«В одном селе Уфимской губернии, в тридцати верстах от города Уфы, жил дьячок с женою. У них была одна лишь дочь, которую выдали замуж за сторожа той же церкви; они прижили пятерых детей. Дьячок помер, а дьячиха перешла жить к своей дочери. Сторож и его жена страдали нетрезвостью. Помер и сторож. Дети начали "ходить по миру" за милостынею. Бабушка по вечерам на печи учила их молитвам. Особенно она твердила им, чтобы они читали "Богородицу": "Что бы ни было с вами, какая бы напасть ни случилась, читайте «Богородицу». И Она спасет вас". Потом померла и бабушка.

Мать, не справляясь с кучей детей, решила отдать троих в приюты. Кое-как одела их в тряпье и отправилась в город Уфу. Дело было зимнее, дней за пять до Рождества. Дорогою подвезли их проезжие. Обходила мать все учреждения, но получила отказ: где было полно, а где брали только круглых сирот. Горемычная женщина переночевала где-то, а на другой день вывела своих детей на улицу, велела им идти прямо, а сама обещалась догнать их. Но тайно вернулась в село свое…

Брошенные сироты долго ходили, ждали и искали свою мать. Но напрасно. Кто-то их покормил, кто-то пустил погреться. А потом они опять — на мороз; зимы в Уфе — суровые. Стали они уже мерзнуть. Еще более горько было для малюток, что потеряли мать. Дошли дети до церкви Успения Божией Матери. И тут вспомнили, что бабушка учила их читать в горе "Богородицу". И они, дрожа и плача, стали повторять слова молитвы. Начиналась метель. Становилось уже темно…

Вдруг дети, — как они потом сами рассказывали многим, — видят, что из храма выходит высокая женщина в черном одеянии и лицо свое совсем прикрывает концами черного платка. Подошла к детям, взяла их за руки, перевела через улицу, отворила калитку дома (в котором жила женщина, сообщившая мне о событии), ввела через черный ход в сени, отворила дверь в кухню — и исчезла. В это время на кухне были слуги (хозяева были богатые): А. И., П. и кучер татарин А. Пораженные видом замерзших детей, они стали расспрашивать: как они сюда вошли? Те со слезами сказали, что "тетенька в черном", а "лицо закрывала", привела их. Кучер выбежал на улицу, но никого не было. Он бросился к сторожу церкви; тот заявил, что службы никакой не было. Посмотрели на помост церковный и ступеньки, и там по свеженанесенному снегу не было никаких человеческих следов из храма. После расспрашивали и посторонних: детей видели возле церкви, — говорят, — а женщины — нет. Сомневаться в искренности детей не было никакой возможности. Хозяйка дома была в это время больна, лежала в постели. Слыша переполох в доме, она вызвала горничную П., узнала о детях и велела привести их к себе. Кучер хотел было отвести их в полицейский участок, но она запретила; велела накормить и напоить детей и уложить спать. На другой день пригласили епископа Нафанаила. Тот тоже расспрашивал сторожа, а дети снова повторяли рассказ, как они читали "Богородицу", и "тетенька в черном" вышла из храма.

Ясно было, что совершилось чудо спасения детей Заступницей сирых. Была ли это Сама Пречистая или другая какая небожительница — Бог весть. Только по всем соображениям человеческим, это не было простое лицо. Но если бы и обыкновенная женщина привела их, и тогда дивно, что это совершилось после детской молитвы к "Богородице".

На другой день, при содействии владыки, две девочки были устроены в женском монастыре. После им всем присвоили новую фамилию — Мерзлые, — чтобы они помнили всю жизнь о чуде милости Божией Матери к ним, когда они уже замерзали. Это было в 1910 году.

После революции, когда монастырь был закрыт, — дети, по полученным сведениям, возвратились в свое село. Божия Матерь сохранит их и далее. Лишь бы исполняли наказ бабушки — читать "Богородицу"»

(Митрополит Вениамин (Федченков). Всех Скорбящих Радость : Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней и новые чудеса Ее. М., 2010).

Илл.: Елена Феризба

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее