Понятовский Александр Федорович, священник

Родственники

  • отец  —  Понятовский Федор Лукич, священник
  • мать  —  Понятовская Мария Ивановна (ум. не ранее 1895)
  • жена  —  Понятовская (Резанова) Анна Павловна (1847–24.12.1876). «Священника Александра Понятовского жена Анна Павлова дочь 29 лет от натуральной; исповедовал и приобщал села Верхотойды Николаевской церкви священник Иоанн Скрябин. Совершал погребение священник Феодор Понятовский с диаконом Димитрием Антоновым в церковной ограде» (ГА Воронежской обл. Ф. И331. Оп. 2. Д. 935)
  • тесть  —  Резанов Павел, священник
  • муж сестры  —  Антонов Иван Александрович, священник
  • сын  —  Понятовский Федор Александрович, священник
  • сын  —  Понятовский Василий Александрович, священник
  • сын  —  Понятовский Александр Александрович, псаломщик
  • сын  —  Понятовский Алексей Александрович (род. 4.10.1871). Восприемники при крещении: окончивший курс Воронежской семинарии студент Петр Федорович Понятовский и жена Бобровского уезда села Анны священника Христорождественской церкви жена священника Елена Федоровна Станковская. В 1882 обучался в первом подготовительном классе Воронежского духовного училища; в 1883 не держал экзамена по желанию родителей, в 1888 уволен по прошению. В 1894 ученик 6-го класса Воронежской духовной семинарии
  • сын  —  Понятовский Владимир Александрович (7.3.1875–19.12.1876); «восприемники: села Васильевки Введенской церкви священник Михаил Лукин Корыстин и Бобровского уезда села Анны священника Христорождественской церкви жена священника Елена Федоровна Станковская» (ГА Воронежской обл. Ф. И331. Оп. 2. Д. 935)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Балашовское духовное училище
окончил
1865
Воронежская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

ок. 22.6.1866
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
Показать все

Награды

11.11.1876
право ношения набедренника
1886
право ношения скуфьи
Показать все

Другие сведения

«Умер он 52 лет, т. е. в такую пору, когда многие пользуются избытком сил душевных и телесных... Но как Господу угодно было рано пресечь эту жизнь, так Ему же, Премудрому Промыслителю, благоугодно было, чтобы и вся эта жизнь, в земном своем продолжении, была выдающаяся...

Обстоятельства, ее отличившие, были — те страдания и скорби, которыми вел Господь покойнаго по пути земного странствия… Будучи в училище, он подвергается уже несчастию), имевшему для него печальныя последствия на всю его жизнь: в один из своих приездов к родителям на каникулы он был почти на смерть ушиблен лошадью... Никто из родных не надеялся на его выздоровление и продолжение его жизни. Милостью Божию, он, однако, оправился и встал с одра болезни; по это событие так не осталось без влияния на здоровье почившаго. В 1865 году он оканчиваетъ курс духовной семинарии, женится и начинает период самостоятельной жизни: сначала поступает священником в село Аѳанасьевское, Коротоякскаго уезда, здесь пробыл год и переходит на то же место в село Студеный Лог, Бобровскаго уезда. Это сельцо маленькое и глухое, но для покойного оно было местом радостей его семейной и пастырской жизни; здесь Господь благословил его супружеским счастьем и потомством из 5 сыновей; а духовная паства оказалась доброю почвою, которая жаждала семени Слова Божия и с благодарностью принимала его от новаго пастыря, заявившаго себя ревностным сеятелем этого слова. При таких условиях, покойный светло смотрел на свою будущность. Но Господу угодно было послать ему тяжкое испытание: после 10-летнего семейнаго счастья, о. Александр лишается подруги, а семья — дорогой заботливой матери... Совершилось это в 1877 году. На попечении покойнаго осталось 4-ро сирот мальчиков, из которых старшему было 10 лет, а самому младшему 4 года. Много хлопот, забот и печалей относительно их он должен был понести! Одному — их нужно было воспитать и обучить! Пришла пора воспитания их в учебном заведении. Про отправлении их сюда, после тех, или других каникул, он сам заменял им мать в сборах и приготовлениях их к отезду: чинил и проверял их белье, собирал обувь и одежду и весь реестр нужных им вещей. Дети, один за другим, оставляли свой дом и отца и поступали в учебное заведение, — и пришло то время, когда покойный остался один во всем доме! Тяжелая обстановка жизни, но понять ее вполне может тот, кто сам ее испытал! Покойный безропотно терпел и не старался чем либо облегчить горечь своей жизни, — напротив, он более и более сосредоточивался в самом себе, в своем духе... В этой сосредоточенности он веровал и молился, и приготовился покориться всем Путям Божиим; эта же сосредоточенность была отличительною чертою всей его дальнейшей жизни. В Студенном Логу он жил до 1884 году. В этом году Господь призвал его на новые труды и заботы. В селе Анне, того же уезда, умер священник о. Симеон Станковский, муж сестры покойнаго.

В видах облегчения участи осиротелаго семейства, оставшагося после смерти этого священника, покойный, как родственник, переводится на его место. И вот, после своей семьи оставшись одиноким, он снова становится членом семьи, которая состоит из матери и 8 сирот, еще не достигших, по возрасту и обстоятельствам, самостоятельнаго положения! Теперь он должен давать кусок хлеба и средства к жизни, с присоединением своих сирот — 13 человекам! Все, что он мог сделать относительно семьи зятя, он сделал; исполнил свой долг с самоотвержением. Кроме того, до самой смерти, он не оставлял своими заботами и любовью означенное семейство: это выражалось в том, что давал ему, в его нуждах, материальныя средства. Три года он прожил в Анне, в 1887 году перешел в слободу Макашевку. Сюда он поступил с значительно ослабевшим уже здоровьем — от понесенных трудов, забот и скорбей. Внешняя обстановка жизни в этом селе не могла подкрепить его здоровья. Жил он одиноким в простой избе, которую у прихожанина снимал под квартиру. Эта квартира не была приспособлена — не только в определенным гигиеническим условиям, по даже к нормальным условиям обыкновеннаго человеческаго жилища: она была сыра, холодна и мала. Лучших квартир здесь не имелось. Пищевое его продовольствие было в руках простой хохлушки — жены его хозяина-квартиросодержателя.

В 1889 г. он неосторожно искупался в реке Хопре; и скоро появились симптомы губительной болезни — чахотки легких. Выражались они в сильном кашле, затруднительном дыхании и по временам кровотечении из горла. Покойный сознавал свое положение, но не падал духом, и не оставлял своего пастырскаго служения Церкви, не смотря на трудности, с которыми он совершал это служение. В Июне месяце настоящаго года, когда почивший почувствовал себя худо, он пособоровался, вызвал для последняго с ним свидания сына-священника и стал ждать своего смертнаго часа. Его силы заметно таяла. 29 Августа покойный ходил хотя и с помощию других. Весь этот день он провел обычным порядком, как и прежде. Прошла ночь. Он помолился Богу и лег спать... В 4 часа утра, в день его Ангела, нашли его мертвым, имеющим позу спящаго на боку...

Как пастырь, покойный оставил память о себе своим духовным чадам, неленостным проповедыванием Слова Божия, своею благотворительностью и примерным образом жизни! Всем памятно его слово, понятное, строгое и живое! Благотворил он всегда и всем, наипаче присным-милостию к ближним — хотел и себе заслужить милость Божию, по заповеди Евангельской: блаженны милостивии, яко тии помиловани будут…

Нравственно-чистый образ его жизни всем был известен. Покойный был усердным совершителем Богослужения, с соблюдением, по возможности, всех требований церковнаго устава. Любил он благолепие Церкви и ее Богослужения. Многим была известна его любовь к церновному пению, но которой он сам участвовал в домашних репетициях певчих, руководил ими, — и часто жертвовал собственныя средства на их вознаграждение.

Все эти его качества, слава Богу, нашли себе должную оценку у его духовных чад, которыя пролили непритворныя слезы у его гроба!» (Некролог ...).

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию