Нил (Мишарин Петр Павлович), иеромонах

  • Дата рождения: 7.2.1934
  • Место рождения: Челябинская обл., с. Юшково
  • Дата смерти: 6.4.2000
  • Место смерти: Калужская обл., г. Боровск. Похоронен на кладбище у церкви Рождества Богородицы в с. Роща

Родственники

  • отец  —  Мишарин Павел Устинович (ум. в апр. или мае 1935), крестьянин. За несколько месяцев до рождения сына Петра был безвинно арестован, более года провел в заключении. Будучи затем оправдан, прямо за воротами тюрьмы умер от сердечного приступа
  • мать  —  Мишарина Сусанна . Была богобоязненной верующей женщиной, много молилась и во всем полагалась на волю Божию. Крепкая вера и пламенная молитва помогли молодой вдове в тяжких условиях воспитать детей в благочестии и любви к Богу и ближним
  • брат  —  Мишарин Михаил Павлович (род. в 1926 или 1927)
  • брат  —  Мишарин Александр Павлович (род. в 1929 или 1930)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ремесленное училище
окончил
вечерняя школа
окончил
техникум
окончил вечернее отделение
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не позднее 1990
рукоположен во диакона
1990
рукоположен во священника
17.12.1993
пострижен в монашество в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре с именем Нил, в честь прп. Нила Столобенского
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1993
6.4.2000
Калужская и Боровская епархия, Калужская обл., Боровский р-н, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, иеромонах
Показать все

Подробная биография

Иеромонах Нил (в миру Петр Павлович Мишарин) родился в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали» 7 февраля 1934 года в селе Юшково Челябинской области в крестьянской семье. Крещен был с именем Петр в честь св. мученика Петра — темничного стража, память которого совершается 8 февраля.

Батюшка Нил вспоминал: «Я вырос в людях, т. к. у нас практически никогда не было своего жилья, и на отрочество мое выпало время тяжких испытаний нашего народа — Великая Отечественная война». Его брат Александр рассказывал: «Тогда всем худо было, а мы и до этого жили так же. Мы были малы и несмысленыши. Когда мама уходила работать (прислугой, потом на МТС), мы убегали на улицу, хату не закрывали, и у нас все разворовывали. Даже картошку в огороде выкапывали, а однажды корову увели. Мать корову нашла запертой в чулане у одного лодыря. Стала ее забирать, а тот угрожает убийством. Мать не выдержала и, собрав последние пожитки, запрягла корову в тележку и увела нас из родного села». Так семья стала мыкаться по чужим квартирам. Вскоре Сусанна, надрываясь на непосильной работе, чтобы прокормить детей, стала инвалидом, ей часто приходилось лежать в больнице. Но пенсию она себе выхлопотать не смогла. Бывало, что дети были вынуждены ходить по дворам, просить милостыню. Отец Нил вспоминал: «Я ведь хлеба досыта только в армии наелся, такие уж у меня и детство, и отрочество, и юность были — голые, разутые и голодные». Брат Александр рассказывал: «Старшего брата забрали на войну, я работал, а Петя, разутый и раздетый, был вынужден сидеть дома, в школу пошел только после войны. После семи классов Петя поступил в ремесленное училище, а по его окончании был направлен на работу в закрытую зону, на завод — «почтовый ящик». Оттуда в 1954 г. Петр ушел на военную службу. В 1957 г. вернулся на работу — наладчиком контрольно-измерительных приборов и параллельно окончил вечернюю школу и вечернее отделение техникума. Он любил учиться, и часто говорил: «Учение — свет». Но и учеба, и работа были для него сопряжены с большими трудностями и испытаниями: было много зависти, клеветы, уничижений, поношений, которые он кротко претерпевал с упованием и молитвой.

В послеармейские годы Петр вступил в брак, но оказалось, что супруги были очень далеки друг от друга по душевному складу, и главное — по отношению к Богу, к Церкви, и семья вскоре распалась. От своей мамы Сусанны Петр унаследовал легкий и светлый жизнерадостный нрав и веру в благой Промысел Божий, которая никогда не оставляла его. Сами бездомные, гонимые по стране голодом и нищетой, Сусанна с детьми и своей престарелой матерью Минодорой всегда давали приют и поддержку таким же бездомным странникам. Отец Нил всегда помнил об этих блаженных о Господе людях, в устах которых звучала живая и чистая Евангельская правда. Напоенные Божией премудростью притчи, пословицы, крылатые слова не иссякали в их семейном кругу.

Петр с детских лет полюбил молиться. Батюшка часто вспоминал: «С трехлетнего возраста моя мама Сусанна ставила меня на коленочки между собой и бабушкой Минодорой и говорила: «Петя, будем молиться». Еще не понимая смысла молитв, я уже с раннего детства молился Богу. И во взрослой жизни всегда обращался к Богу, и Господь всегда мне помогал. Когда мне было лет 15, к нам часто заходила блаженная Анисия, мама последним куском с ней делилась. И вот она вышла на улицу, стоит и чертит круг. Спрашиваю у нее: «Анисия, скажи мне про жизнь». Она отвечает: «Сначала будешь жить плохо, а потом хорошо». Батюшка Нил всю жизнь особено любил молиться перед иконой Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Любимым его святым был Преподобный Серафим Саровский. Батюшка вспоминал: «Всю мою жизнь управлял преподобный Серафим Саровский. Первый раз он посетил нас с мамой, когда мне было 4 года, второй — указуя служение Богу, и третий раз (в тонком сне) я полз за ним на коленях по храму. Преподобный вышел в дверь, в которую я через некоторое время вошел в храм и служил там несколько лет. Это был храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тобольске, где почивают мощи святителя Иоанна Тобольского».

Когда Петр Мишарин работал на заводе — «почтовом ящике», ему полагался увеличенный 45-дневный отпуск, который он использовал для паломничества по святым местам. Он вспоминал: «Ежемесячно я откладывал деньги на паломнические поездки и изъездил много святых мест Руси. Старался часто посещать Троице-Сергиеву Лавру. В одной из паломнических поездок Господь даровал мне духовного отца — схиархимандрита Власия. Как-то говорю о. Власию, он тогда в Екатеринбургской епархии служил: «Батюшка, я с калужскими ребятами в армии свой воинский долг выполнял». А он мне отвечает: «Вот на той земле и упокоишься». До Свято-Пафнутьева монастыря мне довелось служить в Тобольске, Кушве, Щучье».

Не так уж долго пришлось о. Нилу служить Богу в сане священника, но готовился он к этому служению всю свою нелегкую жизнь. Он прошел все храмовые послушания: прислуживал в алтаре, пел на клиросе, был псаломщиком, превосходно читал Псалтирь. Наконец, он был рукоположен во диакона, а в 1990 г. — во священника. Прихожане тех лет вспоминают, что, как и многих священнослужителей в те годы, отца Петра всюду гнали, не давали служить и строили против него всяческие козни.
В 1993 году о. Петр Мишарин был переведен в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где с первых дней открытия обители служил и был духовником братии схиархимандрит Власий. В монастыре 4/17 декабря 1993 года батюшка принял монашеский постриг с наречением имени Нил — в честь Преподобного Нила Столобенского (память 7/20 декабря). О. Нил очень любил своего небесного покровителя, советовал людям прибегать к нему с молитвой, и Господь сподобил его участвовать в возвращении св. мощей Преп. Нила из г. Осташкова в Нилову пустынь. В этот день на праздничной трапезе батюшку Нила посадили рядом со Святейшим Патриархом Алексием II, которого батюшка очень почитал и любил.

В монастыре под руководством духовника простосердечный и добродушный о. Нил возрастал духовно, научаясь от батюшки Власия послушанию и молитвенному деланию. В конце девяностых годов из-за резко ухудшившегося здоровья о. Власий уехал на Афон, где несколько лет молился в затворе, а в Боровском монастыре духовником вместо себя оставил о. Нила. Братия и многочисленные паломники полюбили его за кроткий добрый нрав и духовную рассудительность. Главными его делами были послушание и молитва. Он ничего не делал без благословения, и любые послушания выполнял с детской доверчивостью. Насельники монастыря, вспоминая батюшку Нила, характеризуют его так: необыкновенно простой и искренний перед Богом и перед людьми, смиренный, кроткий, жизнерадостный и очень милый.

О. Нил много и самоотверженно служил, часами исповедовал, забывая о своем слабом здоровье. Тяжелые лишения детства и юности, нервные потрясения, перенесенный в прошлом инфаркт — все это не могло не отразиться на физических силах батюшки. Его называли «тяжко болящим монахом, до самозабвения молящимся за многострадальную Россию». Необычайно велико было его стремление помочь каждому, удивительна любовь к страждущим. Об этом красноречиво говорят воспоминания благодарных духовных чад. Он буквально сгорал, всего себя отдавая Богу и людям. Весь свой огромный жизненный и духовный опыт батюшка стремился передать тем, кто обращался к нему с вопросами и скорбями.

Паломники монастыря очень скоро оценили духовную помощь, которую получали от этого маленького батюшки с детской доверчивой улыбкой. Он любил людей, любил исповедовать, беседовать, утешать. Был очень отзывчив на всякое несчастье, не мог оставить человека неутешенным в беде, всегда находил нужное слово поддержки. И люди к нему стремились. К о. Нилу на исповедь и духовную беседу шли и жители ближних деревень, и высокопоставленные люди из столицы. Батюшка принимал их у себя в келье, подолгу беседовал, сочувственно выслушивал, отвечал на вопросы, утешал в скорбях, помазывал освященным маслицем, терпеливо учил покаянию и молитве. После бесед с батюшкой люди уезжали обновленные, с легким сердцем. По молитвам о. Нила наладилась жизнь у многих его духовных чад. Иногда, приезжая к нему в трудных жизненных обстоятельствах, с неразрешимыми, казалось бы, вопросами, многие получали ответы и утешение уже на пороге его кельи, даже не успев рассказать о своих проблемах. По свидетельству духовных чад, были случаи исцелений по его молитвам.

О. Нил знал много русских пословиц и поговорок, сочинял экспромтом короткие стихи в подражание поговоркам. Приходящим к нему он либо цитировал строки из Священного Писания, либо стишок свой рассказывал, а иному пословицей или поговоркой отвечал. А про себя говорил так: «Помяни, Господи, Нила — ленивого, нерадивого и сонливого, постоянно спящего, к молитве не радящего. Дай ему терпения, кротости, смирения, чтоб никогда не ныл, но всем был бы мил».

О. Нил считал важной обязанностью православного человека молитвенное поминовение усопших, и сам совершал это так часто, как только возможно. Одна паломница вспоминала, что на своем дачном участке под г. Волоколамском среди дня она вдруг увидела людей, расположившихся как на старинном снимке: в несколько рядов у деревенской избы. Когда она рассказала об этом о. Нилу, он ответил: «Это твои умершие родственники просят, чтобы ты поминала их. Когда я был моложе, редко поминал умерших родственников, и вот однажды во сне увидел свою умершую матушку в кустах. Я ее спрашиваю, почему она не выходит, а она мне в ответ: «Тяни меня, тяни!» С тех пор я усилил молитву за умерших, и тебе советую поминать умерших родственников».

О. Нил начинал свой день в пять утра с братского молебна, затем после Литургии принимал людей допоздна. Бывало, что вообще ночью не спал. Он находил время и силы для каждого человека, не отказав никому. В 1997–1999 гг., когда схиархимандрита Власия в монастыре не было, вся нагрузка духовничества легла на о. Нила. Батюшка принимал и утешал людей, сам при этом очень сильно болея. Он брал на себя тяжесть их многих проблем, не мог отказать никому в сочувствии, а сам изнемогал, порой теряя сознание от усталости. Часто его находили спящим в келье прямо на полу.

Служение о. Нила в монастыре прерывалось необходимостью лечения в больницах. Но и там его находили обремененные скорбями и проблемами люди, и там он не отказывал в помощи никому, черпая силы в молитве и при малейшей возможности посещая ближайшие храмы. Так и прошла жизнь батюшки — в сердечных молитвах об усопших и в молитвенном попечении о живых духовных чадах. Как-то он признался: «Сердце работает только в алтаре, выхожу из храма, два шага — и уже не хватает воздуха».

В это время Господь утешал и подкреплял его паломничествами по святым местам. После посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме, Святой горы Синай, острова Кипр, Константинополя лучезарная детская улыбка не сходила с его лица. Однажды о. Нил стоял на службе в Успенском соборе Московского Кремля. Батюшка находился среди многочисленного народа, далеко от амвона. Неожиданно к нему подошел митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн и сказал: «Наконец-то я тебя увидел!» Они похристосовались, и владыка пошел в алтарь.

В последний год своей жизни о. Нил совершил поездку на Святую Гору Афон, посещение которого хранил от всех в тайне. Он стал сосредоточенным и молчаливым. Выглядел уже гостем на этой Земле.

Как своего верного слугу, Господь до конца жизни одаривал его скорбями — часто терпя несправедливость и злобу от людей, кроткий и любвеобильный батюшка умер за стенами своего любимого Пафнутьева монастыря, не повидав своего любимого старца, который молился за него в затворе на Святой горе. Когда здоровье о. Нила, подорванное долгими бдениями и постами, резко ухудшилось, потребовалась срочная операция. Как потом вспоминали, уезжая, он всех в монастыре навестил, у всех смиренно испросил прощения, раздал на память иконы и разные подарки, а потом поехал в больницу. Говорят, что прощался с какой-то невыразимой печалью в своих по-детски светлых лучистых глазах. Тогда на это никто не обратил внимания, а потом вспомнили, что в этот день был он как-то по-особенному собран, спокоен и тих.

Там, в больнице, Господь призвал его душу. Иеромонах Нил отошел ко Господу в канун Благовещения Пресвятой Богородицы 6 апреля 2000 г. В день его преставления, а потом на третий, девятый и сороковой день в главном монастырском Соборе Рождества Пресвятой Богородицы мироточила чудотворная Иверская Ее икона. Батюшку Нила похоронили на Роще, за алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Одна из духовных чад о. Нила незадолго до его смерти спросила: «Батюшка, Вы ложитесь на операцию, может быть любой исход, как же мы?». Он ответил: «Приходите ко мне на могилку, я для вас всех всегда живой».

Помяни, Господи, приснопоминаемого иеромонаха Нила и в вечных Твоих селениях со святыми упокой!

Наставления батюшки Нила:

Гнев приступает — молись.
Человек может полностью излечиться покаянием.
Паломничество — утверждение в вере.
Самая сильная молитва — ночная.
Священника осуждать — сыпать угли на свою голову. Одна его слеза в алтаре смоет все его грехи, а где окажешься ты со своим осуждением?
Взял карты в руки — с дьяволом подружился.
Сквернословие — поношение родителей.
Каяться надо не только в том, что сделал плохого, но и в том, что мог сделать хорошего, и не сделал.
Как жаль, что многие люди, получив благодать в храме, сразу бегут терять ее в магазины и на рынки. Надо бы хоть немного посидеть дома и почитать Евангелие.
Я за тебя помолюсь, но ты запомни: в Рай по блату не пролезешь!
Правильное отношение к людям: тот, кто сейчас со мной рядом, тот в эту минуту у меня и есть самый любимый.
Нельзя роптать на власть, на плохую погоду: Господь знает, что для нас лучше.
При выборе духовника главное, чтобы он был с Церковью. Если духовник позволяет себе непослушание Церкви, непослушание церковному священноначалию, то пусть он даже великий подвижник, прозорливец и прекрасный проповедник — беги от него.
Считать, что вера должна быть в душе, а в храм при этом можно не ходить, — это все равно, что цветы через противогаз нюхать.
Всегда ли дело приложено к святым словам? (человек может много молиться, но ничего доброго не делать).
Будьте как дети.
Тяготы друг друга носите — и этим спасетесь.

По материалам книги Ольги Тульской «Жизнеописание и слова иеромонаха Нила (Мишарина)»

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию