Щеголев Андрей Семенович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Щеголев Семен Петрович, сын священника, пономарь
  • мать  —  Щеголева Наталья Михайловна, дочь дьячка
  • жена  —  Щеголева (Синицина) Мария Николаевна (ум. в 1859), дочь священника г. Перемышля. Бракосочетание состоялось 3.5.1856
  • дочь  —  Щеголева Раиса Андреевна (род. в 1857). Пострижена в монашество с именем Серафима в Белокопытовском Казанском женском монастыре
  • сын  —  Щеголев Николай Андреевич. Умер вскоре после смерти матери
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Мещовское духовное училище
окончил
1852
Калужская духовная семинария
окончил со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.7.1856
рукоположен во священника епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем)
19.4.1869
пострижен в монашество оптинским иеромонахом Гавриилом (Спасским) с именем Авраамий (в тайном постриге)
14.5.1896
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
15.7.1856
17.1.1869
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Перемышльский уезд, с. Ильинское, Успенская церковь, священник. Организовал в своем доме школу для деревенских детей, обучал их грамоте
17.1.1869
10.5.1902
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Мосальский уезд, Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь, протоиерей (до 14.5.1896 — священник)
Показать все

Награды

1863
одобрение епархиального начальства (без внесения в формулярный список), объявлено «за усердное обучение крестьянских детей грамоте»
18.2.1874
право ношения набедренника
26.5.1877
право ношения скуфьи
18.4.1884
право ношения камилавки
15.5.1887
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, награжден ко Дню Св. Пасхи
15.5.1892
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
21.2.1895
архипастырское благословение с выдачей установленного свидетельства
25 май 1900
архипастырское благословение с выдачей установленного свидетельства
Показать все

Подробная биография

Протоиерей Андрей Семенович Щеголев родился в селе Лугани, Мещовского уезда, Калужской губернии 16 октября 1829 года, во Св. крещении наречен Андреем (в честь св. Андрея Критского) 17 октября.

Небогатые, но благочестивые родители его были: пономарь с. Лугани Семен Петрович Щеголев, сын священника, а мать — Наталья Михайловна, дочь дьячка. Жизнь они проводили благочестиво-труженическую; в этом же духе воспитывали они и своих троих детей. Андрей был тих, кроток, набожен, любил бывать в храме Божием, где под руководством своего почтенного родителя учился чтению и пению на клиросе. Отличительными чертами его характера были: послушливость и вежливость, что и сохранилось на всю жизнь.

Первые уроки грамоты он получил от отца своего, а 11-ти лет он поступил в Мещовское духовное училище, где по наукам и поведению был первым учеником. Окончив курс в училище с хорошим аттестатом, он был переведен в Калужскую духовную семинарию, где также учился хорошо. Курс он окончил в 1852 г. студентом семинарии первого разряда с отличным аттестатом.
В продолжении четырех лет, по окончании наук в духовной семинарии, Андрей Семенович Щеголев был у разных лиц в городе Калуге домашним учителем и 3 мая 1856 года вступил в брак с дочерью священника города Перемышля Мариею Николаевной Синицыной, а 15 июля того же года епископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) рукоположен в священника к храму Успения Пресвятой Богородицы села Ильинского, Перемышльского уезда, где он жил и священнодействовал до 17 января 1869 года. Здесь он жил и трудился во славу Божию до самоотвержения, не щадя себя и не жалея сил на труды пастырские. Служение его было неспешное, любил проповедовать в храме Божием; все требы исполнял с любовию, за труды со своих прихожан и в особенности за личный труд брал, что ему давали, без всяких претензий.

Притч в селе Ильинском состоял из священника (отца Андрея), о. диакона и дьячка, последний был в хорошем отношении с батюшкой, но отец диакон негодовал; ему не нравилось долгое служение отца Андрея, говорение в храме проповедей и более всего бескорыстие его. Он никогда почти (кроме самых больших праздников) не служил с батюшкой, роптал, к чему склонял и прихожан, но они очень любили и уважали батюшку и слов его не слушали. Одним словом, жизнь о. Андрея в селе Ильинском была для него тяжела, а тут еще, чрез три года супружеской жизни, скончалась его супруга, которую он душевно любил, которая помогала ему бороться с жизненными невзгодами и делила с ним радость и горе. С нею вместе он любил молиться и на сон грядущий читал акафисты, припевая припевы. Детей у них было двое: дочь Раиса и еще сын Николай, который вскоре по смерти матери скончался.

Оставшись одиноким с двухлетней дочерью, сильно заскучал о. Андрей и тут же хотел идти в монастырь, но Преосвященный Григорий сказал ему: «А двухлетнюю дочь на кого оставляешь? Воспитай дочь и определи и тогда иди куда тебе угодно, а теперь нет тебе моего благословения». Итак за послушание остался о. Андрей в селе, живя по-монастырски, ночи большею частию проводя в молитве и сочинении проповедей, которые его прихожане очень любили слушать.

Добровольно в своем доме открыл он школу (за неимением таковой в приходе) и учил 30 деревенских мальчиков, которые успешно учились и любили батюшку, как родного отца. За усердие по ведению школы о. Андрей получил от Преосвященного Григория псалтирь на благословение.

По времени отец Андрей начал посещать Оптину пустынь. Там он познакомился с иеромонахом о. Гавриилом (Спасским). Крепко привязался к о. Гавриилу о. Андрей и без его совета ничего не делал, каждую неделю ездил к нему, и отец Гавриил был его духовником. От него о. Андрей привозил аскетические книги, которые постоянно читал; но между прочим, отец Гавриил ему в монастырь не советовал. Так продолжалось до 1869 года. В это время о. Гавриил устраивал в Мосальском уезде в сельце Петропавловском, — имении подполковницы Александры Евгеньевны Белокопытовой, — женскую общину, уже около четырех лет руководствуя этим делом; и в конце 1869 года, когда Св. Синод разрешил открыть общину с освящением при ней домовой церкви и определением к ней священника, отец Гавриил и предложил о. Андрею поступить священником в новооткрытую пустынную общину, говоря: «что тебе, о. Андрей, будет гораздо спасительней жить в женском монастыре, да и юной обители это будет великим благодеянием и пользою».

По просьбе строительницы г-жи Белокопытовой Преосвященный Григорий определил о. Андрея указом в общину 1869 года 17 января. В конце февраля того же года о. Андрей прибыл в обитель на жительство, и все, что у него было не исключая и денег, отдал о. Гавриилу, а тот передал строительнице, в пользу обители. Единственную дочь свою тоже отдал монастырю, ничем ее не обеспечив, возлагая всю свою надежду и упование на Царицу Небесную, Которой вручал себя и свою единственную дочь. На жительство он поместился в маленьком домике в конце сада, близ самой ограды на стороне, выходящей в поле. Всецело погрузившись в свой внутренний мир, о. Андрей занимался исполнением своих обязанностей, читал, молился и ежедневно совершал все церковные службы. В то же время о. Андрей взял на себя и подвиг жития монашеского. По свидетельству его дочери, м. Серафимы, бывшей Раисы и сестер обители, о. Андрей в Великую субботу 19 апреля 1869 года был тайно пострижен в монашество иеромонахом Гавриилом, с именем Авраамия.

В 1883 году, 7-го февраля, после продолжительной и тяжкой болезни скончалась строительница общины Александра Евгеньевна Белокопытова, а чрез год 9-го апреля и первая настоятельница монахиня Феодосия. Горько оплакал о. Андрей их кончину и от туги душевной даже занемог; после этого силы его стали слабеть. Он поэтому перешел на жительство из своего уединенного домика в смежную с домовым храмом келлию, где прежде жил и скончался батюшка о. Гавриил, после кончины которого в ней помещалась строительница Александра Евг. Белокопытова и тоже в ней скончалась. Эта келлия от храма отделена одной стеной и из нее дверь прямо в храм.

Нужно сказать, что с поступления о. Андрея в обитель до 1883 года, т. е. до кончины строительницы он был мало общителен. Исключая требоисправлений, с сестрами монастыря имел мало сношений, на них глаз не поднимал; при встречах не смели просить у него благословение и довольствовались лишь низким поклоном; из келлии в церковь и обратно он ходил всегда с опущенными глазами и в церкви всегда потуплял свой взор. Умирая, строительница просила его не оставить собранных ею сестер духовным окормлением и в этом отношении заменить ее для сестер. С свойственным ему смирением и послушанием, о. Андрей должен был взять и этот не легкий для себя подвиг, подвиг старчества. И с той минуты отворились двери его келлии и вместе с тем окончилась его замкнутая в самом себе жизнь. Сначала он стал принимать откровение только сестер обители, а за тем и всех приходящих из мира, желавших помолиться пред чудотворной местночтимой Казанской иконой Богоматери, поговеть и причаститься во св. обители и побывать на совете у батюшки о. Андрея.

Мало-помалу наплыв народа начал усиливаться, особенно к праздникам и в посты, и за время пребывания своего в монастыре, каждый старался побывать кроме исповеди еще на совете у батюшки. Так, в подвигах поста, молитвы и самоотверженного служения насельницам обители и всем ее посетителям протекала жизнь этого замечательного пастыря...

Тихим, смиренным он оставался до самой своей кончины и, честно свершив свой жизненный путь, он тихо почил 10 мая 1902 года в 5 часов пополудни в Казанской Белокопытовской обители. О. Андрей был погребен в часовне, на кладбище, где в склепе покоится о. Гавриил. Рядом с дорогим своим наставником и духовником нашел себе место упокоения о. протоиерей Андрей.

По материалам статьи, опубликованной на сайте Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию