Герман (Полянский Борис Иванович), архимандрит, преподобномученик
- Дата рождения: 16.10.1901
- Место рождения: Херсонская губ., г. Тирасполь
- Дата смерти: 4.11.1937
- Место смерти: Новосибирская обл., Мариинский р-н, Сусловское отделение Сиблага НКВД
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины (22 октября/4 ноября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября) и Соборе Кемеровских святых (последнее воскресенье перед 18/31 августа)
Родственники
- отец — Полянский Иван Васильевич, протоиерей
- мать — Полянская Мария Павловна (26.7.1870 – не ранее 1922)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Ист.: База данных ПСТГУ Письмо, написанное архимандритом Германом (Полянским) духовному сыну Борису Клушанцеву, ученику 7 класса, к празднику Пасхи 1937 г., за несколько месяцев до расстрела: «Дорогой мой Борис, Х[ристос] В[оскресе]! Как ты там жив? Полнеешь? Наверное, хорошо учишься? Душа твоя, должно быть, теперь, к Пасхе, стала совсем ясная и светлая? О, как бы это было хорошо... В этом году тебе будет 15 лет. А увидимся ли мы в этом году, как думаешь? Для тебя сейчас самое главное — разумно и серьезно почувствовать всю силу нашей веры, веры мучеников и исповедников. Но самое главное — исповедать веру в жизни — чтобы сердцевина твоя была бы такая сильная и благостная, чтобы не то что слышался, а чтобы чувствовался — проявлялся хр[истиани]н. Ты поймешь меня, мой м[илый], ты всегда понимал меня, и вперед будешь понимать, да? Раскачайся и нацарапай мне пару строк. Папочку и мамочку поцелуй по 4 раза: 3 от себя и 1 от меня».
Ист.: Всегда ли надо доверять следственным делам ... СИЗО-3 (бывш. Мариинская тюрьма), где в 1933-1936 гг. находился в заключении преподобномученик Герман (Полянский). Кемерово, 1994.
Ист.: d-popovskiy.livejournal.com Мемориальная доска в память о преподобномученике Германе (Полянском), установлена на стене кафедрального собора Рождества Христова в год 120-летия со дня его рождения. Тирасполь, 2021.
Ист.: Православный святой и наш земляк ...
Другие сведения
Новые факты биографии преподобномученика Германа (Полянского)
Будущий преподобномученик в миру именовался Борисом Ивановичем Полянским. Родился он 16 октября 1901 г. в г. Тирасполе Херсонской губернии, в семье известного священника-миссионера Ивана Полянского. В 1922–1924 гг. служил в мобилизационном отделе штаба рабоче-крестьянской Красной армии и был слушателем курса лекций по научному изучению христианства[1].
После демобилизации жил в Москве, где к тому времени обосновалась семья Полянских, а глава семьи начал служить в храме благоверного князя Владимира при епархиальном доме. Некоторое время юноша был увлечен идеями обновленца В. Красницкого. Но его мать, прихожанка Высоко-Петровского монастыря Мария Павловна Полянская, не стала потворствовать сыну в его бесплодных исканиях и привела к настоятелю храмов Высоко-Петровской обители епископу Сергиевскому Варфоломею (Ремову). В 1924 г., по настоянию владыки, Борис принес покаяние и стал прихожанином монастыря. Примерно с этого же времени он обучается в Московской духовной академии, которая с осени 1919 г. находилась на «нелегальном» положении и ютилась в различных московских храмах[2].
В архиве профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева (1892–1976), сохранилась копия рукописного отзыва на магистерскую диссертацию архимандрита Германа, написанную в 1932 г. Отзыв составлен митрополитом Анатолием (Грисюком), в прошлом ректором Казанской духовной академии[3], и заканчивается такими словами: «Ученая сторона диссертации довольно высока для нашего времени. Литература привлечена достаточно обширная. Автор изучил греческий язык и почти везде безошибочно переводит подлинный текст взятого церковного писателя. Он делает ряд экскурсов в литургику, в биографические тонкости. По всем этим данным и принимая во внимание условия для богословско-научных работ в нынешнее время, считаю автора... заслуживающим поощрения»[4].
17 марта 1926 г. будущий преподобномученик принял постриг в Высоко-Петровском монастыре, а 17 апреля рукоположен во иеромонаха. Имя в постриге он получил в честь зосимовского старца Германа (Гомзина), который в свое время был духовником самого епископа Варфоломея[5]. С этого времени иеромонах Герман (Полянский) становится духовным сыном и ближайшим помощником владыки. По воспоминаниям «тайной» монахини Высоко-Петровского монастыря Игнатии (Пузик, Петровской), отец Герман был «ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея». «Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии[6], — нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки»[7].
Вскоре отец Герман становится одним из духовников Высоко-Петровского монастыря и приобретает известность в среде православных Москвы. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов свт. Николая в Соломенной Сторожке и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах он неоднократно служил, а после арестов настоятелей этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка) в конце 20-х — начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в монастырь. После закрытия в июне 1929 г. последнего из храмов Высоко-Петровского монастыря — Боголюбского собора, клир был вынужден перейти в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.
Все эти годы иеромонах Герман, как и все Высоко-Петровские насельники, пребывал под омофором заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева)[8].
В 1932 г. отец Герман был возведен в сан архимандрита, а уже в январе 1933 г. — арестован по групповому делу «контрреволюционной организации христианской молодежи» вместе с другими постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, будущий преподобномученик Феодор (Богоявленский)[9]. Приговор коллегии ОГПУ СССР — пять лет в исправительно-трудовом лагере в Западной Сибири. Отбывал наказание в Мариинском отделении Сиблага.
В 1935 г. узнав в заключении о смерти своего духовного отца — владыки Варфоломея (Ремова), отец Герман написал два заупокойных канона, посвященных его памяти. Один из них назывался «Закат нашего солнца», а первая песнь другого имела такой ирмос: «К лику Христову стремятся добропобеднии мученицы, быша тому сопричастницы Креста»[10].
В 1936 г. иеромонах Герман был переведен в Сусловский лагпункт[11], где и был арестован в сентябре 1937 г. по новому делу «контрреволюционной группы заключенного Самойловича»[12]. Поводом для ареста послужили слова одного из усердных доносчиков-свидетелей: «В конце мая месяца 37 года в подконвойном городке центральной свинофермы отличившейся бригаде за хорошую работу администрация лагеря вручила красное знамя. З/к Полянский иронически заявил: “Вместо красного знамени принесли бы лучше белый флаг и 100 рублей денег, это дело было бы лучше”»[13].
Всего по делу было арестовано 15 человек. Допросы датированы 14–17 сентября; каждого обвиняемого, включая и главного «организатора группы» архиепископа Серафима (Самойловича), допрашивали не более одного раза.
Протокол допроса архимандрита Германа (Полянского) от 14 сентября 1937 г.:
«Вопрос: з/к Полянский, расскажите следствию, с кем вы имеете связь, как на воле, так и в лагере, назовите их фамилии, имена, в чем заключается ваша связь?
Ответ: На воле у меня есть родственники, две сестры[14]. Девицы — одинокие. С ними я имею переписку чисто семейного характера. До 1933 года, до моего заключения, я имел знакомства по городу Москве со священниками {…}[15] и др., с которыми никой связи я не имею с момента моего заключения, то есть с 1932 года. В лагере я ни с кем никакой связи не имею. Что касается хороших отношений, я имею отношения с заключенными {…} и др. С заключенным {…} я имею знакомство с 1936 года, я познакомился в Сусловском отделении и знаю я его хорошо, мы с ним имели разговор время от времени, политического характера — при чтении газет.
Вопрос: з/к Полянский, следствием установлено, что вы, отбывая меру соцзащиты в Сусловском отделении Сиблага, состояли в контрреволюционной группе, которая руководилась вами и з/к Самойловичем. Расскажите следствию об этом подробно.
Ответ: Категорически отрицаю существование такой группы.
Вопрос: з/к Полянский, вы состояли в контрреволюционной группе и параллельно с этим занимались антисоветской агитацией. 10 июля 1937 года на работе в поле с группой в несколько заключенных, вы говорили: зачем нам ихние методы стахановской работы, мы приехали сюда не работать, а отбывать срок — признаете ли вы себя в этом виновным?
Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, никогда этих слов я не говорил.
Вопрос: з/к Полянский, следствием установлено, что вы в августе месяце 1937 года во время передачи по радио правительственного постановления о награждении героев Советского Союза за организацию Полярной Станции в присутствии заключенных сказали: вот, куда деньги идут, а нас заключенных морят голодом. Признаете ли вы себя в этом виновным?
Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как этих слов я никогда не говорил и о правительственном награждении советских героев узнал из газет, а не по радио.
Вопрос: з/к Полянский, вам зачитываются протоколы показаний заключенного {…} о том, что вы в июне месяце 1937 года умышленно на прополке картофеля делали вредительство и иронически смеялись над стахановскими методами работы. Признаете ли вы себя в этом виновным?
Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как никогда умышленно и неумышленно ботву на прополке не рубил, иронически над стахановскими методами не смеялся. Показания заключенного {…} совершенно ложные»[16] [17].
18 сентября 1937 года, то есть спустя четыре дня после первых арестов было составлено обвинительное заключение:
«В 3-ю часть Сусловского отделения ИТЛ № 3 УНКВ ЗСК поступил материал о к/р деятельности группы в числе 15 человек.
Произведенным по данному делу расследованием установлено:
Что к/р группа, возглавляемая бывшим архиепископом з/к Самойлович, состоящая в основном из бывшего духовенства (10 человек), в которую влились бывшее офицерство 3 человека, бывший кадет, сын генерала, один человек и пр. все осужденные по к/р статьям УК. Указанная к/р группа вела систематическую к/р агитацию а также срыва мероприятий, производимых Советской Властью»[18].
Далее приводятся «контрреволюционные высказывания» обвиняемых, приводились нелепые обвинение во вредительстве: лагерники подсыпали в чистый ячмень охвостья, «умышленно, вредительски рубили тяпками ботву картофеля» и т. п.
28 октября 1937 г. тройкой УНКВД по Западно-Сибирскому краю было вынесено постановление о расстреле 12 обвиняемых. В их числе: Серафим (Самойлович), архимандрит Мина (Шелаев), архимандрит Герман (Полянский), протоиерей Александр Андреев, иерей Владимир Соболев, иерей Василий Богоявленский, иерей Александр Лебедев[19], учитель Александр Боричевский, священник Виктор Давидович, военный, сын генерала Дмитрий Свистунов, священник Александр Молчанский, монах Дорофей Сидоренко.
4 ноября 1937 г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, все они были казнены.
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года прославлен для общецерковного почитания.
_______________
[1] Послужные списки священно- и церковнослужителей с их семействами Московской Тихвинской, на Бережках, церкви 2-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы : [1922 год] // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 59.
[2] А. Л. Беглов. Православное образование в подполье: страницы истории // Альфа и Омега. 2007. № 50.
[3] Митрополит Анатолий (Грисюк) был арестован в 1936 г. и скончался в лагерной больнице 23 января 1938 г. Причислен к лику священномучеников.
[4] Всегда ли надо доверять следственным делам? История одной канонизации / Н. Е. Емельянов, проф., завкафедрой информатики ПСТГУ // Журнал о православной жизни «Нескучный сад». 2004. № 4(11).
[5] Сохранилась рукопись со словами владыки Варфоломея по «пострижен[ии] мон[аха] Герм[ана]: 4.III.26 г. Брат! Божественная Путеводительница привела тебя в свою Зосимовскую обитель. Ты пришел туда и там от суеты мира, от лжи так называемой культурности потянулся к старцам, к их простоте честной и правдивой. Ты почуял, что всех их, а с ними и меня грешного, объединяет один дух батюшки о[тца] Германа, нашего общего старца. Тебе не пришлось непосредственно учиться у него, но ты почувствовал эту великую силу, в тишине совершавшуюся, почувствовал ее во всей незаметности, во всей ее глубокой скрытости от взоров людских... И вот теперь тебе наречено его имя и, конечно, это — на пользу тебе. Как сам батюшка никогда не возносился, как его обыкновением было всегда себя осуждать, окаявать, так это пусть будет и твоим обыкновением. Не рассеивайся. Обычно мы смотрим по сторонам, за другими, и от этого нам некогда следить за собою. Видим грехи других, а своего-то не замечаем, так как, конечно, нельзя делать того и другого вместе. Внимай поэтому себе (Втор 15:9), всяким хранением храни, блюди свое сердце, этот источник жизни, это средоточие ее (Притч 4:23). Понимай, как это понимал и до сих пор сонм подвижников, как понимал это и приснопамятный батюшка, — что монах есть понуждение естества всегдашнее».
[6] С декабря 1930 г., после ареста и последующей архангельской ссылки исполняющего обязанности ректора Московской духовной академии протоиерея Владимира Страхова, бразды правления подпольной академией, на что указывает ряд достоверных источников, перешли в руки епископа Сергиевского Варфоломея (Ремова).
[7] Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Игнатия (Петровская), монахиня // Альфа и Омега. 1996, № 1(8). С. 125.
[8] Прославлен Юбилейным собором 2000 г.
[9] Прославлен Юбилейным собором 2000 г.
[10] Гимнографические произведения (каноны) / Архимандрит Герман (Полянский) // Личный архив А. Л. Беглова (архив тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря). Рукопись.
[11] Располагался к востоку от Мариинска, входил в сельскохозяйственную группу Сиблага. По численности являлся одним из самых больших лаготделений.
[12] Так назван в деле архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), одно время бывший заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
[13] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 175.
[14] Вера и Александра Полянские (см. Послужные списки священно- и церковнослужителей с их семействами Московской Тихвинской, на Бережках, церкви 2-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы : [1922 год] // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 59).
[15] В архивных документах все фамилии за редким исключением были вымараны.
[16] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 45–47.
[17] Дело архиепископа Самойловича в Сусловском ОЛП Сиблага / В. Л. Правда / Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2013. № 5(99). С. 163–164.
[18] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 173.
[19] Все они были канонизированы Архиерейским собором РПЦ 20 августа 2000 г.
Архивные источники
-
ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-17284. Л. 5.
-
Центральный архив ФСБ Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ). Д. Р-40232
Сочинения
-
Гимнографические произведения (каноны) / Архимандрит Герман (Полянский) // Личный архив А. Л. Беглова (архив тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря). Рукопись
Литература
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 4. С. 150–151
-
Новые сведения о жизни мученицы Анны Четвериковой (1873–1940), пострадавшей в Арлюкском отделении Сиблага // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 290, 292