Герман (Полянский Борис Иванович), архимандрит, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины (22 октября/4 ноября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября) и Соборе Кемеровских святых (последнее воскресенье перед 18/31 августа)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не ранее 1924
Московская духовная академия («нелегальная»)
окончил
1932
Московская духовная академия («нелегальная»)
удостоен степени магистра богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

17.3.1926
пострижен в монашество с именем Герман в Высоко-Петровском монастыре епископом Варфоломеем (Ремовым)
17.4.1926
рукоположен во иеродиакона
между 17.4.1926 и 1932
рукоположен во иеромонаха
1932
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
17.4.1926
июнь 1929
Московская епархия, г. Москва, Высоко-Петровский мужской монастырь, иеродиакон, нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии»
июнь 1929
янв. 1933
Московская епархия, г. Москва, церковь преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, архимандрит. Служил также в храмах свт. Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки, свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Показать все

Преследования

28.1.1933
арестован, как «член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, занимавшийся антисоветской агитацией»
28.1.19334.4.1933
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
4.4.1933
осужден коллегией ОГПУ СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР по групповому «делу членов кружка христианской молодежи» с отбытием срока в Западной Сибири
19331936
находился в заключении в Мариинском отделении Сибирского ИТЛ (Сиблага)
1936
осужден спецколлегией Западно-Сибирского краевого суда на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10 УК РСФСР
193613.9.1937
находился в заключении в Сусловском отделении Сибирского ИТЛ (Сиблага)
14.9.1937
арестован по делу так называемой «контрреволюционной группы заключенного Самойловича»
28.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), как «участник контрреволюционной группы, среди окружения проводивший антисоветскую агитацию» (ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР) вместе с архиепископом Серафимом (Самойловичем), архимандритом Миной (Шелаевым), протоиереем Александром Александровичем Андреевым, священниками Василием Афиногеновичем Богоявленским, Александром Капитоновичем Лебедевым и Владимиром Евгеньевичем Соболевым. Виновным себя не признал
4.11.1937
расстрелян в Сусловском отделении Сиблага НКВД
6.2.1961
реабилитирован президиумом Кемеровского областного суда, по году репрессии: 1937
22.7.1991
реабилитирован президиумом Кемеровского областного суда, по году репрессии: 1933
Показать все

Другие сведения

Новые факты биографии преподобномученика Германа (Полянского)

Будущий преподобномученик в миру именовался Борисом Ивановичем Полянским. Родился он 16 октября 1901 г. в г. Тирасполе Херсонской губернии, в семье известного священника-миссионера Ивана Полянского. В 1922–1924 гг. служил в мобилизационном отделе штаба рабоче-крестьянской Красной армии и был слушателем курса лекций по научному изучению христианства[1].

После демобилизации жил в Москве, где к тому времени обосновалась семья Полянских, а глава семьи начал служить в храме благоверного князя Владимира при епархиальном доме. Некоторое время юноша был увлечен идеями обновленца В. Красницкого. Но его мать, прихожанка Высоко-Петровского монастыря Мария Павловна Полянская, не стала потворствовать сыну в его бесплодных исканиях и привела к настоятелю храмов Высоко-Петровской обители епископу Сергиевскому Варфоломею (Ремову). В 1924 г., по настоянию владыки, Борис принес покаяние и стал прихожанином монастыря. Примерно с этого же времени он обучается в Московской духовной академии, которая с осени 1919 г. находилась на «нелегальном» положении и ютилась в различных московских храмах[2].

В архиве профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева (1892–1976), сохранилась копия рукописного отзыва на магистерскую диссертацию архимандрита Германа, написанную в 1932 г. Отзыв составлен митрополитом Анатолием (Грисюком), в прошлом ректором Казанской духовной академии[3], и заканчивается такими словами: «Ученая сторона диссертации довольно высока для нашего времени. Литература привлечена достаточно обширная. Автор изучил греческий язык и почти везде безошибочно переводит подлинный текст взятого церковного писателя. Он делает ряд экскурсов в литургику, в биографические тонкости. По всем этим данным и принимая во внимание условия для богословско-научных работ в нынешнее время, считаю автора... заслуживающим поощрения»[4].

17 марта 1926 г. будущий преподобномученик принял постриг в Высоко-Петровском монастыре, а 17 апреля рукоположен во иеромонаха. Имя в постриге он получил в честь зосимовского старца Германа (Гомзина), который в свое время был духовником самого епископа Варфоломея[5]. С этого времени иеромонах Герман (Полянский) становится духовным сыном и ближайшим помощником владыки. По воспоминаниям «тайной» монахини Высоко-Петровского монастыря Игнатии (Пузик, Петровской), отец Герман был «ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея». «Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии[6], — нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки»[7].

Вскоре отец Герман становится одним из духовников Высоко-Петровского монастыря и приобретает известность в среде православных Москвы. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов свт. Николая в Соломенной Сторожке и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах он неоднократно служил, а после арестов настоятелей этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка) в конце 20-х — начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в монастырь. После закрытия в июне 1929 г. последнего из храмов Высоко-Петровского монастыря — Боголюбского собора, клир был вынужден перейти в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.

Все эти годы иеромонах Герман, как и все Высоко-Петровские насельники, пребывал под омофором заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева)[8].

В 1932 г. отец Герман был возведен в сан архимандрита, а уже в январе 1933 г. — арестован по групповому делу «контрреволюционной организации христианской молодежи» вместе с другими постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, будущий преподобномученик Феодор (Богоявленский)[9]. Приговор коллегии ОГПУ СССР — пять лет в исправительно-трудовом лагере в Западной Сибири. Отбывал наказание в Мариинском отделении Сиблага.

В 1935 г. узнав в заключении о смерти своего духовного отца — владыки Варфоломея (Ремова), отец Герман написал два заупокойных канона, посвященных его памяти. Один из них назывался «Закат нашего солнца», а первая песнь другого имела такой ирмос: «К лику Христову стремятся добропобеднии мученицы, быша тому сопричастницы Креста»[10].

В 1936 г. иеромонах Герман был переведен в Сусловский лагпункт[11], где и был арестован в сентябре 1937 г. по новому делу «контрреволюционной группы заключенного Самойловича»[12]. Поводом для ареста послужили слова одного из усердных доносчиков-свидетелей: «В конце мая месяца 37 года в подконвойном городке центральной свинофермы отличившейся бригаде за хорошую работу администрация лагеря вручила красное знамя. З/к Полянский иронически заявил: “Вместо красного знамени принесли бы лучше белый флаг и 100 рублей денег, это дело было бы лучше”»[13].

Всего по делу было арестовано 15 человек. Допросы датированы 14–17 сентября; каждого обвиняемого, включая и главного «организатора группы» архиепископа Серафима (Самойловича), допрашивали не более одного раза.

Протокол допроса архимандрита Германа (Полянского) от 14 сентября 1937 г.:

«Вопрос: з/к Полянский, расскажите следствию, с кем вы имеете связь, как на воле, так и в лагере, назовите их фамилии, имена, в чем заключается ваша связь?

Ответ: На воле у меня есть родственники, две сестры[14]. Девицы — одинокие. С ними я имею переписку чисто семейного характера. До 1933 года, до моего заключения, я имел знакомства по городу Москве со священниками {…}[15] и др., с которыми никой связи я не имею с момента моего заключения, то есть с 1932 года. В лагере я ни с кем никакой связи не имею. Что касается хороших отношений, я имею отношения с заключенными {…} и др. С заключенным {…} я имею знакомство с 1936 года, я познакомился в Сусловском отделении и знаю я его хорошо, мы с ним имели разговор время от времени, политического характера — при чтении газет.

Вопрос: з/к Полянский, следствием установлено, что вы, отбывая меру соцзащиты в Сусловском отделении Сиблага, состояли в контрреволюционной группе, которая руководилась вами и з/к Самойловичем. Расскажите следствию об этом подробно.

Ответ: Категорически отрицаю существование такой группы.

Вопрос: з/к Полянский, вы состояли в контрреволюционной группе и параллельно с этим занимались антисоветской агитацией. 10 июля 1937 года на работе в поле с группой в несколько заключенных, вы говорили: зачем нам ихние методы стахановской работы, мы приехали сюда не работать, а отбывать срок — признаете ли вы себя в этом виновным?

Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, никогда этих слов я не говорил.

Вопрос: з/к Полянский, следствием установлено, что вы в августе месяце 1937 года во время передачи по радио правительственного постановления о награждении героев Советского Союза за организацию Полярной Станции в присутствии заключенных сказали: вот, куда деньги идут, а нас заключенных морят голодом. Признаете ли вы себя в этом виновным?

Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как этих слов я никогда не говорил и о правительственном награждении советских героев узнал из газет, а не по радио.

Вопрос: з/к Полянский, вам зачитываются протоколы показаний заключенного {…} о том, что вы в июне месяце 1937 года умышленно на прополке картофеля делали вредительство и иронически смеялись над стахановскими методами работы. Признаете ли вы себя в этом виновным?

Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как никогда умышленно и неумышленно ботву на прополке не рубил, иронически над стахановскими методами не смеялся. Показания заключенного {…} совершенно ложные»[16] [17].

18 сентября 1937 года, то есть спустя четыре дня после первых арестов было составлено обвинительное заключение:

«В 3-ю часть Сусловского отделения ИТЛ № 3 УНКВ ЗСК поступил материал о к/р деятельности группы в числе 15 человек.

Произведенным по данному делу расследованием установлено:

Что к/р группа, возглавляемая бывшим архиепископом з/к Самойлович, состоящая в основном из бывшего духовенства (10 человек), в которую влились бывшее офицерство 3 человека, бывший кадет, сын генерала, один человек и пр. все осужденные по к/р статьям УК. Указанная к/р группа вела систематическую к/р агитацию а также срыва мероприятий, производимых Советской Властью»[18].

Далее приводятся «контрреволюционные высказывания» обвиняемых, приводились нелепые обвинение во вредительстве: лагерники подсыпали в чистый ячмень охвостья, «умышленно, вредительски рубили тяпками ботву картофеля» и т. п.

28 октября 1937 г. тройкой УНКВД по Западно-Сибирскому краю было вынесено постановление о расстреле 12 обвиняемых. В их числе: Серафим (Самойлович), архимандрит Мина (Шелаев), архимандрит Герман (Полянский), протоиерей Александр Андреев, иерей Владимир Соболев, иерей Василий Богоявленский, иерей Александр Лебедев[19], учитель Александр Боричевский, священник Виктор Давидович, военный, сын генерала Дмитрий Свистунов, священник Александр Молчанский, монах Дорофей Сидоренко.

4 ноября 1937 г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, все они были казнены.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года прославлен для общецерковного почитания.

_______________

[1] Послужные списки священно- и церковнослужителей с их семействами Московской Тихвинской, на Бережках, церкви 2-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы : [1922 год] // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 59.

[2] А. Л. Беглов. Православное образование в подполье: страницы истории // Альфа и Омега. 2007. № 50.

[3] Митрополит Анатолий (Грисюк) был арестован в 1936 г. и скончался в лагерной больнице 23 января 1938 г. Причислен к лику священномучеников.

[4] Всегда ли надо доверять следственным делам? История одной канонизации / Н. Е. Емельянов, проф., завкафедрой информатики ПСТГУ // Журнал о православной жизни «Нескучный сад». 2004. № 4(11).

[5] Сохранилась рукопись со словами владыки Варфоломея по «пострижен[ии] мон[аха] Герм[ана]: 4.III.26 г. Брат! Божественная Путеводительница привела тебя в свою Зосимовскую обитель. Ты пришел туда и там от суеты мира, от лжи так называемой культурности потянулся к старцам, к их простоте честной и правдивой. Ты почуял, что всех их, а с ними и меня грешного, объединяет один дух батюшки о[тца] Германа, нашего общего старца. Тебе не пришлось непосредственно учиться у него, но ты почувствовал эту великую силу, в тишине совершавшуюся, почувствовал ее во всей незаметности, во всей ее глубокой скрытости от взоров людских... И вот теперь тебе наречено его имя и, конечно, это — на пользу тебе. Как сам батюшка никогда не возносился, как его обыкновением было всегда себя осуждать, окаявать, так это пусть будет и твоим обыкновением. Не рассеивайся. Обычно мы смотрим по сторонам, за другими, и от этого нам некогда следить за собою. Видим грехи других, а своего-то не замечаем, так как, конечно, нельзя делать того и другого вместе. Внимай поэтому себе (Втор 15:9), всяким хранением храни, блюди свое сердце, этот источник жизни, это средоточие ее (Притч 4:23). Понимай, как это понимал и до сих пор сонм подвижников, как понимал это и приснопамятный батюшка, — что монах есть понуждение естества всегдашнее».

[6] С декабря 1930 г., после ареста и последующей архангельской ссылки исполняющего обязанности ректора Московской духовной академии протоиерея Владимира Страхова, бразды правления подпольной академией, на что указывает ряд достоверных источников, перешли в руки епископа Сергиевского Варфоломея (Ремова).

[7] Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Игнатия (Петровская), монахиня // Альфа и Омега. 1996, № 1(8). С. 125.

[8] Прославлен Юбилейным собором 2000 г.

[9] Прославлен Юбилейным собором 2000 г.

[10] Гимнографические произведения (каноны) / Архимандрит Герман (Полянский) // Личный архив А. Л. Беглова (архив тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря). Рукопись.

[11] Располагался к востоку от Мариинска, входил в сельскохозяйственную группу Сиблага. По численности являлся одним из самых больших лаготделений.

[12] Так назван в деле архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), одно время бывший заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

[13] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 175.

[14] Вера и Александра Полянские (см. Послужные списки священно- и церковнослужителей с их семействами Московской Тихвинской, на Бережках, церкви 2-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы : [1922 год] // ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 59).

[15] В архивных документах все фамилии за редким исключением были вымараны.

[16] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 45–47.

[17] Дело архиепископа Самойловича в Сусловском ОЛП Сиблага / В. Л. Правда / Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2013. № 5(99). С. 163–164.

[18] Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. № П-9221. Т. 1. Л. 173.

[19] Все они были канонизированы Архиерейским собором РПЦ 20 августа 2000 г.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию