Публикации

Краткие сведения о развитии образования
и о системе учебных заведений
в Российской империи

Федотов Александр Сергеевич

Обзорная статья о системе учебных заведений дореволюционной России, в которых получали
образование священно- и церковнослужители Православной Церкви и члены их семей

Административно-территориальными единицами Российской империи, в рамках которых осуществлялось управление учебными заведениями Министерства народного просвещения в 1803–1918 гг. были учебные округа. Первоначально Россия была поделена на 6 территорий, по числу имевшихся (и намеченных к открытию) университетов, которые и были поставлены во главе новых учебных округов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанскского, Харьковского, Виленского и Дерптского.

Университеты должны были осуществлять управление всем образованием на территории своих учебных округов. Для контроля над ними в каждый округ назначался попечитель из числа членов Главного правления училищ, представлявшего собой совет Министерства народного просвещения. Попечители учебных округов в этот период находились большей частью в Петербурге, органом же оперативного управления округом был училищный комитет. В непосредственном ведении этого комитета находились губернские гимназии и уездные училища.

В 1835 г. управление высшей школой и народным образованием было разделено, учебные округа из ведения университетов были изъяты и переданы в ведение Министерства народного просвещения. С этого момента полная ответственность за состояние образования в этих округах возлагалась на попечителей учебных округов. Аппарат попечителей составляли: помощник, инспекторы казенных училищ (окружные), инспекторы частных учебных заведений, инспекторы народных школ, попечительский совет.

Урок арифметики в школе. 1907 г.

Учебные заведения подразделялись на высшие, средние и низшие, представленные, соответственно, университетами, гимназиями, уездными и приходскими училищами. До середины XIX в. всеми учебными заведениями ведало исключительно Министерство народного просвещения, в дальнейшем эта монополия была нарушена.

Общее руководство народным образованием на местах осуществляли губернские и уездные училищные советы (подчинявшиеся попечителю учебного округа), в которые входили представители Министерства народного просвещения, Синода и других ведомств, имевших свои учебные заведения, а также земств и городов. Тяжесть практической работы по организации начального образования на местах несли на своих плечах директора и инспектора народных училищ и епархиальные наблюдатели церковных школ.

* * *

К концу XIX в. в Российской империи насчитывалось 12 учебных округов, находившихся в ведении Министерства народного просвещения и 3 территориальные единицы, подчинявшиеся специальным «Главным управлениям гражданскими учебными заведениями» при соответствующем генерал-губернаторстве:

1. Санкт-Петербургский учебный округ (1803; с 1914 г. — Петроградский учебный округ): Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая, Псковская и Санкт-Петербургская губернии;

2. Московский учебный округ (1803): Владимирская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская губернии;

3. Харьковский учебный округ (1803): Воронежская, Курская, Пензенская, Тамбовская, Харьковская губернии и Область Войска Донского;

4. Казанский учебный округ (1803): Астраханская, Вятская, Казанская, Самарская, Саратовская, Симбирская и губернии;

5. Виленский учебный округ (1803): Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская и Холмская губернии;

6. Дерптский учебный округ (1803), с 1893 г. — Рижский учебный округ: Курляндская, Лифляндская и Эстляндская губернии;

7. Одесский учебный округ (1830): Бессарабская, Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии;

8. Киевский учебный округ (1832): Волынская, Киевская, Подольская, Полтавская, Черниговская губернии;

9. Варшавский учебный округ (1839): Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская и Сувалкская губернии;

10. Кавказский учебный округ (1848): Бакинская, Батумская, Елизаветпольская, Кутаисская, Ставропольская, Тифлисская, Черноморская и Эриванская губернии, Дагестанская, Карская, Кубанская и Терская области, Закатальский и Сухумский округа;

11. Оренбургский учебный округ (1874): Оренбургская, Пермская и Уфимская губернии, Уральская и Тургайская области;

12. Западно-Сибирский учебный округ (1885): Тобольская и Томская губернии, Акмолинская и Семипалатинская области;

13. Восточно-Сибирский учебный округ (Главное управление по гражданским учебным заведениям при Иркутском генерал-губернаторстве (1867, 1884)): Енисейская и Иркутская губернии, Забайкальская и Якутская области;

14. Туркестанский учебный округ (Главное управление по гражданским учебным заведениям при Туркестанском генерал-губернаторстве (1875)): Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская и Ферганская области;

15. Приамурский учебный округ (Главное управление по гражданским учебным заведениям при Приамурском генерал-губернаторстве (1894)): Амурская, Камчатская, Приморская и Сахалинская области.

Лекция в Харьковском технологическом институте

Вплоть до эпохи промышленного подъема образование носило сословный характер. Получение высшего образования давало право на личное дворянство. Гимназии предназначались для подготовки к университетам, по сути своей это были средние школы с факультативным изучением латыни; а в уездных и приходских училищах обучались городские обыватели и крестьяне соответственно. Получить высшее образование могли только лица, имеющие степень бакалавра после сдачи приемных экзаменов.

Реформы 1860-х гг. изменили структуру государственного образования. Основой высшего образования по-прежнему остались российские университеты, к 1917 г. их количество возросло до 11. В каждом университете полагалось иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский, однако это не всегда соблюдалось. Так, в Санкт-Петербургском университете вместо медицинского факультета имелся факультет восточных языков, в Юрьевском — богословия, в то время как Томский состоял из одного лишь медицинского факультета.

После реформ 1860-х гг. количество учебных заведений, дававших высшее образование, значительно возросло. Этому способствовала острая потребность в грамотных кадрах, которая заставила правительство отказаться от строго университетской структуры. Учредителем вновь организованных вузов выступало не только Министерство народного просвещения, но и другие ведомства.

Преподаватели и слушатели Императорской военно-медицинской академии
в лаборатории. 1910-е гг.

Период с конца XIX в. и до 1917 г. был самым плодотворным в истории отечественного дореволюционного высшего образования. Доказательством является рекордный для России рост численности студенчества. В 1897–1898 учебном году в вузах страны обучалось около 32 000 студентов, в 1907–1908 — более 83 000, в 1913–1914 — почти 121 000 студентов.

К 1917 г. в России действовало 65 государственных высших учебных заведений (подчинявшихся 12 министерствам и ведомствам) и 59 общественных и частных: 11 университетов и 40 школ университетского типа, включая юридические, медицинские, востоковедческие, исторические, а также «академические отделения» народных университетов; 9 педагогических институтов и высших курсов; 9 учебных заведений музыкального, театрального и изобразительного искусства; 7 духовных учебных заведений, 19 инженерных, 15 сельскохозяйственных, 6 коммерческих институтов; 8 военных и военно-морских академий и высших училищ. В государственных высших учебных заведениях обучалось 64 705 студентов, в частных — 70 360, а всего — 135 065 человек.

За годы царствования Николая II общая численность учащихся высших учебных заведений в России возросла в 3,5–4 раза. При этом разрыв между Россией и ведущими европейскими странами в относительном выражении числа студентов быстро сокращался. Так, в 1895 г. в Росси     и на 100 000 человек приходилось в 3 раза меньше студентов, чем в Германии, а в 1908 г. это соотношение показателей выглядело уже как 1:1,7.

Промышленный подъем 1890-х гг. вызвал самые значительные перемены в отечественном инженерном образовании. Открылись передовые по организационному принципу политехнические институты в Петербурге, Томске, Новочеркасске (Донской), Нижнем Новгороде. Как крупнейшие учебные и научные центры выделялись Электротехнический и Политехнический институты в Петербурге.

Химическая аудитория Санкт-Петербургского Политехнического института Императора Петра Великого. 1912 г.

Не удовлетворяемые государством возраставшие потребности капиталистической России в дипломированных специалистах вызвали к жизни неправительственную («вольную») высшую школу, созданную инициативой интеллигенции и отчасти на средства торгово-промышленных кругов. Общественные учебные заведения создавались «на идейной основе» как просветительские учреждения; частные устраивались обыкновенно на коммерческих началах.

Особый тип учебного заведения, открывавшего возможность к прохождению университетской программы, представляли собой народные университеты: в Москве им. А. Л. Шанявского (1908), в Томске им. П. И. Макушина (1915), в Нижнем Новгороде (1916).

Специалистов с высшим образованием в сфере истории и культуры готовили археологические институты в Петербурге (1877) и Москве (1907), Институт истории искусств в Петербурге (1912), консерватории: в Петербурге (1862), Москве (1866), Саратове (1912), Киеве (1913) и Одессе (1913).

Быстрыми темпами развивалось высшее женское образование — кроме «старых» Московских и Петербургских, Казанских и Киевских курсов, возникших в 1869–1878 гг., в начале ХХ в. были открыты новые высшие женские курсы в Одессе, Харькове, Варшаве, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Самыми популярными отделениями (факультетами) были историко-филологические и физико-математические, готовившие, в основном, учительниц средних учебных заведений.

Второй по численности группой женских учебных заведений были медицинские курсы и институты, работавшие по программе университетов. Такие учебные заведения открылись в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Одессе и Саратове. С 1908 г. в Москве стали работать также Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил профессор Д. Н. Прянишников. В Петербурге в 1906 г. открылись Женские политехнические курсы.

Наряду с высшими женскими учебными заведениями, в начале XX в. существовали общественные и частные вузы для лиц обоего пола. Наибольшей известностью среди них пользовался основанный в 1907 г. по инициативе выдающегося ученого-психиатра профессора В. М. Бехтерева Психоневрологический институт. В задачи этого научно-исследовательского центра входила подготовка педагогов средней школы, юристов, врачей-психиатров и неврологов. К 1917 г. в институте обучалось более 6 000 студентов, из них 30% женщин.

Здание Белостокского института благородных девиц императора Николая I

Существенные изменения во второй половине XIX в. претерпела система средней школы. К этому типу учебных заведений относились гимназии, прогимназии и реальные училища — казенные, земские и городские, частные, церковные, ведомственные, а также ряд других учебных учреждений, приравненных к средним учебным заведениям.

Основу средних общеобразовательных учебных заведений составляли восьмиклассные гимназии. Их целью являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения».

На практике гимназии выступали, чаще всего, как первая ступень перед поступлением в университет, и контингент учащихся был в основном дворянским. Из-за недостатка средств во многих городах появились прогимназии, то есть неполные гимназии 4–6 классного состава, которые не давали право на поступление в университет. Уже в ходе реформ 1864 и 1872 гг. наряду с гимназиями были созданы и семиклассные реальные училища. Реальное училище — «учебное заведение, имеющее целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Образование в средних учебных заведениях было раздельным — отдельно существовали женские и мужские гимназии и прогимназии.

В конце XIX – начале XX в. российская школа переживала период подъема, выразившийся в значительном росте количества учебных заведений, числа учащихся, необычайном разнообразии типов и форм образовательных учреждений. Государство прилагало большие усилия для повышения уровня грамотности населения: с 1900 г. почти в 5 раз возросли ассигнования правительства Министерству народного просвещения, составив в 1913 г. 14,6% бюджетных расходов.

Происходящие в стране изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. В начале века значительно выросло число учительских семинарий, сохранивших значение основных центров подготовки педагогов начальной школы. К 1917 г. в стране было около 180 (из них 145 — мужских) учительских семинарий. 47 учительских институтов готовили педагогов для городских и высших начальных училищ. В составе учащихся учительских семинарий и институтов основное место занимали дети крестьян. Перепись народных училищ 1911 г. показала, что 56,6% учителей начальной школы являются выходцами из крестьянского сословия. В последующие годы эти цифры еще возросли. Педагогическое образование народные учителя получали также на учительских курсах.

Основными центрами подготовки учительниц для народной школы были педагогические классы гимназий и епархиальных училищ. Выпускницы женских епархиальных училищ (в начале века их насчитывалось 72) были наиболее стабильными педагогическими кадрами церковной школы. Для учителей народной школы в начале века устраивались учительские библиотеки, летние курсы, конференции, организовывались поездки по стране.

В 1914 г. в России работало 280 000 учителей. В педагогических вузах и семинариях Министерства народного просвещения обучалось более 14 000 учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15 300 молодых педагогов.

Значительно возросло в России в начале XX в. число средних учебных заведений. В 1906 г. число мужских гимназий составляло 236, к 1912 г. их уже 417, причем число правительственных гимназий увеличилось на 45,5%, тогда как число частных поднялось в 4,5 раза. В 1913 г. в стране имелось также 284 реальных и 260 коммерческих училищ. Существенно расширилась география средних учебных заведений — они начали открываться не только в губернских, но и во многих уездных центрах. Нередко новые школьные постройки возводились по индивидуальным проектам талантливых архитекторов и становились украшением своих городов. Дети в таких зданиях занимались в просторных классных комнатах и удобных кабинетах-лабораториях.

Урок физики в Киево-Печерской гимназии

Восьмилетняя программа обучения в мужских гимназиях, кроме обычных общеобразовательных предметов, включала латинский, греческий, немецкий и французский языки, законоведение и философскую пропедевтику[1]. С 1902 г. в большинстве российских гимназий было сокращено преподавание древних языков и увеличено количество часов на изучение русского языка, истории, географии, вводились также новые современные курсы, в частности, законоведение. В реальных училищах при семилетнем курсе обучения преподавался один иностранный язык. Семилетний курс обучения в женских гимназиях был несколько облегчен по сравнению с мужскими, во многих женских гимназиях существовал восьмой педагогический класс (иногда двухгодичный), дававший возможность получить специальность домашней учительницы.

Бурно развивалось среднее женское образование. В 1899 г. в стране было 189 женских гимназий Министерства народного просвещения, в 1913 г. их число достигло 825, а с учетом других общеобразовательных женских учебных заведений — 1125.

Состав учащихся средних учебных заведений в начале XX в. значительно изменился. Даже в гимназиях, предназначавшихся ранее. в основном для дворянских детей, становилось все больше выходцев из других сословий. К 1914 г. в мужских гимназиях страны обучались 147 751 учеников, из них 32,7% были детьми дворян и чиновников, 36,9% — почетных граждан, купцов и мещан,  21,6% составляли дети крестьян. Из 311 637 воспитанниц женских гимназий 21,9% были из семей дворян и чиновников, 44,8% — из семей почетных граждан, купцов и мещан и 25% учениц составляли дочери крестьян.

В системе специального технического и художественного образования средним учебным заведениям соответствовали промышленные, технические, коммерческие, железнодорожные, горные, судоходные, земледельческие, медицинские, художественные, театральные, музыкальные училища. К 1912 г. их насчитывалось около 300. Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих было дополнительно открыто большое количество специальных средних учебных заведений, организованных, по преимуществу, при поддержке соответствующих министерств и ведомств.

Физический кабинет Тюменского реального училища

Фундаментом всей системы образования являлись начальные народные и городские училища, предназначавшиеся для получения начального образования будущими реалистами и гимназистами, а также церковноприходские школы — самое массовое и доступное учебное заведение. В 1905 г. церковно-приходские школы в Российской империи составляли 46,5% от общего числа начальных школ всех видов, к 1915 г. — 32,8%.

Сеть начальных учебных заведений в начале XX в. состояла из министерских, церковно-приходских, земских и школ других ведомств[2]. По данным всероссийской школьной переписи 1911 г., начальных училищ (отмечается, что это около 98% действительного числа) в стране насчитывалось 100 295, в них обучалось более 6 млн. детей. В 1915 г. в России было 122 123 училища (по другим данным 150 000) с числом учащихся более 8 млн. Различия в статистических данных связаны как с условиями Первой мировой войны, так и с очень быстрыми темпами развития сети начальных училищ. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, за это время было открыто 50 000 новых школ. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял в 1914 г. по империи 30,1% (в городах — 46, 6%, в сельской местности — 28,3%).

К 1915 г. в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: 80 801 — Министерства народного просвещения, 40 530 — Ведомства православного исповедания, 2414 — других ведомств.

В начале ХХ в. меняются приоритеты в развитии разных типов начальных школ. Почти совсем исчезают 1–2-годичные школы грамотности, в которых давали элементарные знания чтения, письма, счета и Закона Божиего. Увеличивается число училищ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3–4-годичными начальными школами. Растет число городских училищ и двухклассных начальных училищ с 5–6-летним курсом.

В 1912 г. появились высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после 3–4-летней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пение и гимнастика). Училища открывали в городах (преобразовывая существующие городские училища или создавая новые) и в селах. В 1915 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. высших начальных училищ и число их продолжало расти.

Наряду с общеобразовательными начальными школами для подготовки квалифицированных мастеров, ремесленников, промышленных и сельскохозяйственных рабочих существовали многочисленные низшие профессиональные учебные заведения с 3–4-летним курсом обучения (низшие ремесленные школы, низшие технические училища, школы ремесленных учеников, сельские ремесленные учебные мастерские, железнодорожные училища, горные школы, торговые школы, мореходные классы и т. д.). В 1910 г. действовало свыше 1 900 таких школ и училищ (в которых обучалось 90 300 учащихся), значительная часть из них финансировалась за счёт пожертвований.

За полтора предреволюционных десятилетия общее количество школ в России увеличилось примерно в 17,5 раз, а число учащихся в них — в 2,5 раза. Постепенно улучшались материальное положение и методическая база начального образования. В большинстве школ имелись библиотеки, во многих – музеи наглядных пособий, практиковались учебные экскурсии.

В 1914 г. в средних и начальных общеобразовательных школах России всего обучалось более 9,5 млн. учащихся. В 1900 г. из средств российского государственного бюджета на нужды народного просвещения было отпущено 34 млн. руб. (примерно 1,8% его расходной части), к 1913 г. государственные ассигнования на эти цели увеличились более чем в 4 раза, а доля их в росписи государственных расходов поднялась до 4,3%. В 1914 г. общие расходы государства, земства и городов на образование достигли примерно 300 млн. руб. — по оценкам некоторых исследователей, это больше, чем в таких странах, как Франция и Великобритания (хотя по ассигнованиям в расчете на душу населения Россия все еще уступала ведущим мировым державам того времени). По уровню развития высшего, среднего и низшего образования Россия также заметно отставала от развитых стран Европы и США, но, при сохранении значительно более высоких темпов роста количества учебных заведений и числа учащихся, имела все шансы преодолеть этот разрыв.

Учебные заведения в России до 1917 года

Университеты — светские высшие учебные заведения. Перед революцией в России существовало 11 университетов: Московский (1755), Юрьевский (в 1802–1893 — Дерптский), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Св. Владимира (Киев, 1833), Новороссийский (Одесса, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888), Саратовский (1909), Пермский (1916).

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты.

Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Первые учреждения данного типа возникли в Петербурге и Москве в 1869 г.

Институты благородных девиц — средние общеобразовательные учебно-воспитательные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянских семей. Первый Смольный институт был основан в Петербурге при Воскресенском Смольном монастыре в 1764 г.[3]

Лицеи – привилегированные высшие и средние учебные заведения для детей дворян. В России начала ХХ в. существовало 3 высших учебных заведения — лицея: Александровский (в 1811–1843 — Царскосельский), Демидовский и Московский лицей цесаревича Николая (неофициально — Катковский).

Гимназии — средние общеобразовательные учебные заведения. Первая в России светская Академическая гимназия была основана в Петербурге в 1726 г. при Академии наук. С 1804 г. мужские гимназии открываются во всех губернских городах, в 1862 г. появляются первые женские гимназии. По уставу 1864 г. гимназии были разделены на классические гимназии (с 7-летним, в дальнейшем 8-летним курсом обучения), реальные гимназии и прогимназии.

Реальные училища — средние общеобразовательные учебные заведения (в 1872 г. преобразованные из реальных гимназий) с ориентацией на предметы естественно-математического цикла с 6-летним или 7-летним курсом обучения.

Прогимназии — неполные гимназии 4–6-ти классного состава, которые не давали право на поступление в университет.

Коммерческие училища — средние общеобразовательные учебные заведения с 7-летним или 8-летним курсом обучения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности. До 1906 г. находились в ведении Министерства финансов, затем — Министерства торговли и промышленности. Подавляющее большинство учащихся составляли дети крупной и средней буржуазии. В ряде коммерческих училищ допускалось совместное обучение юношей и девушек.

Учительские семинарии — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальной школы — уездных, городских и высших начальных училищ с 3–4-летним сроком обучения. С 1870-х гг. подчинялись Министерству народного просвещения. Воспитанники жили в интернатах, в их составе преобладали крестьянские дети с 16-летнего возраста. Нуждающимся воспитанникам выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет.

Ново-Николаевская учительская семинария

Епархиальные училища — средние женские учебные заведения в России, созданные в 1843 г., главным образом для дочерей священников. Находились в ведении Синода. Учебный 6-классный курс был близок к курсу женских гимназий. Окончившие курс получали право на звание домашних учительниц и принимались учительницами начальных, по преимуществу церковно-приходских школ. С 1900 г. были открыты специальные седьмые педагогические классы. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий за плату.

Второклассные учительские школы — мужские и женские учебные заведения с 3-летним сроком обучения, готовившие учителей для школ грамоты. Возникли по указу 1895 г., открывались с разрешения Училищного совета при Синоде и содержались на его средства.

Церковно-учительские школы — мужские и женские учебные заведения готовившие учителей для церковно-приходских школ. Находились в ведении Синода. За 3-летний срок обучения, они фактически давали лишь несколько расширенное начальное образование.

Высшие начальные училища — занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 г. — городскими училищами, в 1912 г. были переименованы в высшие начальные училища с 5–6-летним сроком обучения.

Земские школы — начальные школы, открывавшиеся и содержавшиеся земствами в сельской местности, имели 3-х или 4-летний срок обучения, которое велось по программам Министерства народного просвещения; отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с начальными школами Министерства народного просвещения и особенно церковно-приходскими школами[4].

Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Создавались при церковных приходах преимущественно в сельской местности, управлялись Училищным советом Синода через епархиальные училищные советы. С 1884 г. существовали как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) школы. В начале ХХ в. они стали соответственно 3-х и 5-годичными. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища.

Урок Закона Божиего в церковно-приходской школе

Школы грамоты — 1–2-годичные школы элементарного обучения, которое ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц; в 1891 г. переданы в ведение Синода.

Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX – начале XX в. подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.

 

Православные духовные учебные заведения, подчинявшиеся Святейшему Синоду

Духовные академии — высшие православные учебные заведения. В России существовало 4 духовных академии: Московская (в 1814 г. преобразована из Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 г.), Санкт-Петербургская (в 1809 г. преобразована из Александро-Невской академии)[5], Киевская (в 1819 г. создана на базе Киево-Могилянской академии (1632–1817 ) и Казанская (1842).

Духовные семинарии — православные средние учебные заведения с 6-классным курсом обучения, готовившие кадры священнослужителей. В 1913–1914 гг. в России действовало 57 духовных семинарий с 22734 воспитанниками.

Духовные училища — православные начальные учебные заведения, предназначавшиеся для образования лиц, предполагавших поступать в семинарии. Подчинялись Синоду, имели 4 класса с программой, приближенной к четырем первым классам гимназии. В училища бесплатно принимались дети духовного сословия, для детей из других сословий обучение было платным. К началу XX века существовало 185 духовных училищ с числом учащихся около 30 000.

 

Военные учебные заведения

Высшие — 6 военных академий; средние — Пажеский корпус, 20 военных училищ, кадетские корпуса, военные школы по родам войск, военные гимназии и т. д.

 

Опубликовано в: Сметанкина-Гудкова М. В., Федотов А. С. 
«Василий Михайлович Гудков по воспоминаниям и архивным документам»
(М., 2015. С. 341–356).

______________________________________________________

Подготовлено на основе изданий: Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. М., 1985 ; Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX в. М., 1991 ; Гуркина Н. К. История образования в России (Х–ХХ вв.). СПб., 2001 ; Игтисамова Г. Р. Профессиональное образование в России: историко-педагогический анализ (интернет-публикация, 2012 г.), и других источников.

[1] Философская пропедевтика — приготовительный философский курс (логика и психология), преподававшийся в старших классах средних учебных заведений в России, Германии и Австро-Венгрии.

[2] Следует отметить, что статистические данные, приводимые в различных работах, не всегда совпадают, хотя и позволяют проследить общие тенденции развития образования в России.

[3] В отличие от современности, понятия: академия, институт, лицей, училище — могли относиться к учебным заведениям разного уровня.

[4] На начало 1915 г. в сельской местности 43-х земских губерний имелось 42 739 одноклассных и 1115 двухклассных земских начальных училищ, в которых обучалось 3009 тыс. учеников. Кроме того, в тех же 43-х земских губерниях действовало 3098 одноклассных и 2128 двухклассных казенных училищ с 524 тыс. учеников, 1679 одноклассных и 207 двухклассных училищ прочих содержателей (частные, фабричные и т. д.) с 184 тыс. учеников, 26 223 одноклассных и 443 двухклассных церковно-приходских школы и 1828 церковных школ грамотности с 1540 тыс. учеников. Таким образом, в сельской местности земских губерний земства содержали 58 % одноклассных и 29 % двухклассных училищ, в которых обучалось 57 % учеников. В земских школах училось 39 % от 7788 тысяч учеников начальных классов всей Российской империи (без Финляндии).

[5] Славянская школа, основанная в Александро-Невском монастыре в 1721 г., в результате ряда объединений и переименований была превращена в Александро-Невскую академию в 1797 г.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее