Публикации

А Бог-то?!

Так часто говорил протоиерей Михаил Кречетов († 6.06.1986), прошедший Соловецкие лагеря.
В интервью с его сыном, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и храма
Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулово протоиереем Валерианом
Кречетовым — рассказ о исповеднике и о церковной жизни в ХХ веке

ПАТРИОТИЗМ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА

— Отец Валериан, Вы родились в 1937 году. Говорят, это самый страшный год?

Все верно. Но почему он страшный? Надо разбираться в причинах. Почему много было расстрелов? Началась чистка самих чекистов. Я недавно услышал, что Ягода, когда был доставлен на Лубянку, сказал: «А Бог есть, иначе бы я тут не оказался». О, как! «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Поскольку сами палачи пытались какую-то видимость законности создать, стали проверять архивы, а там сплошные подделки. Они и заметали следы, быстро расстреливая, чтобы закончить все дела. Их и самих стали расстреливать.

Протоиерей Валериан Кречетов с Благодатным огнем

— А почему так торопились?

В 1939 г. Сталин издал указ об отмене указа Ленина о преследовании духовенства. У нас привыкли говорить: «Сталинские репрессии!» А репрессии-то были ленинские! Сталин вошел во власть, но весь аппарат был настолько пронизан убийствами, что маховик смерти было просто так не остановить. Долгое время никто ничего не говорил против зачинщика всех этих ужасов, труп которого до сих пор лежит в центре страны. Он писал, что чем больше крови прольем, чем больше священников расстреляем, чем больше тюрем заполним, тем лучше. Это все была его собственная инициатива, и его споспешники тоже выискивали, сажали, расстреливали людей. Как в такой обстановке скажешь сразу: «Все прекратить!» Как это? Всю жизнь убивали, а тут вдруг нельзя стало? Знал я такого отца Ефросина (Данилова; † 19.12.1973), он попал под амнистию после отмены Сталиным ленинских указов. В 1941 г. ему объявили: «У вас срок кончился!» Приехал он с первым теплоходoм в Находку, и как раз война началась. «Если бы я не освободился, то уже не выжил бы», — говорил он.

Иеромонах Ефросин (Данилов)

— Людям же тогда не только физически, но и как-то внутренне надо было выживать, оставаться людьми — не только в тюрьмах и лагерях, но и на советской условно называемой «воле» и даже, может быть, внутри самого этого аппарата?

Во все времена, даже при самых кровавых режимах, всегда были те, кто оставались людьми.

Разные люди попадали и в советскую систему. Ради избранных Господь не до конца прогневался. Там все очень непросто было. Владыка Афанасий (Сахаров; † 28.10.1962), епископ Ковровский, кого мы еще застали в живых, рассказывал: «Следователь, кто меня арестовал и допрашивал, — милейший человек!»

Святитель Афанасий (Сахаров)

Дошли рассказы про годы массовых расстрелов. «Я сам его прикончу!» — сказал чекист и повел священника на расправу. Завел его куда-то за сараи и говорит ему: «Вот тебе бумага, отдашь ее туда-то. Уйдешь сейчас! А теперь давай выкопаем здесь яму, как будто это могилка…» Сделал несколько выстрелов в воздух, священник ушел, а чекист притоптал землю, вернулся к своим так, как будто он только что человека убил.

Кто-то даже с риском для жизни внутри системы старался послужить ближнему.

Однажды заходит в кабинет к начальнику экономического отдела одного из советских министерств человек и узнает в нем священника, кто у него недавно служил тайную литургию. Зачем он там в этой должности находился? Нам это неведомо, Господу Богу известно. Сложное тогда было время. Что-то так и осталось тайной.

Помимо внешней, была еще и сокровенная жизнь.

Тогда некоторые шли на мученическую кончину, осознанно выбрав такой крест. Другие претерпевали в тюрьмах и лагерях, кто-то бежал оттуда. Был такой отец Иосиф (Сафронов; † 16.08.1993). В СЛОНе сидел, потом Беломорканал строил, опять в лагерь угодил, сбежал с кем-то из лагеря. Оказались в Финляндии, их там при Русской Зарубежной Церкви приютили. Все у них было нормально. Но отец Иосиф не мог без Родины. Решил вернуться. Его здесь, конечно, опять посадили. Но дожил он до 1990-х, умер в 94 года.

Архимандрит Иосиф (Сафронов)

— В чем заключался патриотизм в советские времена? Разве Родина после революции для многих не перестала существовать?

Что такое Родина? Рождаемся мы все-таки на земле. А земля как была, так и есть: рощи, поля, леса, озера. Многих, конечно, пересажали, расстреляли, кто-то эмигрировал, но все же оставались и знакомые люди. Это тоже Родина.

Жизнь всегда идет на двух уровнях: один внешний, а другой внутренний. Этот сокровенный мир не зависит от внешнего строя.

Несмотря ни на какой режим, правителей, хороших или плохих, люди все равно живут. Классический пример дан в Библии. История израильского народа: и царство у них было, и в рабстве оказались, — а все равно жили. Илия пророк возопил к Богу: «Остался я один, но и моей души ищут» (3 Цар. 19:14). Господь отвечает: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).

Во всех народах, независимо от форм правления и жизни, бывают люди богоугодные. Не может быть, чтобы были одни только иуды. И в царское время были всякие люди, так же и при советском строе.

КТО ЧЕГО СПОДОБИТСЯ

— А что определяет наступление революционных катаклизмов?

Революцию в начале XX века предварял некоторый процесс брожения в умах. У святителя Николая (Велемировича) есть такой труд «Война и Библия».

История человечества имеет духовный смысл, определяется изнутри, и этот потаенный процесс — куда склоняются души человеческие — ведом только Богу. То, что внешне происходит, лишь отражает это глубинное содержание жизни, выбор людей.

Кто-то внутренне самоопределяется пострадать за Христа, кто-то судит других. Апостолы готовились на мученичество, Иуда — на предательство.

Святитель Николай Сербский

Мне недавно задали вопрос: почему сейчас даже некоторые священники начинают снова возмущаться против царя? Почему он, дескать, не воспользовался полицией? Он же чувствовал, что заговор готовится и т. д. Да он не только чувствовал — он знал это!

Святые страстотерпцы Царь Николай II и Цесаревич Алексей

— Конечно, около 40 пророчеств было царю Николаю о том, что произойдет и чтобы он сам сошел с престола.

Совершенно верно. Поэтому, когда начинают обвинять царя в безволии, я говорю: знаете что? Если так рассуждать, тогда и Евангелие переписать нужно? Господь тоже так поступил. А Он как Бог знал все.

— Разве 12 легионов Ангелов Отец не послал бы Ему?

То, что о царе вновь стали так поговаривать, свидетельствует о том, что и сейчас идет какой-то внутренний процесс.

Промысел Божий всем управляет: Господь кого забирает, кого сохраняет. Причем даже в самых безвыходных ситуациях оставляет в живых и к Себе приводит вопреки всем внешним обстоятельствам.

Мой сын отец Федор причащал одного раба Божиего, он его причастил, а через несколько часов человек умер. Всю жизнь не ходил в Церковь! Но оказывается, когда он был молодым, то отказался идти участвовать в разрушении Храма Христа Спасителя. Господь за это удостоил его причастия перед самой смертью. Очень поучительно!

Отец Валериан с супругой матушкой Натальей Константиновной, с детьми и с тещей Еленой Владимировной Апушкиной

Люди как люди, они изнемогали. Мне теща Елена Владимировна Апушкина († 7.02.1999; — преставилась на память Новомучеников и исповедников Церкви Русской, — прим. Ред.) рассказывала: был такой отец Илия Четверухин († 18.12.1932), он сидел, срок освобождения уже приближался, а он очень детей любил и решил, что когда выйдет на свободу, служить уже не будет — только бы с детишками побыть… Пошел фильм какой-то на зоне смотреть, как раз про детишек. Случился пожар, и священник погиб. Промысел Божий так устроил, чтобы он не сошел с креста. Забрал его Бог. Такие есть примеры, Господь всем желает спастись.

Священномученик Илия Четверухин

— Отец Илия Четверухин ныне прославлен, он — священномученик.

Кто-то и хотел сам уклониться, а получалось иначе, а иной и мечтал пострадать, а Господь не давал.

Все во власти Божией. Это очень непростой внутренний духовный процесс: кто чего сподобится.

— Царь же отдавал себе отчет, что он сам идет крестным путем и весь верный народ за ним идет на голгофу. Ради Христа царь Николай и не пожалел ни семьи, ни царства, ни народа.

Конечно. Господь Сам пошел на Крест и всем ученикам сказал: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8:34). «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10:22). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). «Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10:18). Господь действительно предупредил последователей: имейте в виду, что все будет именно так, и пусть это вас не удивляет.

Да, конечно, были те, кто прославлялись, но это скорее исключение из правила. И почитаемых старцев, таких, как преподобный Серафим Саровский, избивали. Преподобного Сергия братия выживала из основанного им же монастыря, были трения. Не все так гладко.

Враг каждому христианину в разной степени мешает.

«В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32). Если Господь постоянно об этом говорит, то чему тут удивляться-то? «Посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16).

Господь по любви Своей еще от многого нас оберегает. Мы только чуть-чуть соприкасаемся с тем, что могло бы с нами произойти. Что уж тут негодовать? Ничего непредсказуемого в наших скорбях нет.

ХРИСТИАНСТВО — ЖИЗНЬ!

— Кто такие новомученики? Многие же страдали в те тяжелые времена, но не все вошли в сонм явленных и не явленных, но ведомых Богу?

Вообще, мученики — это свидетели Истины.

Новомученики — это новые свидетели Истины. Истина в их опыте жива так, что становится очевидно: все, что было сказано когда-то, остается насущным и теперь.

Одна из фресок Сонма новомучеников в храме Новомучеников и исповедников Российских в Акулово

Сколько бы кто ни выступал с заявлениями о том, что религия несовременна. Святитель Николай (Велемирович) очень хорошо на сей счет заметил: «Разве можно говорить о современности или несовременности действительности?» Христианство — это жизнь! Как жизнь может стать вдруг несовременной?

Она еще больше нужна, когда смертоносность греха увеличивается в миллионы раз.

— Это и есть тот маховик, который вертится все сильнее и уносит новые и новые жизни?

Да, этот маховик слишком сильно раскрутили. Просто убийства сейчас совершаются другими способами. Господь предостерегал: растет пшеница, но растут и плевелы (см. Мф. 13:24-30). В том-то все и дело, что плевелы тоже растут! Чем дальше, тем больше мир будет деградировать. У апостола же сказано, что в конце времен люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны и т. д. Там длинный список (см. 2 Тим. 3:2-8). Где сейчас те благородство и возвышенность душ, представления о долге и чести, которые все же сохранялись еще совсем до недавних времен? Пророк Исайя возвещал ветхозаветным евреям: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою» (Ис. 5:20). Это как раз то, что происходит в наши дни. Интересная последовательность: зло начнут называть добром, а потом неизбежно: добро — злом, тьму светом, а следом: свет — тьмою.

Мне как-то довелось полистать книгу под названием «Зажигайте сердца». Автор Николай Рерих явно предлагал пользоваться геенским огнем. Он там приводил обращение к советскому правительству Махатмы, лидера одной из богопротивных восточных религий: «Мы Вас приветствуем. Вы упразднили Церковь, рассадницу лжи и суеверия». Это же клевета и богохульство! Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Все святое опоганивают: «Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы разрушили семью лицемерия». В тебе кипят греховные наклонности, а ты с ними борешься, смиряешься, не даешь выхода страстям — это в их представлении и есть «лицемерие»! Поэтому вся эта гадость и обрушивается сейчас в безбожных странах и семьях на бедных детей. «Вы открыли детям всю мощь космоса», — было написано в том послании. А «мощь космоса» — это «духи злобы поднебесной» (Еф. 6:12)! Семью они называют «тюрьмой воспитания», которую надо разрушить, а детям подсунуть вседозволенность, чтобы чуть что — на родителей в суд подать можно было.

— Очень напоминает то, что навязывается сейчас.

Ты просто не имеешь, по их развращающим планам, права воспитывать! Там что-то и дальше еще предлагалось.

Но для бесов всегда первые враги и объекты воздействия — Церковь, семья и дети.

ЗА ВСЁ ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ

— Отец Валериан, когда росли, как Вы сами ко всем этим советским идеологическим декорациям относились?

Так это же все бесовское!

— Вы как-то говорили, что отец Вас воспитывал так, чтобы не было ненависти к советской власти. Это как?

Ненависть к властям — это же ненависть уже к людям. Этого быть не должно. Многие из них не ведали, что творили. Правда, были, конечно, и те, что ведали. В любом случае грешника всегда жалко. За все придется отвечать. Отец Иоанн (Крестьянкин; † 5.02.2006) рассказывал про одного советского чиновника из правительства. Я, говорит, не видел, чтобы еще кто-то так, со слезами, каялся! В свое время он закрывал церкви. Исполнял спущенный сверху указ, был в одной упряжке со всеми, не мог вырваться. Но потом каялся.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников († 26.03.1945) был начальником Генерального штаба, потом Георгий Константинович Жуков († 18.06.1974) сменил его. И тот и другой были верующими. Борис Михайлович ладанку с крестом, иконами Матери Божией и святителя Николая и 90-м псалмом «Живый в помощи Вышняго» всегда при себе носил. Молился, во время войны — с земными поклонами: «Спаси, Господи, мою Родину и русский народ!» Как мы можем судить о советской власти? Он же тоже был власть! А кто знал о том, что он молится за всех?

Борис Михайлович Шапошников

Георгий Константинович Жуков

— Многие новомученики говорили, что большевики насильно захватили власть, их власть не от Бога, долго не продержится. С другой стороны, народ достоин своих правителей, даже дошло свидетельство об откровении начала XX века: на Россию будет наложена епитимия на 70 лет. Отчего можно было исправиться и исправился ли народ?

Епитимия — это не расплата за грех, она имеет воспитательное значение.

— Но епитимией же может быть лишение причастия? Отдельный вопрос: за что могло быть попущено отлучение на 70 лет? На столь длительный срок разве что еретиков отлучают: «пока не отрекутся от заблуждений». У нас же в советское время насаждался квазирелигиозный культ с элементами древних ересей. И в таинствах участвовать русский народ не имел возможности.

Да. Даже неотпетые были.

— Невенчанные, некрещеные.

Да. Сложно это все. Настоятель Иерусалимского подворья протоиерей Василий Серебренников (†30.12.1996), приезжавший к отцу Сергию Орлову (в постриге иеромонаху Серафиму † 7.02.1975) исповедоваться, мне сказал однажды: «Мне больше всего нравится в духовных вопросах, когда ничего непонятно». Ясно, что когда революционеры, коммунисты громили храмы, они и не думали, что все это будет восстанавливаться. 100%-но не предполагали, что вновь все, как из пепла, восстанет. Конечно нет! Но это же произошло.

Протоиерей Василий Серебренников

Когда потом уже после революции ввели научный атеизм, чтобы более серьезно заняться атеистической пропагандой, люди вновь стали поворачиваться к Церкви! Они читали какие-нибудь надерганные большевиками цитаты из Священного Писания и начинали допытываться: «А откуда это взято?!» Я знаю священников, кто в юности из этих учебников по т. н. научному атеизму, читая именно цитаты Священного Писания, первые познания и черпал.

— Дело же даже не в знаниях. Можно же, пережив, допустим, смерть близкого человека, интуитивно почувствовать, что жизнь и после смерти продолжается, а идеология врет?

Один подвижник из старшего поколения, кого мы еще застали, как-то сказал: «Что ты рассуждаешь? Ты прислушайся к тому, что ты чувствуешь!»

Умирать же всем без исключения придется. А то, что здесь происходит — «суета сует и томление духа» (См. Еккл.). На все нужно смотреть взглядом «оттуда».

Протоиерей Валериан Кречетов с духовником протоиереем Сергием Орловым

ЖИЗНЬ ДЕРЖИТСЯ НА ЛИЧНОМ КОНТАКТЕ

— Отец Валериан, Вы сами побывали «с целью технического осмотра» в тюрьмах, лагерях. Что это за опыт? Это же какое-то средостение между жизнью и смертью, пространство, где смерть близка?

Это уже были другие, «благоустроенные» лагеря! Нас ждали, готовились. Там все было заправлено; беленькое такое, чистенькое. Нам, конечно, показывали не объективную картину. Но меня интересовали люди. Я боялся расспрашивать. Да и они на меня все поглядывали недоверчиво: новый человек, кто его знает, зачем интересуется? Поэтому я больше молчал, но присматривался. Увидел одного старичка примечательного. Но больше всего мне запомнился зэк, смотревший на всех хищным таким взглядом, как ястреб! Я даже зарисовал его. У него и нос был, как клюв. Спрашиваю: «Что это за человек?» — «О-о, — говорят, — это самый страшный человек в зоне. Картежник! У него в деле бубновый туз». Самые страшные люди в зоне, оказывается, картежники. Там же и людей в карты запросто проигрывают. Посмотрел я на все это… Там, конечно, странное такое ощущение: идешь по коридору, а там только щелк-щелк тебе в спину — двери на засовы закрываются!

Соловецкий лагерь. Место заключения отца протоиерея Валериана Кречетова — протоиерея Михаила Кречетова

— Ваш отец сидел на Соловках?

Да, с 1927 по 1931 гг. папа был на Соловках в лагере — СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения – Прим. ред.), также сидел в Кеми — там тоже была зона. Кемь — это город на полуострове, что омывается Белым морем.

Папа рассказывал: «Я увидел тот мир. Он был более реальный, чем наш».

Когда он был в лагере, ему в видении открылось пакибытие. Он начинал рассказ так: «Был закат, я смотрел на море… И вот небо открылось и закрылось. Я увидел тот мир. Он был более реальный, чем наш». Это свидетельство отца, как Господь давал надмирные откровения в местах, казалось бы, лишения свободы. Господь подкреплял верующих в заключении. Моя теща Елена Владимировна Апушкина, которая и сама претерпела годы ссылок в Казахстане, говорила: «С испытанием посылается избытие». Это факт.

В Кеми отец сидел вместе со священноисповедником епископом Коломенским Феодосием (Ганицким), который умер на свободе потом в 1937 г. И как-то у них состоялся такой диалог.

Папа спрашивал владыку: «Как мне быть?» — «Положитесь на волю Божию». — «Я положился». — «А чего ко мне пришел? В лучших руках дело».

Такие были люди…

— Вы еще общались с теми, кто прошел советские тюрьмы, лагеря?

Они в основном все об этом опыте молчали. Один из исповедников нашего времени отец Ефросин (Данилов), иеромонах, погребенный в Акулово, про лагерь рассказывал. А остальные все молчали. Отец Дорофей (Рябинкин; † 30.08.1972), архимандрит, постриженик Данилова монастыря, тоже, видимо, считал: да что там рассказывать-то? Он, наоборот, мне рассказывал, как они замечательно в Даниловом монастыре до его закрытия жили, как с Владыкой Федором (Поздеевским; † 23.10.1937) общались.

Отец Дорофей (Рябинкин)

Владыка Федор (Поздеевский)

Нам и дома отец никогда не рассказывал про все эти зверства в лагерях, хотя он сидел в СЛОНе.

— Про новомучеников нынешние люди как раз и боятся узнавать, лишь бы только не сталкиваться с этой страшной реальностью изуверств. Может быть, действительно какой-то нужен особый подход к рассказу о новомучениках? Почему старшие умалчивали о том, что творилось в застенках?

Я думаю, в этом глубокий смысл. Подробности всех этих пыток, мучений могут только запугать. Зачем их знать? Что от этого легче? Папа от нас не скрывал того, что сидел в тюрьме, но все подробности о том, что тебя там могут избивать, морить голодом и т. д. — этого он не рассказывал. Потому что человеку, как говорят, свойственно издыхать от ожидания грядущего.

Родители протоиерея Валериана Кречетова — протоиерей Михаил и Любовь Владимировна Кречетовы

— А про освобождение рассказывали?

Про освобождение из лагеря отец Дорофей (Рябинкин) рассказывал: вышел, говорит, в телогрейке, выпустили — как выбросили: «Иди куда хочешь!» А есть нечего. Пошел в церковь. Там, конечно, все понимают: человек в беде. Но оказание помощи осужденным — это тоже по меркам тех лет преступление. Дает ему батюшка ведро и говорит: «За мной иди!» Все к священнику бросаются: «Батюшка! Батюшка!» А тот идет за ним следом на некотором расстоянии, и ему кто луковицу, кто картошку в ведро бросит. Так, говорит, и набиралось целое ведро на обед. Люди осторожно действовали, с мудростью, чтобы остаться на воле и другим помочь.

Владыка Афанасий (Сахаров) потом говорил про рясу: «Зря я иногда открыто так ходил». За людей переживал, что подвел. Потом считал, что можно было и поступиться видом.

— Говорят, что выживали очень смиренные, тихие, незаметные люди?

Да. Я однажды заикнулся отцу на счет советской системы, а у меня отец экономистом был, так он мне прямо и ответил: «Такого бардака, как у нас, ни одна бы система не выдержала!» Это экономист сказал! То есть нам самим нужна именно такая система, никакая другая просто не выдержит то, что у нас творится.

— И сейчас?

Да, я иногда задумаюсь, что у нас происходит, и понимаю, что именно в такой жизни нам и можно выжить. Здесь все один к одному переплетается. С одной стороны, беспросветность какая-то, чтобы ни на что человеческое уже даже не надеялись, с другой стороны — наоборот, вдруг какие-то непонятно откуда берущиеся возможности появляются, что-то из ранее скрытых ресурсов выходит на поверхность. Как только Господь нас ни спасает!

То, что происходит, на самом деле не здесь решается. Так получается, что именно в суровых условиях, когда надо как-то уже выкручиваться, люди и мобилизуются, выживают. Находят какие-то новые способы. Да и Господь помогает! Незаметно! Так раз-раз: что-то находится, какие-то люди появляются, кто-то кому-то что-то сказал, другой откликнулся, что-то как будто само собой решается.

В нашей стране жизнь в основном держится на личном контакте.

Все зиждется на личности. В этом году тема Рождественских чтений была «Традиции и новации: общество, культура, личность», а личность-то как раз все это и пронизывает. Потому что через личность и традиции передаются, и новации привносятся. Общество — это общность личностей.

Шутка в свое время была: «Что такое социалистическая демократия? Порознь все против, а вместе за». Но как бы ни были все вместе «за», а искреннее отношение у каждого свое. Уж как против Церкви только не настраивали народ, а многие на самом деле просто не афишировали, что верят, а стали храмы открываться, люди и пошли на службы, в таинствах стали участвовать.

ЕСЛИ БЫ ВСЕ БЫЛИ ТАКИЕ

— Отец Димитрий Смирнов рассказывал, как энкавэдэшник, поняв, что в ведомстве творится, просто пошел и положил партбилет на стол. И ему ничего не было. Так, может быть, если бы все так поступили, никому бы ничего и не было и не было бы всех этих ужасов?

Может быть. Отец Ефросин (Данилов), проведший 10 лет в колымских лагерях, совершил побег, ушел в тайгу. Бесполезно: мороз, есть нечего, укрыться негде. Его поймали и три недели держали в карцере на морозе. Отца Арсения два-три дня держали, а отца Ефросина 22 дня и уже бросили, чтобы он умирал. А он остался жив! Начальник лагеря говорит: «Да не может быть, чтобы жив остался!» Ему его показали, а потом перенесли из карцера и бросили в камеру: пусть там помирает. Есть ему не давали, он же ничего не зарабатывал, потому что не мог работать. Уголовники брали его с собой, выполняли его норму, и так выкормили его. Они ему говорили: «Василий Андрианович (его так в миру звали), если бы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели!»

— В воспоминаниях о преподобном Серафиме Вырицком (†3.04.1949) есть эпизод, когда к нему приходит революционер в ярости, а батюшка уже лежал на кровати, не поднимался и очень кротко с любовью ответил на гневную тираду, так что тот сразу же как-то обмяк и тихо так, склонившись, проговорил: «Если бы все попы были такие, как ты, то и революцию делать не надо было бы». Революционеры тоже были попущены как бич Божий?

Преподобный Серафим Вырицкий

Да. Я сейчас перед беседой открыл книгу и сразу попалось: «Почему фарисеи распяли Господа? Потому что у них идеал был — господство». Господь говорил: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:25-26). Если бы никому не нужно было никакого господства, ни мирового, ни менее масштабного, тогда и жили бы спокойно на земле. Зачем это нужно: одному другим управлять? Отвечать еще потом за подчиненного придется.

Если бы люди избавились от греха, то и не надо было бы уже никаких властей, судей, полиции.

Не было бы никаких разводов, никаких тяжб. А сейчас административно-судебно-исполнительный аппарат на всю работает. А для чего? Чтобы грех не пошел вообще вразнос всего человечества. Еще Николай Васильевич Гоголь грустно говорил: «Человека человеком не ограничишь. Если поставишь надзирать над жуликом, будет два жулика». Все системы, как бы их ни выстраивали, не могут удержать человечество от всех проявлений падшей природы. Все, что в этом мире происходит печального, — совершается из-за греха. Если бы не завидовали, не гордились и т. д. — проблем бы просто никаких не было!

— Сегодня же тоже даже у священников возникают соблазны господства над паствой, а у паствы возникают революционные настроения. Как тут быть?

Не заниматься господствованием над паствой!

Властвование предполагает ответственность. А вот с ответственностью у тех, кто хочет повелевать, всегда сложнее.

Эти господа сразу же начинают уходить от ответственности. С маленького человека какой спрос? Сделал — так сделал, не сделал — так не сделал. А с первого лица спросится все в полной мере. Тут каждый промах чреват огромными последствиями. Это же все еще может быть оценено и в денежном, например, эквиваленте: тысячи, миллионы. Ответственность — она и есть ответственность. Юристы шутят: незнание законов не освобождает от ответственности, от ответственности освобождает знание закона.

— Но есть же еще и духовные законы? Предполагается и духовная ответственность?

Так оно и есть! За все придется отвечать. В любом случае каждый даст ответ. Однозначно! Даже здесь все взыщется, не говоря уже о посмертной участи. У Александра Сергеевича Пушкина в «Борисе Годунове» есть слова: «И не уйдешь ты от суда людского, // Как не уйдешь от Божьего суда!» Все равно отвечать будешь! Даже если ты стараешься не думать об этом.

Думай — не думай, а отвечать придется.

— А пастве как реагировать?

Пастве реагировать очень просто. Господь сказал: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3). Часто священники говорят: делайте то-то, то-то, а попробуй-ка сделай сам. Нужно размышлять все-таки над своей жизнью и действовать с рассуждением. Я недавно китайское изречение услышал: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, а размышлять и не учиться — губительно». Нужно обо всем думать, жить сознательно. Вера ваша разумна да будет. «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15), — сказано у апостола. Другое дело, когда начинают рассуждать о таких сложных вопросах, как истины веры, ничему не учась, — это погибель, кощунство.

ЖИВОЕ ПРЕЕМСТВО

— А почему у нас внутри России встает вопрос о непочитании новомучеников?

Не знаю. Просто-напросто лень. Ларчик просто открывался: и вселенских святых не почитают, а тут уже и новых надо… На службы еще ходить! Если мы сейчас не можем минимальный дискомфорт понести, это сразу же вызывает недовольство, раздражение, то разве мы поймем, что претерпевали новомученики? Да все праведники и святые еще Ветхого и Нового Завета! Сытый голодного не разумеет.

Когда начинают сейчас в допросах копаться: что-то кто-то там о ком-то не так сказал… Да, может быть, он совсем и не так сказал! Разве можно верить тому, что составляли одержимые бесами палачи? В их актах что угодно может быть написано!

На меня смотрят, как на ненормального, когда я поминаю имена всех новомучеников. Это же целый час стоишь и все 2000 имен читаешь. Но один-то раз хотя бы на память новомучеников потрудиться можно!

Еще одна из фресок Сонма новомучеников в храме Новомучеников и исповедников Российских в Акулово

Я думаю, что тут просто сказывается теплохладное отношение к богослужению.

— Иногда новомучеников в целом почитают, но это же все конкретные личности и с ними можно вступить в личное молитвенное общение?

Сам я, перечисляя на память все имена новомучеников, читаю-читаю, поминаю-поминаю: раз! этого я знаю! раз! а вот этого я родственников знаю

Священномученика Петра Карелина (†29.06.1918), например. У него сын доктор медицинских наук, мы с ним на могилку к отцу вместе ездили. Отцу Петру голову отрезали, и мальчишка нес его голову, чтобы матушке показать. Вот такой пример садизма. Обязательно надо было матушке голову ее мужа принести. Это как с головой Иоанна Предтечи. Страшные такие истории! Тот, кто это делал, примерно моего возраста, мы как-то ехали и зашел разговор о том, что он еще жив.

Вообще, то, что происходило, с точки зрения здравого смысла просто необъяснимо. Безумие! Это особенность греха, его сущность — безумие.

— Опыт новомучеников как раз и отрезвляет, помогает прийти в себя, выводит из теплохладности?

Он напоминает о том, что нужно трудиться над собой. Когда читаешь о том, что новомученикам приходилось претерпевать, себя уже не оправдаешь. Ох, нам тяжело на службах стоять…

А с какой радостью новомученики, исповедники, те, кто прошли тюрьмы и лагеря — я же их знал — служили! Как они ценили богослужение!

А сейчас: «Ой, да что там в этом храме». Молодежь особенно: «Служба и служба, что там интересного?» Некоторые уже поговаривать стали, что на литургии и стоять не надо. Понимаете, это непочитание новомучеников вообще связано с отношением к богослужению. Если и давно прославленных святых толком не знаем, то что о новых-то говорить?

— Отец Валериан, Вы новомучеников и тех, кто с ними стоит в одном ряду, лично знали. Что их отличало?

Любвеобилие ко всему, что окружает, — вот что отличало тех, кто прошел гонения. Они прямо светились! Такие смиренные были. У них у всех была любовь.

Одним из самых важных проявлений православной жизни является живое духовное преемство. Вот когда на них посмотришь, тогда самому даже стыдно становится: «Да что ты там раздражаешься? Все такие пустяки!»

Я вспоминаю реакцию отца Сергия на то, как я опоздал как-то на литургию. Прибегаю, а он спокойно так стоит в алтаре: «Да не спеши! Без нас все равно не начнут…»

А отец Николай Гурьянов (†24.08.2002)? Рассказываю я ему про этих ксендзов католических, как они куда только ни приносят жертвенник и среди отдыхающих на пляже начинают служить литургию! А он тихо говорит: «Ну, может, не стоило так делать…» Мирно-мирно сказал.

Отец Валериан Кречетов с протоиереем Николаем Гурьяновым

Им всем свойственна эта умиротворенность. Что бы ни случилось: «Ничего-ничего…»

Помню, пропустили на службе «Свят Господь Бог наш». Я подхожу к отцу Сергию, так и так: «Мы забыли!» — все ему изложил, а он: «Пропустили, да? Свят Господь Бог наш (батюшка показывает, как отец Сергий крестился, произнося слова и обращая взор к Господу)… Яко свят Господь Бог наш… Над всеми людьми Бог наш!.. Я сказал». Там хор поет, а он здесь все сказал.

Был такой отец Иосиф Потапов († 23.06.1981), духовный сын владыки Афанасия (Сахарова). Он Устав полностью старался соблюдать, все вычитывает-вычитывает. «Куда ты!» — одергивают его отцы. «Ой! Простите-простите!» — говорит он и прерывается. А батюшки стоят там в алтаре, разговорились, отвлеклись… А он читает-читает. Потом они опять заметили: «А-а!» «Ой! Простите-простите…» Но все, что ему не давали вычитать, он потом все равно дочитывал. Старался и их не раздражать, но и выполнять все должное. Такие люди были: «Да-да-да… Ничего-ничего…»

Отец Иосиф Потапов

Мне как-то владыка Симон (Новиков; † 1.09.2006), впоследствии митрополит Рязанский, а тогда инспектор Московской духовной академии, говорит: «Что ты все воюешь?!» А я там что-то за Устав ратовал, когда в Переделкино служил. «Отец Валериан, — сказал он мне тогда, — все надо класть на алтарь мира».

Митрополит Симон (Новиков)

— И это притом, что им пришлось жить отнюдь не в мирные времена, общаться с чекистами, уполномоченными по делам религии, гонителями?

Среди отцов есть даже такие, кто во время допроса засыпал. Настолько они умиротворенные были! Идет допрос. Другой бы на их месте напрягся: допрос идет! А они помнили слова Господа: «Я дам вам уста и премудрость, которым никто не сможет противиться из сопротивляющихся вам» (Лк. 21:15) — и, полагаясь: Господь все управит, — могли и уснуть.

Я, помню, молодой, прихожу к отцу Сергию: так-так-так… — излагаю ситуацию. А он выслушал и говорит: «Ну, да. Только про Бога забыли». Всё! Это их особенность. Всегда и везде: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15:8). О Боге помнили!

Так же и мой батюшка, прошедший Соловки, тоже всегда выслушает и скажет: «А Бог-то?!» Они всегда помнили: без воли Божией волос с головы нашей не упадет (см. Мф. 10:30).

Вот такая постоянная преданность воле Божией, упование на всеведение и Промысел Божии. Что ни случится — значит, так надо!

Главная беда — умереть можем. Но мы же все равно все умрем! Зачем из этого какую-то проблему делать? Если надо, Господь заберет. А оставит здесь, так и для жизни все даст.

Бог миром правит. Так простой народ ко всему и относился на Руси. Мир очень прост.

Отец Иоанн (Крестьянкин), приезжал сюда к отцу Сергию, выходит уже как-то от него и говорит мне: «Ты читал апостола Иакова? «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Ты что думаешь, что это премудрость Соломонова, что ли? Это терпение».

— Возможна ли сейчас канонизация батюшки Иоанна (Крестьянкина), батюшки Николая Гурьянова, отца Павла (Троицкого; † 6.11.1991), отца Михаила (Труханова; † 16.03.2006)?

Иеромонах Павел (Троицкий)

Отец Михаил Труханов

Конечно возможна! Рядом с ними только посидеть — это уже такое блаженство было! Сидишь — и никаких проблем, вопросов нет! Вот сидишь рядом — и всё! Смотришь на старчика — и всё!

Протоиерей Валериан Кречетов с отцом Сергием Орловым в алтаре храма в Акулово

 

Беседовала Ольга Орлова

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее