дети
—
дочь (на 1880-е — единственная), обучалась в Смольном институте благородных девиц в бытность епископа Арсения викарным епископом Ладожским (1882–1887), была стипендиаткой императрицы Марии Федоровны
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1851
1857
Вяземское духовное училище
1857
1863
Смоленская духовная семинария
1863
1867
Киевская духовная академия
окончил со степенью магистра богословия. Тема магистерского сочинения: «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной Церкви»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
2.2.1868
рукоположен во диакона епископом Чигиринским, викарием Киевской и Галицкой епархии Порфирием (Успенским)
4.2.1868
рукоположен во священника епископом Чигиринским, викарием Киевской и Галицкой епархии Порфирием (Успенским)
9.4.1873
возведен в сан протоиерея
26.4.1875
пострижен в монашество святителем Гурием (Карповым), архиепископом Таврическим и Симферопольским, в Константиновской церкви Бахчисарайского Успенского скита
27.4.1875
возведен в сан архимандрита святителем Гурием (Карповым), архиепископом Таврическим и Симферопольским, в Свято-Георгиевской церкви Бахчисарайского Успенского скита
17.5.1882
хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию возглавил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский)
15.5.1893
возведен в сан архиепископа за «выдающиеся заслуги для Церкви»
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, Печерская Воскресенская церковь, священник. Законоучитель Киево-Подольской прогимназии, Киевско-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального женского училища. С 1872 — настоятель и законоучитель Киевского института благородных девиц
19.3.1873
17.5.1882
г. Симферополь, Таврическая духовная семинария, архимандрит (до 9.4.1873 — священник, до 26.4.1873 — протоиерей), ректор. В 1873–1882 — редактор «Таврических епархиальных ведомостей», председатель симферопольского Александро-Невского братства, входил в совет Общества Красного Креста, в 1877–1882 возглавлял епархиальный цензурный комитет. 17.4.1882 был назначен епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии, однако 8 мая состоялось назначение и 17 мая хиротония во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии
17.5.1882
28.3.1887
Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская епархия, Ладожское викариатство,
епископ. Наблюдатель за преподаванием Закона Божия и за религиозно-нравственным поведением в светских мужских и женских учебных заведениях Санкт-Петербурга. Председатель историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов Санкт-Петербургской епархии, первенствующий член Синодальной конторы. С 22.10.1883 — ректор Санкт-Петербургской духовной академии, профессор нравственного богословия
28.3.1887
4.10.1897
Рижская и Митавская епархия,
архиепископ (до 15.5.1893 — епископ). При нем в епархии было образовано 26 приходов, построено 67 новых храмов (почти 1/3 всех церквей епархии). Требовал от подчиненного ему духовенства проведения внебогослужебных бесед с прихожанами, произнесения проповедей за каждым богослужением, введения в храмах общего пения. Его стараниями в 1888 «Рижский епархиальный листок» был преобразован в урнал «Рижские епархиальные ведомости», были основаны Пюхтицкий женский монастырь (1891), рижский Сергиев во имя Св. Троицы женский монастырь (учрежден как община в 1892, преобразован в монастырь в 1902), рижский во имя Алексия, человека Божия, мужской монастырь (1896). 18.11.1887 создан Историко-статистический комитет, который подготовил и опубликовал 3 выпуска «Историко-статистического описания церквей и приходов Рижской епархии», в 1896 в Риге был основан церковно-археологический музей, настоятелям храмов архиерей рекомендовал вести приходские летописи
Харьковская и Ахтырская епархия,
архиепископ. Основал братство Озерянской иконы Божией Матери, при нем миссионерскую библиотеку, церковно-археологическое обществово и музей. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия (1892, 1896, 1897, 1899, 1902 и 1906), выступал за церковные реформы в рамках канонов
Показать все
Награды
22.6.1870
архипастырская признательность и благодарность за составление «Путеводителя по святыне Киево-Печерской Лавры»
15.4.1872
право ношения набедренника
1.4.1879
орден св. Владимира 4-й степени, награжден за «отлично-усердную службу по епархиальному ведомству»
15.5.1883
орден св. Владимира 3-й степени. В источниках имеются также указания о награждении орденом св. Владимира 3 ст. на год раньше, 27.3.1882, за «отлично-усердную службу по епархиальному ведомству». Но, очевидно, тогда орден вручен не был, — можно предположить, что в связи с последовавшим в самое скорое время (в мае 1882) в сан епископа
между 1882 и 1887
орден князя Даниила (Черногория) 1-й степени, пожалован князем Черногорским Николаем во внимание к трудам по наблюдению за преподаванием Закона Божия в Смольном институте благородных девиц (в котором учились дочери князя)
орден св. Анны 1-й степени
1.4.1890
орден св. Владимира 2-й степени. «Быв призваны к управлению Рижской епархиею, требующею особых пастырских забот и трудов по утверждению православных инородцев местного края в святой вере, вы оправдали Наше доверие отлично-усердным служением вашим и ревностным попечением о духовном благе вверенной вам паствы. В изъявлении Монаршего благоволения Всемилостивейше сопричислили...»
14.5.1896
орден св. Александра Невского, награжден «во внимание к отлично-усердной деятельности и особливым трудам по утверждению православных в святой вере и воспитанию юношества»
6.5.1901
бриллиантовый крест для ношения на клобуке, награжден за «успешное миссионерское служение»
6.5.1912
орден св. Владимира 1-й степени. «В течение свыше сорокалетнего служения вашего Святой Церкви Православной вы являли всегда высокий пример архипастыря благостного, ревностно хранящего заветы Православия, учительного словом и делом и неослабно пекущегося о благе преемственно вверявшихся вам паств. В особливом Монаршем внимании к понесенным вами столь продолжительным трудам на пользу Святой Церкви Всемилостивейше сопричисляю вас...»
«В "Харьковских Губернских Ведомостях" почивший святитель характеризуется такими словами: "В сонме святителей Российской Церкви почивший Архиепископ Арсений был одним из старейших, популярнейших и заслуженных. По продолжительности и характеру своей удивительно неустанной деятельности в столь высоком сане Архиепископ Арсений принадлежал к числу выдающихся свидетелей событий Отечественной Церкви. В течение долгой его жизни перед ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести святое бремя своего служения покойному приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность не могла не отпечатлеть на себе черты быта нашего духовенства отдельных епархий и широких церковно-общественных течений. Деятельность Архиепископа Арсения всюду была настолько плодотворна и многополезна, что нет решительно никакой возможности в немногих строках представить ее полное изображение. Почивший святитель был крупный ученый, видный проповедник и прекрасный администратор …"» (Высокопреосвященнейший Арсений … С. 309).
«Имя почившего архиепископа Арсения пользовалось значительною популярностью во всех епархиях, где он проходил свое служение, не только вследствие заслуг его, сколько вследствие некоторой своеобразности характера; особенно же памятно имя его среди Петербургского духовенства, где он пробыл 5 слишком лет викарием, затем многократно и подолгу проживал во время вызовов в Синод и где среди духовенства, немало учеников его по академии. — Выдающеюся чертою характера почившего владыки была простота обращения. Это был человек старого закала, старой школы, который любил действовать напрямик, апеллировать прямо к совести, к человеческому сознанию своего собеседника, без всякой официальности. На подчиненных, на духовенство, особенно на студентов, когда был ректором, он любил покричать, "постращать" как следует. Редко к кому он обращался официально на "Вы", обычная манера его была говорить всем, особенно своим ученикам "ты"; но это не было у него ни грубо, ни оскорбительно, а выходило как-то, хотя подчас и ворчливо, но по-отечески, по-стариковски. В случае какого- либо проступка со стороны подчиненных, учеников и т. п., покойный также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о. ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был почивший владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: "кому много дано, с того много и взыщется".
Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые почивший владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли, в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной, даже простонародной жизни. В своих последних, предсмертных распоряжениях, почивший владыка повелел также совершить погребение его как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей...» (Архиепископ Харьковский Арсений … С. 876)