Афонский Василий Иванович, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
Вяземское духовное училище
1884
1890
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1891
рукоположен во диакона
1895
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Награды

1893
архипастырское благословение, преподано «за обучение детей церковному пению»
1898
право ношения набедренника
23.9.1908
право ношения скуфьи
6.5.1916
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

10.6.1918
арестован Дорогобужским уездным военным комиссаром. По всей, видимости, после кратковременного тюремного заключения освобожден
ок. 5.9.1918
арестован Дорогобужской уездной ЧК. С 5 по 9 сентября 1918 допрашивался. После допросов отпущен домой под залог в 500 руб.
ок. 23.9.1918
арестован Дорогобужской уездной ЧК
26.9.1918
приговорен Дорогобужской уездной ЧК к высшей мере наказания (расстрелу) «в 24 часа», по обвинению в антисоветской агитации
26.9.1918
расстрелян
30.4.1993
реабилитирован прокуратурой Смоленской обл., по году репрессии: 1918
Показать все

Другие сведения

«26 сентября 1918 г. в Дорогобуже уездная ЧК расстреляла священника с. Елисеенки Василия Афонского. Преследование его местными властями началось еще в мае, когда земельный отдел Егорьевской волости, в которую входило с. Елисеенки, обратился в уездный земельный отдел с просьбой оказать помощь в "борьбе со священниками волости". "Священники сел Елисеенок, Михайловского и Высокого, не подчиняясь советской власти, — говорилось в обращении земельного отдела, — ведут губительную пропаганду против основного закона о социализации земли; эти вредные провокаторы собирают около себя несознательных граждан, составляющих приходские приговоры, которыми закрепляют за собой право на владение запасным земельным фондом их церквей[1], а усадьбой даже в вечное пользование". Священники являются "профессионалами", утверждалось в обращении, и "поэтому никаких прав на землю не имеют". В связи с этим волостной земельный отдел просил уездную власть призвать их к ответственности. Уездный земельный отдел переправил это обращение в следственную комиссию при Дорогобужском народном суде, прося провести соответствующее расследование, а следственная комиссия переправила все материалы по этому делу в Дорогобужскую ЧК, поскольку заниматься делами о контрреволюционных преступлениях не имела права. 8 июня уездный военный комиссар предписал местному красноармейскому подразделению арестовать священников сел Елисеенки и Высокое, что 10 июня было исполнено[2].

Однако в июне чрезвычайная комиссия этим делом не занималась, и, по всей видимости, священники тогда же из-под ареста были освобождены. Возвратилась она к этому делу в начале сентября, когда в рамках проходившей по стране кампании "красного террора" карательные структуры повсеместно обращались к старым делам по контрреволюционным обвинениям, придавая теперь особое значение тому, что в свое время сочтено было не представляющим опасности для советского строя. Священников с. Елисеенки Василия Афонского, с. Михайловского Александра Гальковского и с. Высокое Василия Зверева Дорогобужская ЧК допрашивала с 5 по 9 сентября 1918 г. Священнослужители объяснили следователю, что вся земля, некогда принадлежавшая причтам их храмов, отобрана: частично в 1917, а частично — в 1918 году. Всего отобрано 146 десятин, оставлены только участки по 2–3 десятины худшей земли на причт[3], и никакого сопротивления этому (в виде агитации, жалоб, созыва собраний и т. п.), утверждали священники, никто из них не оказывал. Все сказанное подтвердили свидетели, которых опросил следователь. Так, председатель сельского комитета с. Елисеенки Х. Ф. Абрамов показал: "Я категорически утверждаю, что священник Афонский не вел пропаганду о проведении в жизнь временного закона о социализации земли. Никогда он не говорил против советской власти. Он еще в прошлом году отдал добровольно землю гражданам, а нынче остальную". Священники А. Гальковский и В. Зверев выразили уверенность в том, что причина появления против них обвинений в контрреволюционности — желание некоторых граждан свести с ними личные счеты, при этом священник Гальковский полагал, что "это все делает бывший псаломщик с. Михайловского, который и мстит нам, но за что, право, не знаю". После допросов все трое были отпущены домой, однако священника Василия Афонского отпустили под залог в 500 руб., а вскоре в отношении его появились новые обвинения. 18 сентября комитет бедноты д. Мамыркино отправил в Дорогобужскую ЧК такое заявление [сохранена орфография и пунктуация оригинала]: "Священник села Елисеенок выражалося нелепами при разговоры с крестьянами ворожения ево были таковы он говорил что все комитеты и советы только грабют но ему были ответы что комитеты неграбют а только проводят законы и декреты в жизнь а он говорит что законов только что ходить в ватор. Этот комитет бедноты взял абизательство приехать в субботу посли обеда для полнова показания чрезвычайной комиссии". В указанный день в ЧК приехал секретарь Мамыркинского комитета бедноты И. Х. Титов, который и дал обещанные показания против священника. "Неделю тому назад, — заявил он, — на основании закона об отделении Церкви от государства мы не пожелали платить священникам за исполнение треб столько, сколько он хочет, а установили таксу, которую и вывесили в притворе церкви с. Елисеенок. Когда у меня умерла недавно бабушка, я явился к свящ. с. Елисеенок о. Василию Ивановичу Афонскому и просил его поехать со мной на поднятие тела. Свящ. Афонский поехал и, выполнив свое дело, взял с меня 15 руб., а по таксе за эту требу следовало гораздо меньше. Когда я указал батюшке на такую его несправедливость, он сказал: „У меня ваши комитеты, где сидят грабители, все обобрали, а ты не хочешь платить!“". Далее Титов рассказал, что нынче (в день допроса) посылал к о. Василию свою сестру для того, чтобы пригласить в свой дом отслужить панихиду в сороковой день по бабушке, но о. Василий отказался ехать, поскольку, по словам Титова, сестра не соглашалась заплатить за эту требу 8 рублей. "Я ходатайствую о привлечении свящ. Афонского к суду за то, что он агитирует против советской власти и сквернословит по ее адресу", — подытожил Титов свои показания[4].

Чрезвычайная комиссия вызвала и допросила священника В. Афонского. На допросе, состоявшемся 23 сентября, он показал, что возводимое на него Титовым обвинение "ложно от начала до конца", виновным ни в чем противозаконном себя он не считает. Тем не менее его арестовали и отправили в дом предварительного заключения, а 24 сентября следователь ЧК допросил еще одного свидетеля, обвинявшего иерея В. Афонского в антисоветской агитации, — члена уездного исполкома Ф. Г. Исаева, который заявил: "До революции св. Афонского знали все, как ярого монархиста. Не переменил своего взгляда поп Афонский и с переворотом, отличаясь и теперь нетерпимостью к советской власти, которую всегда старается распропагандировать. Я знаю случай, имевший место 4 июля 1917 года. Дело в том, что в этот день у нас в деревне храмовый праздник. Придя в церковь, я обратил внимание на полотенце, висевшее у иконы, а на полотенце этом было вышито: „Боже, Царя храни!“ Я в присутствии граждан тогда же заявил о сем свящ. Афонскому, который отнесся к моему заявлению совершенно безразлично. То обстоятельство, что священник Афонский отъявленный и опасный контрреволюционер, подтверждается общим недовольством против него крестьян путем подачи жалобы на него в Смоленск, но по вполне понятным причинам свое начальство всячески оберегало такого попа, который имел прочные связи со своими в лице протоиерея собора г. Дорогобужа Березкина, который скрылся от народного гнева путем бегства. Я считаю долгом коммуниста указать на явную опасность в лице свящ. Афонского, ведущего агитацию против советской власти; человек этот очень опасен, тем более потому, что он хитрый и осторожный"[5].

Указанные обвинения чрезвычайная комиссия сочла достаточными для вынесения 26 сентября следующего постановления: "Принимая во внимание: во-первых, что свящ. Афонский, пользуясь своим положением, вел злостную агитацию против советской власти; во-вторых, что с несомненной очевидностью установлена крайность монархических взглядов свящ. Афонского; в-третьих, что постоянно вращаясь в кругу местного кулачества, он, свящ. Афонский, явно опасен, тем более как человек, умеющий творить свое гнусное дело со всей присущей ему хитростью, — и в силу подавляющих улик… свящ. с. Елисеенок, Егорьевской в., Дорогобужского уезда Василия Ивановича Афонского, во исполнение революционной воли угнетенных и в силу ответственности за доведение идеалов социализма до конца, — расстрелять в 24 часа". Расстрел был совершен в тот же день. В день расстрела супруга священника З. Афонская получила разрешение на свидание с мужем. Внесенный ранее отцом Василием залог в размере 500 рублей чрезвычайной комиссией был "превращен в штраф"[6].

Как и в других подобных случаях, расстрел священника Василия Афонского освещался местной печатью. В уездных и областных "Известиях" от имени ЧК была помещена заметка "Расстрел контрреволюционеров", в которой предание смерти отца Василия представлялось как справедливое возмездие за некие страшные совершенные им против нового строя злодеяния. При этом сообщалось нечто малопонятное о том, что он не был расстрелян обычным порядком, а застрелен у здания ЧК, поскольку хотел бежать. "26 сего сентября, — сообщалось в заметке, — по постановлению чрезвычайной комиссии расстреляны священник с. Елисеенок Василий Иванович Афонский и б. военный чиновник Семен Федорович Николаев, оба за контрреволюционные деяния. Следствие по делу Афонского и Николаева с несомненной ясностью установило преступность расстрелянных. Афонский вел энергичную агитацию против советской власти, провоцировал в среде крестьянства и вносил смуту, пользуясь своим положением священника.

…Между прочим, за попытку бежать священник Афонский был застрелен возле Чрезвычайком.

Так совершилось революционное правосудие над теми, кто в годину тяжких испытаний измученной Родины стал на победоносном пути восставшего пролетариата! Карающая рука тяжким молотом обрушилась на головы гадов и раздавила их! Смерть врагам народа, да погибнут смутьяны и все, кто мешает восторжествовать социализму!"[7]

В "Списке лиц, пострадавших за веру и Церковь в дни нынешней смуты", который составлялся в 1918–1919 гг. Смоленским епархиальным советом, содержится указание на то, что с расстрелом иерея В. Афонского каким-то образом связана и страдальческая кончина заштатного священника Дорогобужской Екатерининской соборной церкви Пантелеимона Холодковского (или, может быть, оба священника были убиты в одно время): против их имен в этом списке стоит один номер входящего документа или дела Епархиального совета[8]. Это дело или документ выявить не удалось, равно как не удалось нигде обнаружить каких-либо сведений об обстоятельствах этой кончины. В других списках пострадавших за веру имя о. Пантелеимона не упоминается» (Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года. С. 162–165).

 

____________________

[1] Церковные и монастырские земли, наряду с бывшими казенными и помещичьими землями, попадали, согласно основному закону о социализации земли от 27 января/9 февраля 1918 г., в т. н. запасной фонд, предназначавшийся для устройства коллективных хозяйств и наделения землей местных жителей и переселенцев (см.: Декреты Советской власти. Т. 1. C. 409, 412–415).

[2] АУФСБ СО. Д. 3270-с. Л. 2–5, 7 – 7 об.

[3] Такие небольшие участки земли на весь причт (меньшие, даже чем полагавшиеся по новым нормам на одну среднюю по размерам крестьянскую семью), никак не противоречили закону о социализации земли, — при условии, что семьи причетников обрабатывали эти участки без привлечения наемного труда (см.: Декреты Советской власти. Т. 1. C. 407, 410). Однако в привлечении наемного труда причты этих церквей никто и не обвинял.

[4] АУФСБ СО. Д. 3270-с. Л. 9 – 11 об., 13, 14, 18 об.

[5] Там же. Л. 11 об. – 12 об., 15.

[6] Там же. Л. 17, 18 – 18 об.

[7] Известия Дорогобужского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Дорогобуж, 1918. 5 окт. (№ 15) ; Известия Смоленского Совета. 9 окт. (№ 237). — С. Ф. Николаев был расстрелян за то, говорилось в постановлении Дорогобужской ЧК по его делу, что «вполне изобличен в целом ряде выступлений, явно контрреволюционного характера, что пребывание Николаева, человека с ярко выраженной физиономией защитника кулачества и, по его признанию, правого социалиста-революционера, безусловно опасно в среде темного крестьянства; что Николаев активно призывал к свержению советской власти и к открытому неповиновению». Из материалов его архивного уголовного дела следует, что главной его виной (кроме того, что он состоял в партии правых эсеров) было высказывавшееся им недовольство советской властью, в первую очередь — несправедливыми действиями отдельных местных советских работников (см.: АУФСБ СО. Д. 26698-с. Л. 16 и др.).

[8] ГАСО. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 186. Л. 22 об.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию