Черных Иларион Леонтьевич, священник
- Дата рождения: ок. 1812
- Дата смерти: 1876
Родственники
- жена — Черных Татьяна Исаевна (1822–10.9.1897), дочь кавказского татарина, принявшего православие и женившегося на грузинке
- сын — Черных Иннокентий Иларионович, священник
- сын — Черных Никодим Иларионович, священник
- сын — Черных Николай Иларионович, священник
- сын — Черных Леонтий Иларионович, псаломщик
- сын — Черных Исайя Иларионович, пономарь
- дочь — Черных Ирина Иларионовна (род. в 1852)
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
На протяжении многих лет передается из уст в уста и кочует из одной статьи исследователей в другую предание о том, что священник Тауйской Покрова Пресвятой Богородицы церкви Иларион Леонтиевич Черных был сослан в Тауйск из Иркутска за какую-то провинность.
В Государственном архиве Магаданской области сохранился черновик рапорта священника Илариона Черных от ноября 1848 г., в котором он сообщает Благочинному Охотских церквей: «По требованию Охотского Протоиерея и Благочинного от 6 июля 1846 года за № 26 и по указу Иркутской казенной палаты от 23 февраля того же года №2136 получено мною из Охотского казначейства, определенного к Тауйской Покровской церкви, дьячку Лесновской церкви Илариоиу Черных пропитых денег от Лесновского острожка чрез Петропавловск до Новоархангельска за 4 368 верст, как дьячку на 2 лошади 131 руб. 4 коп., а от Новоархангельска чрез Охотск до Тауйска за 6 166 верст на 4 лошади (как священнику. — Е. М.) 369 руб. 99 коп. равно и семейству моему: жене и одному сыну от Лесновского острожка чрез Гижигу до Тауйска за 2 225 верст на 2 лошади обоим 66 руб. 75 коп. Итого получено мною 6-го июля 1846 года из Охотского казначейства на сумму 567 руб. 78 коп. серебром» (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 10. Л. 68 об.).
...Во время первого путешествия по епархии в 1842–1843 гг. епископ Иннокентий в Лесновском селении встретился со своим братом Стефаном Вениаминовым. Возможно, в это же время произошла первая встреча дьячка Лесновской церкви Илариона Черных с епископом Иннокентием. В дальнейшем Лесновская церковь была закрыта как малодоходная. Священник Стефан Вениаминов был переведен в новопостроенную Паланскую церковь (Витер И. В. 300 лет православия на Камчатке).
Дьячок Иларион Черных был вызван в Новоархангельск для рукоположения в сан священника. В документах Российско-Американской компании сохранилось предписание правителя Русской Америки А. К. Этолина от 3 мая 1845 г. № 205, выданное командиру брига «Тунгус», подпоручику А. М. Гаврилову, где среди прочих поручений записано: «По желанию его преосвященства епископа Иннокентия отправляется на вверенном Вам бриге в Аян священник Иларион Черных с причетником Иринархом Верещагиным. Дозвольте священнику исправлять свою обязанность, где только представится возможность на посещаемых Вами Курильских островах без малейшей, однако ж, чрез то задержки брига» (Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1841–1867... С. 109).
В донесении А. К. Этолина в Главное правление Российско-Американской компании о деятельности священников в российско-американских колониях от 15 мая 1845 г. № 424 сообщается: «О перевозке в течение года колониальных священников по случаю перемещений оных имею честь донести... вновь рукоположенный здесь для Камчатки священник Иларион Черных посетит нынешнего лета Курилы для исправления там церковных треб (о чем имею честь подробно донести в особой депеше) и из Курил отправится в Аян, откуда при первой возможности последует в Камчатку к месту своего назначения» (Там же. С. 117).
В связи с вышеизложенным предание о том, что священник Иларион Черных был сослан в Тауйск из Иркутска, не нашло документального подтверждения.
Уже в 1845 г. Ново-Архангельское духовное правление направляло указы Тауйскому священнику Илариону Черных, но в 1845 г. он еще находился в заливе Аян, где продолжалось строительство новой церкви во имя Богородицы Казанской. Как свидетельствует черновик рапорта священника от 1850 г.: «Поступил в Тауйскую церковь местным священником в 1846 году 17 августа» (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 11. Л. 68 об.).
...Кроме богослужебной деятельности священнику Илариону Черных следовало продолжить обучение детей Закону Божию, начатое его предшественником Стефаном Поповым. Указы из Ново-Архангельского духовного правления поступали по самым неожиданным поводам и содержали предложения, от которых невозможно было отказаться: «...не хотят ли заняться этим делом (священники. — Е. М.), которое без сомнения принесет честь и занимающемуся и всему Камчатскому Епархиальному Духовенству и будет приятно Св. Синоду». В 1846 г. было предложено собрать сведения для Английского общества, «исследующего разные племена человеческого рода, вне цивилизации находящиеся» (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 10. Л. 51 об.).
В 1847 г. предстояло возобновить оспопрививание не только среди береговых жителей, во и распространить его среди инородцев. В августе того же года Иларион Черных выражает желание «прививать оспу инородцам и оказывать возможными пособиями больным простыми меди пинскими средствами не иначе как тблько с письменными наставлениями от г. Врача» (Там же. Л. 70 об.). С этого времени он два раза в год отправляет в Охотский оспенный комитет ведомости о непривитых предохранительной оспой для получения необходимых препаратов и контролирует работу Арманского оспенного ученика Кирилла Шехурдина (Там же. Л. 92).
Охотский земский исправник А. А. Голенищев-Кутузов в январе 1851 г. обращается к Илариону Черных с просьбой сообщить: «...не объявляли ли Вам некоторые инородцы о необходимостях прибытия Врача для предупреждения других господствующих между ними болезней и в настоящее время? Вместе с тем прошу Вас также сообщить мне, не замечено ли Ваш. чтобы зараза, свирепствующая ныне между собаками, распространялась вредным влиянием и на другой скот, и какие против этого были принимаемы меры в бытность здесь в прошлом году г. окружного врача Богородского» (Там же. Л. 98 – 99 об.).
Во время третьего путешествия епископа Иннокентия по епархии причту Тауйской церкви 20 февраля 1851 г. было выдано два предписания:
— о ежегодном отправлении из доходов церкви 25 рублей Гижигинскому благочинному священнику Льву Попову на покрытие расходов для проповеди Евангелия среди язычников, живущих в Гижигинском округе (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 12. Л. 19);
— о переводе Гавриила Верещагина, который считался здесь дьячком и которого бывший благочинный рекомендовал всегда худо, — служить пономарем, а пономарь Серапион Мамин назначен служить дьячком (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 11. Л. 89).
В 1852 г. благочинный Охотских церквей Стефан Попов сообщает Илариону Черных о том, что по резолюции Иннокентия, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского: «Священнику Илариону Черных объявить мою Архипастырскую признательность за труды его в обучении детей грамоте и Закону Божию» (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 12. Л. 77).
...В 1854 г. по завершении обучения 4 мальчиков Тауйского приходя грамоте, священник Иларион Черных получил в награду 35 рублей, дьячок Серапион Мамин — 25 рублей. Священник купил за 16 рублей лошадь, остальные деньги пошли на уплату долга купцу (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 29 об.). Следует заметить, что в том же году в Ямском приходе завершили обучение 14 мальчиков, и в награду священник Михаил Масюков получил 130 рублей, а дьячок Иринарх Верещагин — 80 рублей. (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 3. Oп. 1. Д. 1. Л. 87 об.).
В 1856 г. Якутское отделение попечительства вдов и сирот духовного звания сообщило, что священнику Черных объявлена благодарность от имени Его Высокопреосвященства (Иннокентия, архиепископа Камчатского. — Е. М.) за значительный сбор средств в пользу попечительства в сумме 182 руб. 70 мои., из которых — 7 руб. 50 коп. собраны деньгами, и 1 752 шкурки белок, проданных в Якутске по 10 коп. за каждую (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 81 об., 84).
...В январе 1858 г. священнику Илариону Черных предписанием благочинного из средств церкви разрешено было снабжать тунгусов в нуждах их на ясак и порох. И при снабжении — брать от старост расписки (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 126). Такая помощь прихожанам оказывалась и другими Охотскими церквями.
С июля 1858 г., по указу из Якутского духовного правления, сына священника Тауйской церкви Исайю Черных следовало считать исправляющим должность пономаря при Тауйской церкви с правом получения половины оклада (Там же. Л. 122 об.). В указе того же правления от 1862 г. причту Тауйской церкви сообщается о смерти ученика Якутского духовного училища Исайи Черных, последовавшей 27 июля 1860 г. (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 13. Л. 68 об., 73). Совокупность этих сведений и значительное расстояние от Тауйска до Якутска наводят на мысль, что назначение выплаты было связано не с фактическим служением в Тауйской церкви ученика Якутского духовного училища, а как мера поддержки в связи с большими расходами на обучение в духовном училище. Так, в 1855 г., из полугодового жалования Илариона Черных в 103 рубля 64 копейки на содержание старшего сына было выслано 25 рублей (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 4. Л. 44 об.).
...При пожаре в Тауйской церкви в 1857 г. удалось спасти антиминс. В декабре 1858 г. священник Иларион Черных получает разрешение благочинного отправлять в часовнях сел Армань и Ола Божественную литургию на антиминсе, оставшемся от сгоревшей Тауйской церкви (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 107).
В этом же месяце он получает награду — бронзовый наперсный крест со свидетельством для возложения и ношения по установлению. По ходатайству священника одновременно был награжден похвальным листом бывший церковный староста, казак Логин Крымский (Там же. Л. 109 об.).
На прошение священно-церковнослужителей с прихожанами Тауйской Покровской церкви о разрешении построить им новый храм вместо сгоревшего последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «Построить новую церковь вместо сгоревшей просителям дозволить и не иначе в то же имя Покрова Пресвятой Богородицы. Заложить оную благословляю священнику Илариону Черных по плану, какой они для себя найдут удобным. Строителям, жертвователям и всем споспешествующим сему делу объявить мое благословение» (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 13. Л. 1 об.).
В наше время не утихают бесконечные споры о том, где границы полномочий священно-церковнослужителей, и где неограниченные свободы гражданского общества? Совершенно удивительным на фоне этих споров кажется обращение помощника Охотского исправника Шевелева от мая 1860 г. к священнику Илариону Черных: «Находясь в полной уверенности, что Ваше Благословение всегда готовы посодействовать в исполнении возложенных на нас по службе поручений, тем более где содействие Ваше весьма полезно. А потому я с особенным желанием имею честь покорнейше просить Ваше Благословение, принять на себя труд помочь Старостам Тауйского и Арманского селений Попову и Неустроеву в сдаче находящихся в Тауйске и Армани 4-х человек Американцев на суда и в получении должных ими денег. Так как у Вас, Ваше Благословение, бывают почти все капитаны американских судов, приходящих в Армань и Тауйск». По всей вероятности, содействие от священника было получено (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 139 об.).
Во время четвертого путешествия архиепископа Иннокентия по епархии в марте 1862 г., в Тауйске был определен служить пономарем Тауйской церкви сын священника — Леонтий Иларионович Черных с оплатой, начиная с января текущего года (ему шел 14-й год. — Е. М.) (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 7. Л. 10).
В тот же год начинает служить в Ямской церкви дьячок Леонтий Никитович Черных (служил до 1890 г. — Е. М.) (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 3. Oп. 1. Д. 1. Л. 90–92). В связи с тем, что у священно-церковнослужителей о рассматриваемый период времени не было принято указывать отчество, некоторые исследователи рода Черных полагали, что в Тауйске и Ямске служил один человек. Как оказалось, это были два человека — представители разных ветвей многочисленного рода Черных.
По ходатайству архиепископа Иннокентия перед св. Синодом о награждении пеисиею священников, служащих в Камчатском и Охотском округах, последовало определение о назначении таковых. Среди награжденных был и священник Тауйской церкви Иларион Черных. Сумма была начислена за период с 1 поля 1850 г. по 1 января 1863 г. и составляла 858 рублей (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 15. Л. 64 об.). Деньги эти позволили рассчитаться с долгом перед Якутской духовной семинарией, приобрести приличную одежду семинаристам Николаю и Никодиму Черных, оплатить содержание их за два года вперед (Там же. Л. 67 – 68 об.).
В мае 1864 г. вновь строящаяся Тауйская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была готова к освящению, только не были получены иконостас и образа (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 13. Л. 4).
В ноябре того же года архиепископ Иннокентий поручил обозрение церквей Охотского, Гижигинского и Камчатского округов Павлу, епископу Якутскому, викарию Камчатской епархии (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 7. Л. 6). Двадцать второго декабря 1864 г. епископ Павел прибыл в Тауйск, и на следующий день освятил Тауйскую церковь при антиминсе, освященном 5-го марта 1847 г. (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 13. Л. 4 об.).
Двадцать пятого декабря 1864 г. епископ Павел посвящает в стихарь пономаря Леонтия Иларионовича Черных и определяет его дьячком Тауйской церкви с января 1865 г. В тот же день епископ Павел выполняет поручение архиепископа Иннокентия и назначает шестилетнего дьяческого сына Иннокентия Мамина на половинный пономарский оклад, с тем, чтобы жалованье выдавалось его родной матери — вдове Евфимии Маминой (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 7. Л. 11 об.). В дальнейшем архиепископ Иннокентий не оставляет без внимания семью Маминых, и уже с января 1866 г. Иннокентию Мамину назначается полный пономарский оклад при условии, чтобы он исправлял пономарскую должность сам лично или наймом (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 15. Л. 89 об.).
По исповедной росписи Тауйской Покровской церкви за 1866 г. священнику Илариону Леонтиевичу Черных исполнилось 54 года, его жене Татьяне Исаевне — 44 года, детям: Николаю — 16 лет, Никодиму — 15 лет, Ирине — 14 лет. Дьячку Леонтию Иларионовичу Черных — 18 лет (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 1. Oп. 1. Д. 1. Л. 9).
В 1869 г. старший сын Илариона Черных Иннокентий Черных служил священником Охотской Спасо-Преображенской церкви (Там же. Л. 2 об.).
Среди детей священника Илариона Черных не удалось установить Петра Черных, которого ряд исследователей упоминает как потомка Тауйского священника Илариона Черных. Петр Алексеевич Черных, служивший священником Ямской Благовещенской церкви с 1880 по 1888 г., а с 1889 по 1907 г. — священником-миссионером Гижигинского округа Восточной Сибири Корякской походной церкви с совмещением обязанностей настоятеля Гижигинской Спасской церкви, вероятно, является представителем другой ветви рода Черных.
Непостижимым для современных православных верующих является документ 1875 г., свидетельствующий о последней воле 10-летнего ребенка Димитрия Шахурдина, больного натуральной оспой, который завещал по пятьдесят оленей в Тауйскую и Ямскую церкви в помин души его и сродников. Воля ребенка была выполнена его матерью Матроной Шахурдиной и засвидетельствована священником Ямской Благовещенской церкви Михаилом Замякиным (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 16. Л. З об., 12). Такое стало возможно потому, что, по традициям эвенов, каждый родившийся член семьи наделяется сразу же некоторым количеством оленей, и каждому оленю, переданному в собственность новорожденного, ставится своя метка (Грибенюк П. С. Без всяких преувеличений и прикрас. С. 55).
У исследователей можно встретить разные годы смерти Илариона Черных — 1863,1879 и др. Вероятно, земной путь священника Илариона Черных завершился в 1876 г., на что указывает ряд документов. В черновике ведомости о кружечных сборах и пожертвованиях по Тауйской Покровской церкви за 1876 г. нет сведений о сборе пожертвований (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 15. Л. 123 об. – 124). В указе из Камчатской духовной консистории от 22 мая 1877 г. за № 1319 отмечено, что приходо-расходная книга по Тауйской церкви за 1876 г. не велась (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 10. Л. 179–180).
...В августе 1876 г. священник Ямской Благовещенской церкви Михаил Замякин сообщил исправляющим должность псаломщиков Леонтию Черных, Иннокентию Мамину и церковному старосте Тауйской церкви о предписании епископа Павла, согласно которому Тауйская церковь принята под управление отца Михаила на неопределенное время (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 16 Л. 8 – 9 об.).
В 1877 г. вдове умершего священника Илариона Черных, Татьяне Исаевне, было назначено пособие в размере 35 рублей из средств Камчатского епархиального попечительства о бедных духовного звания (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 10. Л. 183 об.).
Тридцатого января 1878 г. последовал указ Камчатской духовной консистории о принятии священником Николаем Черных Тауйской церкви от заведующего этой церкви — священника Ямской Благовещенской церкви Михаила Замякина (Там же. Л. 162 об.).
На долю Татьяны Исаевны Черных выпало еще одно нелегкое испытание — пережить сына Николая, утонувшего в декабре 1895 г. при поездке по Тауйскому приходу. Десятого сентября 1897 г. священническая вдова Татьяна Исаевна Черных умерла в возрасте 75 лет (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 29). Накануне, 9 сентября, о. настоятель Ольской Богоявленской церкви Владимир Михальчук совершил над нею таинство елеосвящения. Десятого сентября читал канон на разрешение души от тела умирающей. Двенадцатого сентября совершил отпевание после заупокойной Божественной литургии (ГА Магаданской обл. Ф. Д. 1. Оп. 1. Д. 8. Л. 14 об.).
Все сыновья священника Илариона Черных, в меру сил и способностей, продолжили дело отца на ниве православного просвещения коренных народов Охотского побережья.
По материалам статьи Елены Матюшовой «Тауйский священник Иларион Черных».
Архивные источники
-
ГА Магаданской обл. (ГА МО). Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 10. Л. 51 об., 68 об., 70 об., 92, 98 – 99 об., 162 об., 179–180, 183 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 1. Oп. 1. Д. 1. Л. 2 об., 9
-
ГА МО. Ф. Д. 1. Оп. 1. Д. 8. Л. 14 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 29
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 11. Л. 68 об., 89
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 12. Л. 19, 77
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 13. Л. 1 об., 4 – 4 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 14. Л. 29 об., 81 об., 84, 126, 107, 109 об., 139 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 15. Л. 64 об., 67 – 68 об., 89 об., 123 об. – 124
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 16. Л. 8 – 9 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 4. Л. 44 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 2. Oп. 1. Д. 7. Л. 6, 10, 11 об.
-
ГА МО. Ф. Д. 3. Oп. 1. Д. 1. Л. 87 об., 90–92
Литература
-
300 лет православия на Камчатке / Витер И. В. // Камчадалы.ru : [краеведческий сайт]. URL: www.kamchadaly.ru
-
Без всяких преувеличений и прикрас / Грибенюк П. С. // Исторический архив. 2016. № 5. С. 50–64
-
Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, 1841–1867 : сб. док. М., 2010. С. 109
-
Тауйский священник Иларион Черных / Е. В. Матюшова // «Знание беспредельно...» : материалы XXXV Крашенинниковских чтений, посвященных 100-летию со дня рождения историка Б. П. Полевого, 190-летию Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова. Петропавловск-Камчатский. 2018. С. 128–133