Березкин Петр Панкратьевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Березкин Панкратий Петрович, диакон
  • мать  —  Березкина (Докучаева) Ефросинья Григорьевна (род. в 1811/1812, ум. 19.2.1886 от «натуральной болезни». Похоронена 21 февраля на кладбище с. Хариново). Венчание состоялось 8.1.1834
  • жена  —  Березкина (Глебова) Евдокия Романовна . (род. в 1852 или 1853). Венчание состоялось 30.8.1871
  • тесть  —  Глебов Роман, священник
  • дочь  —  Лебедева (Березкина) Наталья Петровна (род. 26.8.1872)
  • зять  —  Лебедев Николай Васильевич, священник
  • сын  —  Березкин Даниил Петрович, диакон
  • дочь  —  Березкина Екатерина Петровна (род. 12.11.1874)
  • дочь  —  Некрасова (Березкина) Мария Петровна (род. 17.1.1876). Окончила Смоленское епархиальное женское училище
  • зять  —  Некрасов Евгений Алексеевич, священник
  • сын  —  Березкин Дмитрий Петрович, священник
  • сын  —  Березкин Ефимий Петрович (род. 20.1.1879)
  • сын  —  Березкин Петр Петрович, священник
  • сын  —  Березкин Сергей Петрович, священник
  • сын  —  Березкин Алексей Петрович, священник
  • сын  —  Березкин Панкратий Петрович (род. 4.2.1884)
  • дочь  —  Березкина Елизавета Петровна (20.4.1885–7.5.1885, ум. от «натуральной болезни», похоронена 9 мая на кладбище с. Хариново)
  • дочь  —  Голенкина (Березкина) Марина Петровна (род. 17.7.1886). В 1902 окончила Могилевское епархиальное женское училище, с 1902 — учительница Харинского земского училища. Венчание состоялось 30.3.1909 в церкви с. Хариново Рославльского уезда. 9.7.1932 арестована, 1.9.1932 осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл., по ст. 61 УК РСФСР, за «невыполнение хлебозаготовок» на 3 года ссылки в Северный край, отправлена в Архангельск в распоряжение ПП ОГПУ Северного края
  • зять  —  Голенкин Владимир Евграфович, священник
  • дочь  —  Березкина Анастасия Петровна (род. 29.10.1888). С 15.9.1911 2-я учительница Сухарского начального народного училища Рославльского уезда Смоленской губ.
  • сын  —  Березкин Федор Петрович (род. 16.2.1890)
  • сын  —  Березкин Константин Петрович (род. 18.5.1891)
  • дочь  —  Березкина Анна Петровна (24.8.1892–12.9.1892, ум. от «натуральной болезни», похоронена 14 сентября на кладбище с. Хариново)
  • дочь  —  Березкина Александра Петровна (род. 3.3.1894). В 1911 окончила Смоленское епархиальное женское училище. В 1912–1916 обучалась на физико-математическом факультете Московских Высших женских курсов по отделению Математических наук. По окончании получила диплом 1-й степени. Работала учителем математики
  • сын  —  Березкин Иван Петрович (род. 18.8.1895)
  • сын  —  Березкин Роман Петрович (род. 2.6.1897). В 1915 окончил 4 класса Смоленской духовной семинарии (уволен по прошению)
  • другие дети  —  еще один ребенок
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Смоленское духовное училище
окончил
1870
Смоленская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.9.1871
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1870
14.9.1871
14.9.1871
20.2.1912
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Рославльский уезд, с. Хариново, Ильинская церковь, протоиерей (сначала — священник).С 1874 по 1880 и с 1883 по 1887 — депутат епархиального и окружного училищного съезда духовенства. С 1876 — член благочиннического совета и Рославльского отделения попечительства.С 1877— попечитель и законоучитель Хариновской земской сельской школы. С 1881 по 1884 — наблюдатель за преподаванием закона Божьего в сельских школах. С 1885 — помощник благочинного; с 1896 — духовный следователь
Показать все

Награды

1877
право ношения набедренника
1883
право ношения скуфьи
1895
право ношения камилавки
1900
право ношения наперсного креста
Показать все

Другие сведения

«Рано лишившись отца, бедный, слабый физически, почти неграмотный, — будущий о. протоиерей был определен для обучения в Смоленское духовное училище, откуда перешел в Смоленскую духовную семинарию, где и окончил курс в 1870 году. Сколько лишений и забот, слез и бессонных ночей выпало на долю этого бедного сироты, школьника былого старого времени!  Приходилось даже каникулярное время проводить у людей совершенно чужих. Обладая хорошим голосом, покойный с определения в училище до окончания курса в семинарии участвовал всегда в певческих хорах: в семинарии, в архиерейском, в Троицком; часто исполнял должность регента архиерейского хора и за это пользовался расположением и любовью бывшего в то время преосвященного…

Тернист был жизненный путь почившего. В бедном селе Харинове о. Петр в течение всей своей жизни боролся с нуждой, в полном смысле слова до кровавого пота. Господь благословил его большой семьей — 20 детей имел он — нужно было вырастить их, а затем и дать им образование. Вот что заставляло покойного зимой ездить в лес — самому рубить и возить дрова; летом — косить и возить сено с лугов и хлеб с полей; осенью — молотить и сгибаться под тяжестью мешков, перенося их в амбары. Образование же покойный ставил очень высоко, поэтому тратил все свои последние гроши на дело воспитания и обучения детей, и случалось, что семья покойного на некоторое время лишала себя даже чаепития. Трудно представить, каким образом покойный в течение 20 лет воспитывал одновременно по 6—7 человек детей и сумел дать всем среднее образование, а некоторым даже и высшее. Терпеливо, подобно многострадальному Иову, нес свой тяжелый жизненный крест о. протоиерей. Во всей его жизни золотым венцом светится сыновнее упование на Господа Бога. И в горе, и в радости он был одинаков. Ни одного слова ропота не выразил усопший; напротив, из уст его можно было слышать только слова благодарения: "слава Богу за все, как Богу угодно, так пусть и будет; счастлив я, как никто". Но при исполнении долга отца семьи, о. протоиерей не забывал и своих пастырских обязанностей. Любил он служение Христу. Вот почему его постоянным желанием было видеть и детей своих подвизающимися на этом же поприще. Все силы свои он отдал на исполнение пастырских обязанностей. Условия же деятельности и с этой стороны в Харинове были неблагоприятны. Храм — бедный; народ—темный, дикий. Много пришлось молодому иерею позаботиться о благолепии храма: своими руками перебрал он все, что было в нем; ветхое, ненужное было уничтожено и заменено новым; приобретены новые иконы, утварь и т. п., и храм принял великолепный вид внутри и снаружи. Покойный был уверен, что исправное отношение со стороны священника к исполнению своих обязанностей — главный источник дохода храма. И с каким благоговением в храме и домах прихожан совершал он всякое богослужение и в особенности божественную литургию, за которой часто его можно было видеть плачущим. Особенно выразительна и полна впечатления на молящихся была служба его в Страстную неделю и день Св. Христова Воскресения. В эти святые дни он не отступал от церковного устава. Целый день проводил в храме. Со дня служения в сане священника до гроба в первые 3 дня Страстной седмицы он, вслух, "на часах", прочитывал все Евангелие и не чувствовал никакой усталости. Его громогласного возвещения о Воскресении Христовом — пением тропаря: "Христос воскресе", когда покойный весь отдавался Богу, — прихожане не забудут десятки лет. Задушевны и действенны были его поучения — сказанные от сердца, благотворно влияли они на слушателей. Немало потрудился о. протоиерей и по народному образованию: до самой смерти он состоял попечителем и законоучителем Хариновскаго земскаго училища. С первых лет своего служения в Харинове имел школу в своем доме; а потом, благодаря его стараниям и заботам, было выстроено и отдельное здание для школы. Простотой своего обращения, доступностью, разумною снисходительностью к общечеловеческим недостаткам и немощам, почивший приобрел себе любовь как всех знавших его, так, главным образом, и прихожан своих. Дом его во всякое время был открыт для родных и неродных, знакомых и незнакомых. И многие шли к нему за советом и утешением в разных случаях своей жизни. Особенно покойный любил людей бедных: помогал многим своими средствами, хлопотал за бедных из духовных на съездах, за что была выражена ему благодарность от всего Рославльского уезда и преподано Архипастырское благословение. Отличаясь чистым и добрым сердцем, почивший протоиерей обладал и недюжинным умом, который он развивал и укреплял чтением книг религиозно нравственного содержания. Книга была неразлучным его спутником до конца жизни. В течение многолетней своей пастырской деятельности о. протоиерей, как по выборам духовенства, так и по назначению начальства, проходил различные и ответственные должности... Все эти должности о. протоиерей исполнял усердно, честно и с любовью, чем обращал на себя внимание как епархиального, так и светского начальства и за что получил все доступные сельским пастырям награды до протоиерейства включительно. Весть о внезапной кончине достопочтенного батюшки поразила всех. Никто не хотел верить тому, что умер тот, кого накануне видели при исполнении пастырских обязанностей здоровым, жизнерадостными бодрым. Ночью покойный почувствовал боль сердца, и не более 10 минут продолжавшиеся мучения были окончанием его жизни. В продолжение двух дней у праха почившего совершались беспрерывно панихиды соседними священниками, при большом стечении народа. Трогательна была картина, когда смертный одр почившего окружили все собравшиеся его дети, зятья, невестки, родные и знакомые. Как патриарх, почивший возлежал на нем, окруженный всеобщим почтением...

Храм не мог вместить всех молящихся, собравшихся, от мала до велика, — отдать последний долг своему любимому пастырю. После прощания гроб на руках священников был вынесен из храма, обнесен вокруг и опущен в могилу. Трудно представить ту горесть и те слезы, с какими провожали почившего о. протоиерея. Мир душе твоей, добрый и верный служитель Божий!» (Протоиерей П. П. Березкин (некролог)).

В составлении биографической статьи использованы сведения, предоставленные Сергеем Владимировичем Березкиным и Галиной Александровной Левочкиной.

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию