Кондратьев Евгений Михайлович, протоиерей

Родственники

  • дед  —  Кондратьев Павел Кондратьевич , кузнец Смоленской губ.
  • отец  —  Кондратьев Михаил Павлович , чиновник, канцеляр митрополита
  • жена  —  Кондратьева (Петрова) Глафира Алексеевна (род. 23.4.1872). Венчание состоялось 11.10.1892
  • тесть  —  Петров Алексей Иванович, диакон
  • сын  —  Кондратьев Михаил Евгеньевич . Выпускник Морского корпуса, офицер, мичман фрегата «Петропавловск». Отказался подписать обязательства исполнять распоряжения Совета рабочих и солдатских депутатов г. Гельсингфорса и тем самым нарушить присягу, 31.8.1917 был убит матросами-революционерами
  • дочь  —  Кондратьева Ольга Евгеньевна
  • дочь  —  Адашева (Кондратьева) Екатерина Евгеньевна (род. 6.10.1893). Окончила гимназию, муж — Евгений Владимирович Адашев
  • дочь  —  Кондратьева Антонина Евгеньевна (род. 28.2.1898). Обучалась дома по болезни, неспособна к труду
  • сын  —  Кондратьев Николай Евгеньевич (4.12.1899–1985). Ученый-гидролог. Окончил Петербургский политехнический институт (1930). Работал по проектированию гидроузлов. С 1947 заведовал отделом русловых процессов в ГГИ. Заложил фундамент гидроморфологической теории руслового процесса. Исследовал процесс трансформации волн. Решал проблему Петербургских наводнений и защиты от них (1963, 1967). Жена — Арендс Эрика Карловна. В 1942 была выслана в Алтайский край по национальному признаку без указания срока высылки. Потом вернулась в Ленинград, умерла в 1976, похоронена в крематории на Шафировском
  • сын  —  Кондратьев Евгений Евгеньевич (род. 30.1.1902). Студент Медицинской академии
  • дочь  —  Кондратьева Наталья Евгеньевна (род. 24.5.1903). Окончила коммерческое училище
  • дочь  —  Кондратьева Фаина Евгеньевна (род. 12.7.1906)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1888
Санкт-Петербургская духовная семинария
1888
1892
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

11.10.1892
рукоположен во диакона епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии Антонием (Вадковским), в церкви 12 Апостолов, что при духовной академии
16.10.1892
рукоположен во священника архиепископом Холмско-Варшавским Флавианом (Городецким), в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры
10.5.1909
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.10.1892
1894
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, г. Санкт-Петербург, церковь преподобного Сергия Радонежского при Громовском детском приюте, священник. Законоучитель приюта, с 1892 по 1894 — законоучитель образцовой церковно-приходской школы при Исидоровском епархиальном женском училище
1894
13.10.1909
Санкт-Петербургская и Ладожская епархия, г. Санкт-Петербург, Успенская церковь на Сенной площади, священник. С 1894 вел беседы с арестованными в Спасской части. С 1898 по 1911 — духовный следователь 3-го благочиннического округа. Безвозмездный законоучитель в приюте дома трудолюбия в доме Вяземского. С 1902 по 1913 — законоучитель 8 класса гимназии Лохвицкой-Скалон, с 1900 по 1909 — законоучитель коммерческого училища 2-го Товарищества преподавателей. С 1902 по 1907 — член правления эмеритальной кассы духовенства, до 1905 — делопроизводитель правления. Член комиссии для точного определения границ столичных приходов и делопроизводитель комиссий (1902), член комиссии по вопросу о штатных вакансиях в составы причтов Петроградской епархии (1904). С 1904 по 1908 — член ревизионной комиссии по Александро-Невскому духовному училищу и Александро-Мариинскому дому, с 1901 по 1911 — член подготовительной комиссии по съезду духовенства
13.10.1909
1937
Ленинградская епархия, г. Ленинград, Волковско-кладбищенская церковь, протоиерей. С 1905 по 1918 — казначей и заведующий конторой, книжным складом и типографией общества религиозно-нравственного просвещения. С 1911 по 1915 — член комитета Александро-Мариинского дома призрения сиротствующего и заштатного духовенства и делопроизводитель комитета. Председатель съезда депутатов от духовенства и церковных старост Петроградской епархии (1914), с 1914 по 1917 — делопроизводитель комитета епархиального фонда для вспомоществования приходским попечительным советам. С 2.12.1914 по 23.12.1917 — редактор «Известий по Петроградской епархии» и журнала «Воскресный благовест». С февр. 1918 — председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения, с февр. 1918 — преподаватель гомилетики на пастырско-благовестнических курсах. Член благочиннического совета 4-го благочиннического округа
Показать все

Награды

1895
право ношения набедренника
1896
право ношения скуфьи
апр. 1900
право ношения камилавки
1902
право ношения наперсного креста
1905
орден св. Анны 3-й степени
1910
архипастырская благодарность за «проведение бесед с народом в дер. Волковой»
1910
архипастырская благодарность за «проведение бесед с народом в дер. Волковой»
6.5.1914
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1916
орден св. Владимира 4-й степени
9.10.1917
право ношения палицы
весна 1922
право ношения Патриаршего (2-го) наперсного креста
Показать все

Преследования

1921
арестован по обвинению в контрреволюционной агитации
с 1921
находился в заключении 5 месяцев
1929
арестован по обвинению в контрреволюционной агитации
1929
осужден на 3 года высылки
1929 – ок. 1931
находился в ссылке
22.2.1938
арестован
10.3.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества, по ст. 58-10 УК РСФСР
12.3.1938
расстрелян в г. Ленинграде, предположительно в Левашовской пустоши
25.10.1957
реабилитирован президиумом Ленинградского городского суда
Показать все

Другие сведения

Усердный пастырь, немало потрудившийся в деле христианского просвещения. В своих воспоминаниях сын Николай писал, что «отцу было свойственно отдаваться целиком своему делу, свойственна идейная деятельность, чуждая материальной заинтересованности» (Записи Н. Е. Кондратьева, 1943 г. // Семейный архив Кондратьевых).

Как и многие священнослужители в то время, отец Евгений вдохновенно приветствовал революционные преобразования, происходившие в России в феврале – марте 1917 г., ожидая от них объединения народа, «пути к успокоению взволнованной страны», возможности организации церковной жизни на более правильных началах, выражая при этом глубокую убежденность в том, что «священник на кафедре церковной только учитель веры». «Приходы существуют не для политики, а для взаимного брат­ского воспитания себя в духе Христовых заповедей и евангельского учения и взаим­ного осуществления любви Христовой». На фоне происходивших в стране революционных событий 1917 г. пастырь заявлял, что «кафедра церковная отнюдь не долж­на быть использована в смысле прове­дения в народ той или иной формы правления». По его мнению, и в частной жизни «священнику лучше бы избегать всяких политических партий» (Свободная Россия … С. 7).

Сын Николай, анализируя воспитание в семье заключал, что христианское мировоззрение было передано отцом «в такой глубокой форме, что оно пережило критику, более шумную, чем содержательную, которую обрушила на него революция… Как ни странно это звучит, — отмечал Николай, — но до 18 лет я практически ничего не знал о политических вопросах, революционной борьбе. Вместе с тем чувство национализма и патриотическое очень высоко ставилось в нашей семье. Религиозность и патриотизм были основами переданного нам мировоззрения. Отец воспитывал в нас твердость и уверенность в своих взглядах одновременно с высокой гуманностью. При чрезвычайной силе характера, отец не переносил и не допускал грубости насилия…» (Записи Н. Е. Кондратьева, 1943 г. // Семейный архив Кондратьевых).

В 1921 г.  протоиерей Евгений был первый раз арестован, но вскоре отпущен «под личную и имущественную ответственность» порядка 500 человек, не побоявшихся подписать ходатайство об освобождении священника.

В двадцатые годы отец Евгений неоднократно участвовал в религиозных диспутах. Воспоминание об одном из таких диспутов, бывшем в Филармонии, в январе 1928 г. записано Анатолием Красновым-Левитиным: «это был необычный диспут: диспут между обновленцами и староцерковниками. От обновленцев выступал митрополит Введенский, от староцерковников… прот. Кондратьев.

Сначала говорил Введенский. Первая часть его доклада была посвящена порокам церкви. Он говорил о цезарепапизме, процитировал слова Юстиниана, обращенные к епископам, "бессмертные по цинизму": "Моя воля — вот ваш канон". Рассказал о том, как в ризнице Пантелеймоновской церкви он нашел старинную икону "Семь Вселенских Соборов". Посредине император Константин, а по бокам семь маленьких кружков — семь Вселенских Соборов. "Древний иконописец здесь графически изобразил значение в церкви императорской власти и вселенских соборов!". Он затем говорил о традиционном консерватизме церкви. Процитировав слова Канта, что "верующие люди всегда идут в арьергарде научных достижений человечества", Введенский с жаром заявлял, что назначение верующих христиан — идти впереди человечества, нести горящий факел мудрости и справедливости среди кромешной тьмы. Он заявил, что церковь не должна быть музеем, где все тщательно запротоколировано, проинвентаризировано и покрыто вековой пылью. "Откройте окна, впустите свежий воздух, пусть ворвется в церковь солнечный свет", — исступленно требовал он.

Затем говорил отец Кондратьев, старик с большой белой бородой. Он весьма ехидно заявил, обращаясь к Введенскому: "Вы не отказались от политики, а переменили политику. Спросите любую из наших женщин, кто вы такие. Она вам ответит кратко: красные попы" (Смех, аплодисменты. Улыбается и Введенский.) "Вы не отказались от подчинения государству, а лишь переменили хозяина". Протоиерей Кондратьев затем процитировал слова епископа Антонина, председателя обновленческого собора: "Собственно говоря, это не был Собор в церковно-каноническом смысле, а просто стачка попов". Наконец, отец Кондратьев огласил сенсационный документ: секретный циркуляр, подписанный Введенским как заместителем председателя Синода, обращенный к епархиальным архиереям, в котором рекомендовалось (в случае необходимости) обращаться к органам власти для принятия административных мер против староцерковников. "Вот Ваш факел, который Вы хотите нести человечеству", — говорил отец Кондратьев, потрясая злополучным циркуляром в старческой руке. Взрыв аплодисментов одной части зала. Обновленцы смущенно молчат, впечатление потрясающее <…>

Последним выступил Лонгинов, один из самых ярых безбожников, редактор хулиганской газеты "Безбожник у станка". …Он... закончил свою речь грубой тирадой. "Я сегодня выбивал свои брюки и от них пошло облако пыли. Еще больше пыли пойдет от вас, церковников, когда мы начнем скоро вас как следует бить".

Этим зловещим выступлением безбожника закончился диспут» (Лихие годы 1925–1941 ... С. 140–142).

10 марта 1938 г. протоиерей Евгений был приговорен к расстрелу. Вина священника в материалах следственного дела была представлена так: «оставаясь враждебно настроенным к политике ВКП (б) и советской власти, систематически среди населения проводил контрреволюционную пропаганду, направленную против ВКП(б) и Советского правительства. Возводил клевету на Сталинскую конституцию. Распространял к/р провокационные слухи о голоде в СССР. Восхвалял жизнь в фашистских странах. Утверждал, что в результате войны с фашистами, советская власть будет уничтожена, призывал верующих с оружием в руках бороться против существующего строя».

Николай Евгеньевич Кондратьев после смерти Сталина обращался с запросом в соответствующие органы, чтобы выяснить судьбу своего отца. Но так до конца жизни и не узнал, что его отец был не сослан — а расстрелян. Из воспоминаний Николая Евгеньевича (1943 г.):

«...Я много раз пересматривал свое отношение к Советскому строю. Я пересматривал все, с самого начала, стараясь быть объективным, стараясь найти и устранить все, что меня отдаляло. Старался устранить — и не мог!

В чем же заключались в те времена (сороковые годы) мои расхождения с Советским мировоззрением.

Я заставил себя здраво относиться к тем несправедливостям, которые относил за счет примазавшихся и явных вредителей, вербовавших свои кадры из числа "обиженных". Вопросы религии отходили на второй план — они переносили суровую обстановку, которая должна была лишь укреплять дух. Бурные темпы строительства, гигантский размах его и широчайшая постановка научных работ не могли мне не импонировать. В зрелом возрасте я стал понимать, что широкое творчество свойственно лишь тем, кто стоит на верном пути.

Но были обстоятельства, с которыми примириться я не мог. Был арестован и сослан мой отец, семидесятилетний старик. Он ни в чем не был виноват! А я не мог не только добиться пересмотра его дела, облегчения его участи, но даже узнать, жив ли он, в чем заключается его дело. Мог ли я верить в то, что он единичное, жуткое исключение. А подобные жалобы доходили до меня отовсюду. Так гибли люди, которых я уважал. Жестокие несправедливости создавали глубокий скрытый ропот. Я не верил, да и сейчас не верю, что мероприятия такого рода укрепляли государство…» (Записи Н. Е. Кондратьева, 1943 г. // Семейный архив Кондратьевых).

В оформлении биографической статьи использованы сведения, предоставленные Верой Писаревской.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию