Путилин Алексей Иванович, псаломщик

  • Дата рождения: 17.3.1828
  • Дата смерти: 8.10.1911

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Бирюченское духовное училище
окончил низшее отделение
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1849
1903
Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губ., Валуйский уезд, с. Княжее (Пески), Архангельская церковь, псаломщик. В 1903 уволен за штат
Показать все

Награды

21 июль 1900
золотая медаль «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте, награжден за 50-летнюю службу
Показать все

Другие сведения

«Полвека с лишним… достойно проходил свое многотрудное служение сельского псаломщика бессменно на одном месте, как солдат на посту, поя Богу Вышнему…

Тяжела была жизнь почившего. Труден был его путь. Много терний и колючих шипов было усеяно по нему там и сям. Особенно горька была чаша бедности, которую пришлось выпить почившему до дна. Но рука Божия, видимо, была с ним. Она его в трудную минуту жизни, щедрила и давала ему бодрость идти жизненной бороздой с светлым упованием, не омрачая чела и не сгибаясь под тяжестью ноши. Нужно было терпеть, и почивший терпел, как Иов, без малейшей тени ропота на судьбу…

Он смотрел на приход, как на свою семью, с которой он сроднился, сросся, сжился; уйти, при таких условиях, на другое место было невозможно также, как покинуть свою семью. Он знал приход, как свою семью, и это давало ему возможность и благо-и-плодотворно на него действовать, в своем, конечно "чину", и не увлекало его в сторону иных, более заманчивых, перспектив...

Благословение Господне было на почившем: он был человек многосемейный. Многосемейность, при бедности, крест. Нужно всех обучить и воспитать. А средства сельского псаломщика более чем скромны для этой задачи. Но Бог и здесь был милостив к нему за ту, очевидно, чисто патриархальную, "святую простоту" и доброту, которыми отличался почивший во всю свою жизнь, что, к сожалению, в наши дни — редкость. Он помог ему, хотя не всех, детей обучить и вывести, как говорят, в люди, в разряд "добрых людей".

При похвальных отмеченных — оседлости и терпении, почивший отличался всеми качествами "доброго человека": кротостью, общительностью, незлобием... ; как семьянин, весьма высоко ставивший интересы семьи, он был далеко не заурядный, как христианин и при том православный и верующий соблюдавший уставы св. Православия по возможности точно и строго, — что в наш век — век "междуверья": религиознаго индефферентизма, маловерия, цицизма и неверия — явление далеко не выпуклое,— он был примерным.

И вот рано утром на 8 октября А. И — ча не стало. Напутствуемый св. таинствами: покаяния, причащения и елеосвящения — он тихо, храня сознание до последней минуты, о Господе почил...

Умер он, как и жил, по-христиански: его пред­ смертной волей была просьба прочитать молитву Пресвятой Богородице и с молитвой этой на устах и в мысли он испустил дух...

Почивший был усердным христианином. Про него словами Апостола можно сказать, что он "веру сохранил" (2 Тим. IV , 7). Православная вера была для него ценным имуществом, которым он дорожил и которое он хранил, как зеницу ока. И это явление, в наш век религиозного распада и расцвета многоверия и разноверия в виде многочисленности рождающихся сект разных наименований и разновидностей, — достойно особого примечания и, как таковое, должно быть ценимо и оценено очень высоко. По своей профессии псаломщика он был поставлен в благоприятные для сохранения и развития в лучшую сторону основ православия условия и последние он использовал наилучшим образом. Непрестанная молитва в наиболее содержательном и плодотворном виде (пении), чтение Священного Писания (особенно глубоко-назидательных и разнообразных по содержанию псалмов Давида), посещение храма Божия и духовное трезвение — вот основы живучести его прирожденной веры, а вместе с тем и ее выражение. Каждую службу он был в храме, куда приходил всегда первым и откуда уходил последним. Это накладывало на него такой отпечаток строгой церковности, которая удерживала его в своей власти и в отношении других видов спасительной дисциплины, заставляя подчиняться последней властно и бесповоротно. Поэтому, в то время как другие православные христиане в наши дни стали бесстрашно нарушать те, или иные, пункты устава церковного касательно внешних добродетелей, напр., соблюдения поста, почивший в этом отношении был удивительно послушным сыном церкви, сохраняя ее повеления касательно постов неуклонно, являясь живым учителем этой нарушаемой добродетели. Храм — училище благочестия и чистоты. Здесь учатся православные христиане добротолюбию. И почивший усердно учился ему чрез храм, живя в расстоянии (последние годы) 10–12 сажен от него. Те или другие заповеди Христовы находят в нем своего исполнителя. Особенно заповедь о милосердии была близка ему. Ни один нищий, или странник не уходил от него тощим, но всегда получал от него ту или иную лепту, правда, порой не в большем виде, чем лепта евангельской вдовицы, но он и сам был не богаче той, а ее жертва оценена наравне с жертвой богатых. Словом, дух Христов обильно почивал на почившем.

В отношении к ближним почивший жил и действовал тоже по заповедям Христа. Ближе всего к нему стояла, конечно, его семья и отношения его, как главы, к последней были примерными. Заботы о ней его охватывали целиком до забвения своих интересов и выгод. Помню такой случай. Первая половина августа приходила к концу.

Я учился тогда в СПБ. Духовной Академии. Нужно было мне отправляться в Академию. От Песок до Петербурга не близко. Путь стоит около двух десятков рублей. Где же сельскому псаломщику, в летнее время, при скудной доходности, взять такую сумму? А взять было необходимо. И вот он весь ушел в планы, где достать нужное. Была у него церковная земля, которую он сдавал в аренду. И вот за целую неделю до отъезда начались у него хождения к арендатору с целью сдать землю и получить желаемую сумму. А так как дать ее не так легко и для арендатора-крестьянина, то в результате получалась целая неделя бессонных ночей, отсутствия аппетита, раздумий и тревог, а порой и терзаний из-за необходимой для сына суммы и все таки в нужное время сумма доставалась и целиком шла на указанную цель. Так может действовать только самоотверженный отец.

Отношения его к другим всегда растворялись духом евангельского учения. Незлобие и кротость — вот его характеристика там, где приходилось сталкиваться с людьми жестокими, злыми. Это был кроткий "ягненок", которого можно было толкнуть, обидеть, унизить, но который злом за зло не мстил. Скорее он действовал по новозаветному девизу: "не противься злому", чем ветхозаветному: "око за око и зуб за зуб”. Там-же, где он видел "людей", там он был "человеком" добрым, обязательным, ласковым, участливым. При своих посещениях прихода он всякого расспросит о горе, о нужде, ко всякому обратится с участием от мала до велика. Кто из вас, братия святого храма сего, прихожан его, не знает всегда доброго и ласкового "Алексея Ивановича?"...

Снисходительный к другим, он был строг к себе, стараясь жить так, чтобы не иметь ни врагов, ни тех, кто бы мог быть им обиженным, следуя тому евангельскому учению, которому он так усердно учился в храме.

Сказанным мы, однако, не имеем в виду сказать, что почивший был чужд погрешностей. Кто чист от скверны? Кто — без греха? Если праведник падает, то грешник устоит ли от падений? Быть может, были падения и у почившего, но и они, при наличии данных его жизни, особенно последних дней, не дают мне основания усомниться в правоте доказываемой мною мысли о том, что вера моя готова исповедать, "яко уготовася ему (почившему) место упокоения". Последние годы, кажется, Творцом были ему даны на искупление его возможных вольных и невольных прегрешений молодости. Почивший начал переживать "псаломский" предел человеческой жизни и последний десяток его лет по своей высоте и чистоте, возможной, конечно, для человека, может быть назван днями его очищения и покаяния. Эти годы были годами его вдовства. И вот, живя в миру, он, в сущности, был настоящим "монахом" в лучшем смысле этого слова. Пост, малоядение, абсолютная трезвость и богомоление при незлобии, смирении и воздержании — разве это не черты иноческой жизни, той жизни, которую вели праведники, а ныне святые: Препод. Серафим Саровский, Иоасаф Белгородский, а также почивший пастырь-праведник о. Иоанн Кронштадтский? Частое причащение Св. Таин — было отрадой его устремленного в "тот" мир духа и всякий раз, когда кто-либо из священствующих его сыновей приезжал к нему погостить и служил в княжевском храме, он считал долгом у него причаститься.

Таков был почивший в своей жизни. Не нам, конечно, оценивать ее. Есть Иной ее Ценитель— Нелицеприятный Судия. Он ее оценит и взвесит на Своих верных весах Правосудия. Мне же такая жизнь дает основание верить, что и на весах Божественного Правосудия жизненное "добро" почившего будет найдено не легким, дающим ему право на "покой" и "благая" за "злая" здешней жизни…» (Светлой памяти дорого отца ...).

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию