Публикации

Всегда следовать за Христом


Беседа с настоятельницей Зачатьевского монастыря, заместителем председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, внучкой священномученика Владимира Амбарцумова игуменией Иулианией (Каледой) — размышления о духовном опыте, переданном новомучениками и исповедниками, о самом главном, чему они научили нас своей жизнью

ЖИТЬ ДЛЯ ХРИСТА И ВО ХРИСТЕ ДЛЯ ДРУГИХ

— Матушка Иулиания, что значит быть наследником новомучеников?

Кому много дано, с того много спросится. Надо хоть в малой мере стремиться подражать вере и подвигу тех, кто был до тебя. Что я могу сказать? Только все время прошу дедушку священномученика Владимира, чтобы он мне помог. Он пролил кровь за Господа, и мы с сестрами просим его укрепить нас быть верными Христу до конца, все претерпеть в следовании за Господом; чтобы Господь по его молитвам даровал мудрость, силу и бодрость в следовании заповедям Христовым.

Игумения Иулиания (Каледа)

— Можно ли сказать, что вообще всем нам в России много дано в наши дни благодаря именно подвигу новомучеников?

Да, конечно. Всем дано, независимо от того, в кровном или не в кровном мы родстве с новомучениками.

Все мы являемся наследниками новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря их подвигу, их молитве, благодаря их пролитой крови мы живем в такое благодатное время. Мы, можно сказать, даром имеем то, что мы имеем. Авансом получили все благодаря их ходатайству перед престолом Божиим.

Однако сегодня мы должны и «отрабатывать» то, что нам дал Господь. Идти тем путем, которым шел Сам Господь и который Он заповедовал своим ученикам (см. Мк. 8:34). Мы, христиане, являемся учениками Христовыми. Ученик призван следовать крестным путем.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

— Что стало происходить с современным миром еще в начале XX века, что потребовались эти новые светочи — новомученики и исповедники Церкви Русской?

Люди стали отходить от следования за Христом, от истинной веры, от Православия. Это то самое ценное, что имели наши отцы.

Русь не зря раньше называлась Святой. Почему она так называлась? Не потому, что все были святые, а потому, что все стремились к святости.

Но постепенно это стремление к святости стало теряться. Поэтому Господь и попустил такое очищение нашему народу с тем, чтобы Церковь наша, пройдя через горнило искушений, вновь заблистала пред Господом; чтобы новомученики и исповедники, предстоя престолу Божию в белых ризах, молились за нас грешных.

— Что нам, современным людям, мешает усвоить их подвиг?

Эгоизм. Наши гордость, тщеславие, себялюбие. В современном человеке очень много этой «самости». Мы привыкли к комфорту, ищем покоя. У нас не хватает именно стремления к святости, самопожертвования. Мы часто, бывает, жалеем себя, покоим себя, боимся какого-то подвига.

Преподобного Серафима Саровского спрашивали: «Возможно ли сейчас нести такие же подвиги, как в древности?» «Возможно!» — ответил он. «А почему их нет?» — «Потому что решимости нет!» Нам не достает решимости искренне всем сердцем отдаться Христу.

Архиепископ Алексий (Фролов)

— Владыке Алексию (Фролову), явившему в наши дни пример потрясающей решимости следования за Христом, еще в юности глинский старец сказал: «Ты станешь мучеником». В чем этот мученический подвиг современности заключается? Поделитесь, пожалуйста, Вашим опытом общения с этим подвижником.

Любой монах уподобляется мученику. Святые отцы говорили, что мученики страдали определенный промежуток времени, проливая кровь свою за Христа, а монахи призваны этим путем идти всю свою жизнь, жить в отсечении своей воли, следуя за Христом, и это равносильно мученичеству.

Приснопамятный архиепископ Алексий был возродителем Новоспасского монастыря, первым его игуменом и долгое время возглавлял Синодальную комиссию по монастырям и монашеству. В опыте общения с глинскими старцами почерпнул истинное направление монашеского пути, где в следовании за Господом и обретается монашествующим инаковость, то есть неотмирность. Часто в своих проповедях Владыка говорил именно об инаковости жития монашеского.

Преподобные глинские старцы: иеросхимонах Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник (Лукаш). 1950-е гг.

Мы не просто по одеждам должны называться монахами, не просто по имени быть иноками, но призваны действительно стать иными — не такими, как просто мирские люди даже в самом хорошем смысле этого слова. Мы должны стать истинными последователями Христовыми — жить в отсечении своей воли, жить для Христа и во Христе для других.

Владыка Алексий действительно являл пример этого в своей жизни: жил для Христа и во Христе и для людей. Он забывал себя для того, чтобы всего себя посвятить Христу.

Архиепископ Алексий (Фролов) совершает монашеский постриг
сестер Зачатьевского монастыря

СВЯТОЙ ДЕДУШКА

— Матушка Иулиания, какой из детства у Вас складывался образ дедушки Владимира? На что откликалась душа, хотелось ли подражать?

С детства мы в семье знали, что дедушка — исповедник, мученик за Христа. Его мужеству, твердому стоянию в Господе всегда хотелось подражать. Просила у Господа, чтобы дедушка помог этому научиться. Еще, будучи маленькой девочкой, мысленно обращалась к дедушке Володе за помощью. Он был очень сильным молитвенником. Никто и ничто не могло отлучить его от любви Христовой даже в те страшные 1920—1930-е годы, когда ему негде было главы приклонить и он скитался с одной квартиры на другую, ночевал то у одних знакомых, то у других. Тогда у него не было никаких отдельных квартир, комнат, молитвенного угла. Но он всегда мог предстоять пред Богом, молиться.

Даже тогда, когда приходил на ночлег к кому-то из друзей и в одной единственной комнате было много народу, он все равно молился, и окружающие ему не мешали. Когда ему задавали вопрос: «Как научиться молиться, когда мешает то, мешает это?» — он не понимал: что может христианину мешать быть с Богом?!

Отец Владимир Амбарцумов с детьми — Лидией и Евгением

При том, что он родился не в православной, а в лютеранской семье, в юношеские годы перешел в баптизм и только потом обрел истину в Православной Церкви, вся его жизнь с детства была устремлением ко Христу.

Когда дедушка женился, то писал своей жене в одном из писем, как он осознает, что намного больше любит Христа, чем ее, и что Христос заполняет все его сердце и всю его жизнь, и именно во Христе он любит свою супругу.

Это, конечно, очень высокий пример для подражания. Всегда быть с Богом, всегда устремляться ко Христу и чтобы никто и ничто не могло нас разлучить от любви Божией.

Священномученик Владимир Амбарцумов

— Церковное прославление — это свидетельство всецелого соединения подвижника со Христом. Что изменилось в Вашем молитвенном общении c дедушкой после его канонизации в 2000 году?

После прославления священномученика Владимира молитвенное общение с ним обрело какой-то новый уровень. Мы в семье никогда не сомневались в том, что он мученик за Христа, но то ли он обрел большее дерзновение… не знаю точно, как выразить, но что-то в нашем ощущении его предстательства за нас, грешных, изменилось. Кровью дедушки все мы братья и сестры в Церкви пытаемся по мере своих слабых сил жить и трудиться во славу Божию. Милостью Божией у нас в монастыре в храме Сошествия Святого Духа есть, как мы его называем, «дедушкин придел», освященный во имя священномученика Владимира Московского в 2004 г. В монастыре не только я, но и все сестры считают священномученика Владимира своим дедушкой, молитвенно обращаются к нему за помощью.

Праздничная служба в южном приделе храма Сошествия Святого Духа,
освященном в честь священномученика Владимира Амбарцумова. 05.11.2014 г. 

ОБРАТНАЯ МИССИЯ

— Вам дан крест духовного материнства и Вы, можно сказать, воспитываете сестер в свете новомученического подвига предшественников. А как сегодня мамам в миру деток воспитывать на примере новомучеников?

В вере в Бога. Конечно, для этого сами родители должны быть примером.

Когда взрослые живут в вере в Господа и по христианским заповедям, тогда сама их жизнь без каких-либо слов учит детей.

Если их жизнь образец честности, верности друг другу и любви, то это, конечно, очень много дает ребенку. Хотя, как мы наблюдаем по нашим воскресным школам в монастыре и на подворье в Барвихе, сейчас часто дети приводят своих родителей в храм. Очень много таких примеров, когда сначала детки начинают ходить на службы, а потом приводят своих папу и маму.

Крестный ход в Зачатьевском монастыре. 2017 г.

— Это действительно особенность нашего времени «обратная миссия», когда уже дети могут передавать традицию старшему поколению. Хотя примеры послушания послушникам даже со стороны старцев встречаются в житийной литературе. Можно ли сказать, что христианское служение в принципе всегда взаимно во образ вечного согласия и спреклоненности друг другу Лиц Пресвятой Троицы? Наверно, особенно это переживается внутри монашеских общин?

Мы все, монашествующие, даем обет отречения от своей воли. Мы, старшие, в монастыре ни в коем случае не князьки, не полновластные хозяева, но, по примеру Господа, призваны служить братии и сестрам.

Как «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить» (Мф. 20:28), точно так же и мы, игумены и игуменьи, в монастырях поставлены для того, чтобы служить ближнему.

Поэтому братия и сестры оказывают послушание нам, а мы, естественно, смотрим, что каждому из них необходимо, и взаимно служим.

В Зачатьевской обители во время богослужения

— Матушка Иулиания, Вам довелось быть в родстве со святым, а еще пережить претворение родственного общения в духовное, когда «мама стала дочкой, а дочка стала мамой», — как сказал при постриге Вашей родительницы архимандрит Алексий (Поликарпов). Что бы Вы могли сказать тем детям, иногда уже взрослым воцерковляющимся сыновьям и дочерям, кто в силу упомянутой «обратной миссии» призван стать путеводителем для родителей к Богу?

Мне очень трудно ответить на этот вопрос. С молоком матери впитала я основы веры и безмерно благодарна своим родителям за то главное, что они мне дали, — это познание Бога.

Ни одного дня в своей жизни не помню, чтобы я была вне Церкви.

Когда мы только начали восстанавливать монастырь, стали приходить сестры, я сначала даже не знала, как отвечать на некоторые их вопросы, так как мне самой представлялось все это как дважды два — четыре.

Родители игумении Иулиании: протоиерей Глеб Каледа и матушка Лидия. Июль 1994 г. 

Когда при постриге моей покойной родительницы встал вопрос: «Кто будет ее восприемницей?» — честно говоря, я сначала не очень этого хотела, так как не дерзала, думая: «Кто я такая, чтобы стать духовной наставницей своей матери? Той, кому я, как говорится, в подметки не гожусь». Но потом все однозначно сказали, что, конечно, восприемницей нужно быть мне, тем более что моя покойная родительница имела глубокое смирение, и еще до того, как встал вопрос о постриге, она в общем-то уже все делала, испрашивая у меня благословения. Она жила у нас в монастыре, и когда сестры у нее что-то спрашивали, то отвечала: «Как матушка благословит, если матушка благословит, тогда так, если матушка не благословит, тогда так». Поэтому все в один голос сказали: «Матушка, ей будет тяжело к кому-то еще потом обращаться, она уже привыкла у Вас все спрашивать». И я стала ее духовной восприемницей, хотя действительно осознаю, что не яйцо курицу учит, а наоборот.

Матушка Иулиания с мамой — монахиней Георгией 
(в миру — Лидией Владимировной Каледой; † 11.06.2010)

Сам Христос наставляет, Сам Господь просвещает, когда дети молятся о своих родителях. Эта молитва очень сильная, она-то и помогает родителям к Богу прийти.

Известен такой случай, когда одна душа была взята Ангелом и ей были показаны небесные селения. И в тоже время была показана служба в храме, где и священник давал возгласы, и диакон молился, и хор пел, но их голосов не было слышно. Вроде все открывали рот, но беззвучно, и только жалостный писк одного ребенка, плачущего в углу и просящего Господа за свою болеющую мамочку, превозмогал все голоса. Эта искренняя молитва была услышана Богом. Поэтому если дети искренно молятся за своих горячо любимых родителей, то Господь не может не внять их молитве и по молитве детей устраивает жизнь родителей во спасение. Точно так же и наоборот: молитва матери может со дна моря поднять ребенка.

БЕЛЫЕ ПЛАТОЧКИ

— Однажды в интервью Владыка Алексий (Фролов) сказал о служении современной женщины-христианки: это готовность мужественно следовать за Господом на Голгофу. Откуда эта безбоязненность исповедания Христа в Господень час берется в женской душе?

Женщине более свойственна жертвенная любовь, которая в лике жен-мироносиц и в Великий Пяток не убоялась ничего и последовала за Христом. В советские годы также именно женщины следовали за новомучениками и исповедниками в места заключения и поддерживали их. Эти подвижницы в белых платочках и спасли Русь.

В то время, когда многие мужчины, «страха ради иудейского» (см. Ин. 20:19) боялись в храм ходить, женщины в большинстве своем молились на службах, именно бабушки и матери тайно крестили своих деток и старались их приобщить Христу. Женщине от Господа дано любящее сердце, которое способно к ежедневному самопожертвованию. Это особенность женского естества.

Члены Сестричества во имя Милостивой иконы Матери Божией
в надвратном храме возрождаемой Зачатьевской обители. 25.11.1993 г.

В то же время у нас есть и свои немощи. Подвиг и заключается в том, чтобы нам преодолеть эти немощи и войти «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Жертвенная любовь, которая в каждую женскую душу заложена, должна возобладать над греховным началом.

— Какое наставление можно дать современницам, чтобы сохраненное в годину испытаний твердое стояние во Христе не растерять сейчас, в относительно благополучные времена?

Что прежде всего хотелось бы пожелать всем нам? Истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа и жизни во Христе.

В двунадесятые праздники вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Именно к этому облечению во Христа, в добродетели христианские мы все призваны.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время посещения Зачатьевской обители. 25.11.2005 г.

Взирая на подвиг новомучеников и новомучениц российских, исповедников и исповедниц, хотелось бы всем нам пожелать, чтобы мы помнили всегда, что с нами Бог, и чтобы мы ничего не боялись и следовали всегда за Господом. А Господь нас, по молитвам Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и всех новомучеников и исповедников российских и всех святых, никогда не оставит! Да поможет нам Матерь Божия облечься во Христа и быть со Христом!

— Как современным христианам, не имеющим кровного родства с новомучениками, усыновиться, удочериться им?

Надо стараться, по слову святого апостола Павла, подражать вере их и так, взирая на окончание жительства их (см. Евр. 13:7), следовать подвигу идти за Христом.

Сестры Московского Зачатьевского женского монастыря
во главе с настоятельницей обители игуменией Иулианией (Каледой)

 

Беседовала Ольга Орлова
Солнце России

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее