дочь
—
Суслова Варвара Михайловна (род. ок. 1871). Воспитывалась в Енисейском Иверском девичьем монастыре. Учительница Знаменской церковно-приходской школы Красноярского уезда (с сент. 1898), церковно-приходской школы Канского уезда, Дубчесской церковно-приходской школы Енисейского уезда. Биография Варвары Михайловны экспонировалась на выставке, посвященной народному образованию в дореволюционной Сибири в Санкт-Петербурге
дочь
—
Кожевникова (Суслова) Анастасия Михайловна (ок. 1876–24.4.1953). Получила образование в Красноярском епархиальном женском училище, имела звание домашней учительницы. Муж — Андрей Никитич Кожевников, учитель в Туруханской церковно-приходской школе (1890–1892), псаломщик при Ессейской часовне (с 1896). Анастасия Михайловна безвозмездно готовила в Туруханской школе пищу для детей инородцев, проживающих в школьном интернате. Совместно со старшей сестрой Матроной в 1931 написала заявление в Туруханский крайисполком от имени церковного совета с просьбой продлить срок ремонта Туруханского Троицкого собора до 1932 года
дочь
—
Сотникова (Суслова) Анна Михайловна (род. ок. 1878). В 1890–1891 учеб. году обучалась в Красноярском епархиальном женском училище. Муж — дудинский купец Иннокентий Киприанович Сотников, сын — Иван
дочь
—
Рычкова (Суслова) Александра Михайловна (ок. 1882 – февр. 1942), воспитывалась и росла в женском монастыре, окончила Красноярское епархиальное женское училище (1898) и была назначена учительницей в Толстомысскую церковно-приходскую школу, где проработала пять лет. Ее стараниями в д. Толстомысской была организована воскресная школа для взрослых девиц. В 1903, по просьбе отца, была переведена в Туруханскую городскую школу. Проработав там год, решила посвятить себя делу просвещения инородцев
Енисейская и Красноярская епархия,
Енисейская губ.,
Красноярский уезд,
с. Подсопочное, Димитриевская церковь, священник. Заведующий и законоучитель Подсопочной церковно-приходской школы (в отчете епархиального наблюдателя церковных школ упомянут в числе законоучителей и заведующих школами, которые «заявили себя особенною ревностию или к преподаванию Закона Божия, или похвальною заботою о школьном благоустройстве» в 1898–1899 учебном году)
благодарность епархиального начальства, объявлена «за заботы о наставлении прихожан и за просвещение инородцев»
1885
архипастырское благословение и благодарность, объявлены епископом Енисейским и Красноярским Исаакием (Положенским) «за особенные труды по должности миссионера, усмотренные Архипастырем при обозрении Туруханского края»
1886
право ношения камилавки, награжден ко дню Святой Пасхи
3.2.1889
орден св. Анны 3-й степени, награжден за обращение в православие ста человек инородцев
1897
медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»
авг. 1905
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
благодарности епархиального начальства, неоднократно объявлены за успешное просвещение язычников и благоустройство благочиния
9 февраля 1864 года венчался с крестьянской дочерью с. Ботойского Красноярского округа Евфимией Никитичной Дроздовой [1].
Много потрудился в Туруханском крае, устрояя духовную жизнь своей паствы. Ревностно заботился о благоустройстве храмов Божиих (в начале своего служения при Туруханском соборе много сил положил на ремонт падавшей колокольни, в 1907–1908 годах собрал 3486 руб. на постройку новой церкви в с. Хатангском), законоучительствовал в нескольких приходских школах. Открыл за свой счет первую школу с интернатом и несколько церковно-приходских школ для детей инородцев Туруханского края. Составил большой словарь тазовских остяков (селькупов), на языке которых вел церковные службы.
Инородцам, угнетаемым и обманываемым купцами и шаманами, всегда был верной защитой и помощником. Иннокентий Михайлович Суслов (внук миссионера) писал в воспоминаниях: «Туземцы любили деда, и … изливали свои обиды на купцов, обманы которых они с помощью миссионера постепенно научились понимать… Дед при личных свиданиях с красноярским архиереем неоднократно жаловался ему на купцов-хищников, доказывал главе православной церкви в губернии о необходимости воздействия через губернатора на создание специальной инспекции и надзора за товарообменными операциями хищников-купцов, которые позорят русский народ и подрывают христианскую веру» (Цит. по: Власенко Т. А. Служил Богу и Отечеству...).
Овдовев, с большей ревностью отдался пастырскому служению на далекой окраине Сибири. Исследователь Татьяна Власенко описывает трудности и лишения, претерпеваемые туруханскими миссионерами: «В силу полного отсутствия дорог самым удобным временем для поездок священнослужителей была, конечно, зима, а значит, лютые морозы и страшные снежные бури сопровождали миссионеров в пути. Из-за того что кочевники-инородцы не жили компактно, а перемещались по огромным территориям, занимаясь добычей пушнины и оленеводством, священнослужитель также наматывал по заснеженным холодным и безлюдным пространствам невероятное количество километров, пользуясь теми же средствами передвижения, что и кочевники, т.е. нартами, в лучшем случае укрываясь от холода и ветра в так называемом "болке" — лёгком крытом возке. В упомянутом выше отчете [миссионера о. Михаила Суслова за 1893 год] имеется информация, что только за две такие поездки священник Михаил Суслов преодолел 8500 вёрст! Несмотря на огромные усилия священнослужителя, все кочевья он всё равно не смог посетить, так как проникнуть на каждую речку или озеро, где аборигенами вёлся зимний промысел, было практически невозможно. Большинство молитвословий и треб совершалось в чумах, где священник, задыхаясь от едкого дыма, едва мог разобрать в книгах буквы. Но не только холод, голод, страшную усталость, а иногда даже враждебное отношение к себе, которое старались привить инородцам шаманы, подстерегали миссионеров. Очень велика была опасность получить то или иное заболевание, о чём говорит сам отец Михаил Суслов: "…Любопытен обычай особенным образом принимать благословение, существующий между затундринскими жителями. Они, приняв благословение, подносят руку благословляющего ко лбу и потом уже целуют. Для миссионеров обычай этот тягостен: почти все жители страдают сильно выраженной чесоткой и мне, например, приходилось каждый день прижигать свои руки карболовой кислотой, так как после благословения и поцелуев нет-нет да и покажется прыщ чесоточного клеща"» (Власенко Т. А. Служил Богу и Отечеству...).
По просьбе библиофила купца Г. В. Юдина предпринял труд по расшифровке и копированию рукописи протоиерея Красноярского кафедрального собора Василия Касьянова «Сибирская летопись», представляющую собой дневниковые записи за 1870–1887 годы (3050 страниц текста и небольшая автобиография), дал пояснения к именам собственным, которых в тексте насчитывается более 3 тыс.
В 1908 году был вынужден принять участия в событиях, известных как Туруханский бунт: «Шайка разбойников в количестве 18-ти человек в течение 4-х дней бесчинствовала в г. Туруханске: грабила, убивала, сжигала архивы отдельного управления, что вызвало панику среди всего местного населения. Бандиты предупредили жителей, что расстреляют каждого вышедшего на улицу. Награбив оружия, провизии и теплой одежды, они на лошадях покинули город. В это время иеромонах Макарий приехал из Дудинки по делам строительства очередной школы. Прибывший в Туруханск пристав принял решение о необходимости послать нарочного в г. Енисейск, чтобы доставить сведения о действиях бандитов, но желающего ехать не находилось — люди боялись мести разбойников. Свои услуги предложил лишь миссионер о. Макарий Суслов, "который и отправился на следующий день, зашив в клобук бумагу, содержавшую описание происшедшего; с ним было отправлено предписание заведывающему кордоном в деревне Вороговой о присылке в Туруханск 10 стражников…". Отец Макарий решился на эту миссию ради спасения жизней своей паствы, а в своём отчёте лишь скромно написал, что отправился в поездку по выбору жителей г. Туруханска. Полторы тысячи километров в лютые морозы он преодолел за полмесяца, передвигаясь на лошадях по Енисею под угрозой ограбления и даже смерти — это составляло 100 км в день! Рапорт он благополучно доставил по адресу. Вскоре шайка разбойников была захвачена прибывшей военной командой в Хатанге и отправлена в Туруханскую тюрьму» (Власенко Т. А. Служил Богу и Отечеству...).
С 1870 по 1914 год миссионером было обращено в Православие 403 человека: 387 язычников, четверо магометан, три лютеранина, три католика, пятеро раскольников и один иудей.
Скончался от рака желудка.
В оформлении биографической страницы использованы сведения, присланные Борисом Рычковым, правнуком архимандрита Макария.
_______________________________
[1] Исследователи Т. А. Власенко, Ю. В. Клиценко указывают, что Евфимия Никитична происходила из якутского рода Ботулу.
Развернуть
Архивные источники
Извлечение из формулярных списков о службе протоиереев, священников и иеромонахов Енисейской епархии за 1894 год // Государственный архив Красноярского края. Ф. 713. Оп. 1. Д. 21. Л. 13