Хлынов Владимир Александрович, протоиерей
Последний духовник Царской Семьи
- Дата рождения: 11.7.1875
- Место рождения: Пермская губ., г. Екатеринбург
- Дата смерти: 10.8.1932
- Место смерти: Среднеазиатский исправительно-трудовой лагерь (САЗЛАГ)
Родственники
- отец — Хлынов Александр Васильевич, священник
- жена — Хлынова (Убыткова) Мария Ивановна (1879–1964), учительница (до замужества — в с. Болчаровском Тобольского уезда). Скончалась в пос. Ушаки Тосненского р-на Ленинградской обл., где проживала ее дочь Капитолина и некоторые другие родственники
- тесть — Убытков Иван Дмитриевич, коллежский асессор. Жена — Убыткова Мария Илларионовна (ок. 1835–1927), дочь станичного атамана Уральского казачьего войска, вышла замуж в 14 лет. В браке родилось 19 детей
- сестра жены — Преображенская (Убыткова) Инна Ивановна (1869–1948)
- муж сестры жены — Преображенский Иван Александрович, священник
- дочь — Аглицкая (Хлынова) Елена Владимировна (1905–1931), учительница
- дочь — Хлынова Зинаида Владимировна (1907–1932). Работала учительницей на селе, затем поступила в Ленинградский текстильный институт. Умерла от воспаления легких
- дочь — Козлова (Хлынова) Кира Владимировна (1909–1988). Получила животноводческое и медицинское образования, до конца жизни работала детским врачом
- сын — Хлынов Сергей Владимирович (1911–1998). Окончил Свердловский энергетический техникум, всю жизнь проработал электротехником
- дочь — Хлынова Капитолина Владимировна (1913–1993). Имела два диплома: ветеринарный и медицинский, работала в совхозах Ленинградской и Новгородской областей
- сын — Хлынов Вячеслав Владимирович (1915–1942), машинист электропоездов на ветках Псков, Луга, Гатчина и др., погиб при обороне Ленинграда
- другие родственники — Преображенский Алексей Иванович, священник
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии

Место хранения фотографии: Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Опубл.: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14088886

Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 17

Ист.: Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 23

Ист.: Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 26

Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 33

Ист.: humus.livejournal.com

Ист.: Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 33

Ист.: Капков К. Г. Последний духовник... С. 46

Ист.: Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 96

Ист.: Капков К. Г. Единение судеб: последний Царь и духовник... С. 114

Ист.: Капков К. Г. Последний духовник... С. 83

Ист:. kuz3.pstbi.ru
Подробная биография
Младенец Владимир был крещен 15 июля 1875 года, восприемником стал Екатеринбургский воинский начальник Александр Герасимович Лысов.
Окончил Тобольскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1904 году учитель Тобольского духовного училища Владимир Александрович Хлынов вступил в брак с дочерью чиновника Марией Ивановной Убытковой.
В 1905 году был рукоположен во священника к домовой церкви Александро-Невского реального училища г. Тюмени, где прослужил двенадцать лет, кроме богослужения и законоучительской деятельности, исполняя множество другой церковной, учебной и общественной работы.
Проповедь отца Владимира, произнесенная в Тюменском Знаменском соборе непосредственно после революционных событий марта 1917 года, вызвала бурную реакцию прогрессивной печати: «Почтенный проповедник, пользуясь тем, что в церкви, от молитвенно настроенных христиан, он не получит опровержения из-за уважения к святости храма, распространился о тех благах, которые будто бы имел русский народ за время существования Романовской династии, извращал исторические факты и давал их неверное освящение... Пропагандировать возрождение павшей монархии не дело отца Хлынова. Какое будет на Руси правление — решит весь русский народ на учредительном собрании, а не отец Хлынов»[1]. Октябрьский переворот отец Владимир назовет «неслыханной, небывалой еще в истории России братоубийственной бойней между так называемыми большевиками, с одной стороны, и лучшей частью русского общества в лице самоотверженно настроенной интеллигентной молодежи, с другой»[2].
Летом 1917 года отец Владимир был переведен в г. Тобольск на должность настоятеля кафедрального собора.
После отстранения священника Алексия Васильева, отец Владимир с января по май 1918 года совершал богослужения для Царской семьи, находившейся в заключении в Тобольском губернаторском доме (всего им было проведено 64 службы в храме или на дому).
Из воспоминаний дочери царского лейб-медика Татьяны Евгеньевны Боткиной: «Отца Алексея при Их Величествах сменил отец Владимир Хлынов, и можно глубоко сожалеть о том, что он не занимал этого места с самого начала»[3].
Учитель царских детей Чарльз Сидней Гибс (англиканин, впоследствии принявший Православие, будущий архимандрит Николай) писал в 1949 году: «Взамен [отца Васильева] был назначен специальный священник [Владимир Хлынов]. Он был образованным, преподавал богословие в Тобольской гимназии. Он очень аккуратно и рассудительно исполнял свои обязанности, и с этого времени [c 1918 года] службы проходили в устроенной в доме церкви»[4].
Первое богослужении в губернаторском доме отец Владимир совершил 5 января 1918 года. Гувернер цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал: «В три часа пришли священник и певчие. Сегодня [5 января 1918 года] водосвятие, новый священник в первый раз служит в нашем доме. Когда Алексей Николаевич приложился вслед за другими к кресту, священник нагнулся и поцеловал его в лоб»[5].
В первые же дни знакомства Государь просил отца Владимира «передать епископу Гермогену [Долганеву], правящему в Тобольске, свой земной поклон (именно так выразился Государь) и просьбу простить его, Государя, что он принужден был допустить отстранение его от кафедры [в 1912 году]»[6]. Владыка Гермоген передал Государю через о. Владимира земной поклон и просфору и просил прощения.
Божией волей отец Владимир стал последним духовником Государя, приняв 22 марта (день памяти сорока севастийских мучеников) исповедь его и всей Царской семьи. 23 марта, в субботу, Венценосцы последний раз в земной жизни причастились Святых Христовых Таин.
28 июля 1918 года отец Владимир встречал на паперти Тобольского кафедрального собора честные останки пастыря-мученика епископа Гермогена: «...Наш дорогой Архипастырь пострадал за нас, явившись жертвою за наше неустройство, за наши безпорядки, за все зло и за всю жестокость переживаемого нами времени... Он пострадал за нас, чтобы нас избавить от этой ужасной участи... Он принес себя в непорочную, чистую жертву и этим заставил содрогнуться человеческие сердца от кошмарного зрелища той сатанинской злобы, жертвою которой он пал. Он до наглядной очевидности убедил в том, что нельзя, что некуда идти дальше по пути человеческого озлобления, что необходимо осмотреться, остановиться, покаяться и твердо встать на путь всяческого исправления..., чтобы кончилось безсмысленное зверское самоистребление русских людей...»[7].
Перед вступлением в Тобольск большевиков в августе 1919 года отец Владимир эвакуировался с частями Белой армии, доехал до Иркутска. По благословению епископа Иринарха (Синеокова-Андриевского) им были вывезены рака из-под мощей свт. Иоанна Тобольского (сами мощи были спрятаны под кафедральным собором), Абалакская и Тобольская иконы Божией Матери. После окончательного поражения Белого движения протоиерей вернулся в Тобольск и продолжил служение в кафедральном соборе.
В конце 1923 года «за антисоветскую деятельность» («активный тихоновец») отец Владимир был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где провел два года. В конце января 1926 года вернулся в Тобольск. Из-за запрета тобольским ОГПУ совершать богослужения, в этом же году перебрался с семьей в Тюмень, служил в Ильинской церкви до закрытия ее в январе 1930 года. Весной того же года за «антисоветскую деятельность» был выслан в город Обдорск (ныне Салехард).
Осенью 1931 года отец Владимир был освобожден, но 1 февраля 1932 года вновь арестован в Свердловске по сфабрикованному групповому делу «гражданина Синеокова-Андриевского Иринарха [и др.]». Не оговорил ни себя, ни других. 14 мая 1932 года был приговорен к пяти годам концлагеря и этапирован в Среднеазиатский ИТЛ ОГПУ (САЗЛАГ), откуда уже не вернулся.
_______________________________________
[1] Ермак : безпартийная, литературная, общественная и торговая газета. Тюмень, 1917. № 104. 7 марта. С. 2. Цит. по: Капков К. Г. Последний духовник Императора... С. 18
[2] [Речь с паперти Тобольского кафедрального собора при встрече честных останков епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, 28 июля 1918 г.] // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 21/
[3] Мельник (Боткина) Т. Е. Воспоминания о Царской семье и ее жизни до и после революции. Белград, 1921. С. 44–45. Цит. по: Капков К. Г. Последний духовник Императора... С. 46
[4] Наставник. Учитель Цесаревича Алексея Романова : Дневники и воспоминания. М., 2013. С. 540. Цит. по: Капков К. Г. Последний духовник Императора... С. 46–47
[5] Жильяр П. Император Николай II и его семья. Цит. по: Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны : в 2 т. / Отв. ред., сост. В. М. Хрусталев. Т. 2 : 1 августа 1917–16 июля 1918. М., 2008. С. 244
[6] Польский М., протопресв. Новые мученики... С. 246. Цит. по: Капков К. Г. Последний духовник Императора... С. 58
[7] [Речь с паперти Тобольского кафедрального собора при встрече честных останков епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, 28 июля 1918 г.] // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 21/
Сочинения
Литература
-
Последний духовник Императора Николая II и его Семьи: тобольский протоиерей Владимир Хлынов. По архивным документам. М. ; Тобольск, 2018. 120 с.