющий дела псаломщика»). Медицинским инспектором, по собственному желанию, назначен «оспенным учеником» для выполнения профилактических прививок от натуральной оспы в Якутском округе (март 1899)
14.8.1900
11.2.1901
Якутская и Вилюйская епархия, Приморская обл., Охотский округ, г. Охотск, Спасо-Преображенская церковь, псаломщик. В октябре 1900 епископом Якутским и Вилюйским Никанором (Надеждиным) посвящен в стихарь
11.2.1901
июнь 1901
Якутская и Вилюйская епархия, Приморская обл., Охотский округ, с. Ола, Богоявленская церковь, псаломщик (прикомандированный)
июнь 1901
март 1902
Якутская и Вилюйская епархия, Якутская обл., Якутский округ, Холгуминская Иннокентиевская церковь, псаломщик
март 1902
31.7.1904
Якутская и Вилюйская епархия, Приморская обл., Охотский округ, с. Ола, Богоявленская церковь, диакон на должности псаломщика
31.7.1904
4.5.1910
Якутская и Вилюйская епархия, Приморская обл., Охотский округ, г. Охотск, Спасо-Преображенская церковь, диакон на должности псаломщика. Штатный член Охотского уездного отделения Якутского епархиального училищного совета (с 3.5.1905)
4.5.1910
20.1.1913
Якутская и Вилюйская епархия, Якутская обл., Якутский округ, с. Чичимах, Николаевская церковь, диакон на должности псаломщика
20.1.1913
между мартом 1918 и июлем 1918
Якутская и Вилюйская епархия, Камчатская обл., Охотский уезд, с. Ола, Богоявленская церковь, священник, настоятель. Одновременно совершал служение в Тауйской Покровской церкви (с 20.6.1915). В февр. 1917 получил разрешение на заведование Иньским приходом Якутской епархии. Законоучитель Ольской одноклассной школы Министерства народного просвещения (с 1.10.1913)
между мартом 1918 и июлем 1918
март 1919
не ранее марта 1919
1926
Якутская и Вилюйская епархия, Якутская обл., Якутский округ, с. Бютяйдях, Мегинская Богородицкая церковь, священник
1926
26.10.1929
Якутская и Вилюйская епархия, Якутская АССР, с. Тюнгюлинское, Петропавловская церковь, священник
Показать все

Награды

нояб. 1915
право ношения набедренника, награжден «за усердный призыв своих прихожан к пожертвованиям на нужды Красного Креста»
Показать все

Преследования

март 1919
арестован «за дискредитацию работников Ревкома»
март 1919
помещен под домашний арест на 20 суток
26.10.1929
арестован по обвинению в том, что «во время антирелигиозной кампании вел усиленную агитацию за сохранение церкви, устраивал нелегальные собрания в своей квартире, вызывая своими действиями массовые волнения среди населения»
с 26.10.1929
находился в заключении
9.4.1930
приговорен выездной сессией Главного суда Якутской АССР к высшей мере наказания (расстрелу), по групповому «делу священника Попова И. С., Сизых А. Н., Цыпандиных. Якутия, 1930» по ст. 58-10, ч. 2 УК РСФСР
12.7.1930
осужден Верховным судом РСФСР на 5 лет лишения свободы. После кассационной жалобы высшая мера заменена на 5 лет лишения свободы, но дожил ли священник до этого решения, установить пока не удалось
14 или 22 апр. 1992
реабилитирован прокуратурой Республики Саха (Якутия), по году репрессии: 1930
Показать все

Другие сведения

Двадцатого января 1913 года диакон Иннокентий Попов был рукоположен во священника и перемещен из Чичимахской Николаевской церкви к Ольской Богоявленской церкви ее настоятелем. Путь к новому месту служения был нелегким. На его просьбу о выделении средств для найма квартиры в Охотске либо на проезд через Владивосток – Камчатку духовная консистория ответила отказом в предоставлении средств и предписала: «Немедленно, каким только возможно путем выехать к месту служения».

Сохранилось открытое предписание старостам селений Охотского уезда Гижигинского тракта Камчатской области для отпуска попутным селениям священнику Иннокентию Попову по четыре подводы для проезда к месту служения в с. Олу. Прогоны были установлены в размере шести копеек с версты и подводы. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 20. Л. 107, 127).

В Богослужебном журнале Ольской Богоявленской церкви записано, что 14 июля 1913 года «сказано поучение вступления в приход вновь назначенного священника Иннокентия Попова». Так он встретился с прихожанами с. Ола в свой третий приезд. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 62).

С 1 октября 1913 года Иннокентий Попов состоял законоучителем при вновь открытой в с. Ольском одноклассной Министерской школе. В его семье кроме супруги в это время была воспитанница Акилина Егорова, 15 лет от роду. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 55).

Летом 1914 года у священника погибли две собаки от огнестрельных ран, что было равносильно потере транспортного средства. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 91).

В 1914 году на средства, пожертвованные разными лицами, выписаны кресты для трех куполов, но доставка их была задержана в связи с военными действиями. Внутри церковь была перекрашена масляной краской: стена иконостаса — розовой, потолки — белой, полы — желтой.

В 1915 году средний и алтарный купола Ольской Богоявленской церкви под руководством священника Иннокентия Попова переделаны на прочных основаниях и обтянуты гладким оцинкованным железом. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 58).

Им было подано прошение в Якутскую духовную консисторию об узаконивании церковно-покосной земли для причта, т. к. оказалось, что земля до этого времени не была за причтом закреплена.

При доме священника появились постройки, выполненные священником Иннокентием Поповым в 1914-1915 годах: баня, стоимостью 250 рублей, покрытая волнистым оцинкованным железом, и сторожка, переделанная по распоряжению духовной консистории в 1915 году из часовни, находящейся около церкви. При доме священника имелся огород для выращивания овощей.

Из мебели в доме священника было три задвижных стола простой работы и один письменный, комод с шестью отделениями, выкрашенный голубой масляной краской, сделанный и пожертвованный еще священником Климентом Поповым. Десять стульев со спинками выкрашены красной краской. Кровати три, одна из них семейная, работы простой. Имелась поварня, коптильня старая покрыта корьем.

В двух верстах от селения за рекою был погреб, для общего пользования причтом, с прочно приделанною землянкой, пожертвованный инородцем Макаром Медовым в 1913 году. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 58–59).

В ноябре 1915 года он был награжден набедренником за усердный призыв своих прихожан к пожертвованиям на нужды Красного Креста. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 182). Награды был удостоен не только священник, но и жители с. Олы были удостоены Высочайшей благодарности. Вот сообщение из «Якутских епархиальных ведомостей»: «На всеподданнейшем докладе господина обер-прокурора Святейшего Синода о пожертвовании жителями с. Олы, Охотского уезда, Камчатской области, 447 руб. от своего рыболовного промысла на нужды Красного Креста, Его Императорскому Величеству, в 26 день января сего (1916 — М.) года, в Царском Селе, Всемилостивейше благоугодно было Собственноручно начертать: «Сердечно благодарю» (Якутские епархиальные ведомости. 1916. № 8. С. 133).

Из разных документов удалось установить, что 12 мая 1916 года священника постигла тяжелая утрата - умерла жена Мария Николаевна Попова. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 166). В августе того же года Иннокентий Попов сдал церковное имущество Ольской Богоявленской церкви церковному старосте Иннокентию Тюшеву. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 16. Л. 99).

В октябре 1916 года священнику Ольской церкви Иннокентию Попову разрешен месячный отпуск со дня выезда за св. антиминсом для церкви. (Якутские епархиальные ведомости. 1916. № 20. С. 331).

В публикациях советского периода встречаются суждения о том, что Ольский священник сбежал из села до революции. В Богослужебном журнале действительно записано, что с 1 октября 1916 по 10 февраля 1917 года священник отсутствовал и службу совершал исправляющий дела псаломщика Федор Жирохов. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 101). Удалось установить, что с декабря 1916 года по 1 февраля 1917 года священнику Иннокентию Попову был разрешен отпуск. 

Предписанием благочинного от 20 февраля 1917 года священнику Попову сообщено, что телеграммой от 16 февраля ему разрешено заведовать Иньским приходом, входившим в состав Охотского округа Якутской епархии. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 185).

О некоторых событиях 1917 года мы узнаем только из подробных записей в журнале регистрации исходящих бумаг.

В июне Иннокентий Попов обращается с письмом к прихожанам Ольской церкви с «требованием их желания о том, что они желают или не желают иметь его духовником, если не желают, то письменно должны дать ему свое мнение, а если желают иметь, то должны обеспечить всеми требуемыми правами, а также о псаломщике и просфорне», в связи с обязанностью прихожан обеспечивать их содержание. Он направляет несколько донесений в Якутскую духовную консисторию: 1. О самопроизвольном разорении церковного дома за время отсутствия священника, о чем составлен акт и направлен в Консисторию; 2. О самопроизвольно учиненном аукционе теплого хлева, находившегося в церковно-причтовом дворе. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 170).

В июле он обращается к епископу Евфимию [Якутскому и Вилюйскому — М.] с «представлением краткого катехизиса, переведенного в 1855 году на тунгусский язык для перепечатания, и выслать 100 экз. для раздачи по тунгусам и переводной «Да воскреснет Бог». (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 24. Л. 171).

В марте 1918 года последние записи о службе священника Иннокентия Попова в Ольской Богоявленской церкви, с 29 июля службу совершает священник Серафим Черных. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 8. Л. 109).

Покидая Ольскую церковь, Иннокентий Попов оставляет доверенность церковному старосте Ивану Скорникову на получение с тунгусов 2-го Долганского рода дровяных денег за 1916 и 1917 годы в количестве 78 рублей. (ГА МО. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 25. Л. 29).

По материалам книги краеведа Елены Матюшовой «О чем молчали архивы» (С. 28–33)

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию