На пыльных улицах предвоенной Москвы, в районе Замоскворечья, можно было встретить непривычную для 1940-х гг. величественную фигуру высокого человека в священнической рясе. Он шел твердой безбоязненной походкой, опираясь одной рукой на изящную трость, а в другой держа саквояж, насквозь пропахший ладаном. Это был протоиерей Александр Георгиевич Воскресенский, священник храма св. мч. Иоанна Воина на Б. Якиманке…

Он, несомненно, выделялся из числа жителей многомиллионного города. В эти годы в спину ему могли бросить камень или прокричать что-то ругательное и обидное. Не обращая на это внимания, он здоровался за руку с разметавшим улицу дворником или, приподняв шляпу, благословлял отважившегося на такой подвиг человека. Вскоре после войны был такой случай. О. Александр ехал в трамвае, в вагон вошел офицер и, пораженный величественным видом священника, встал на одно колено и, наклонившись, поцеловал край его рясы.

В те суровые годы Господь хранил батюшку. Не имея постоянного места пребывания, он жил то в комнате-келье под колокольней храма св. мч. Иоанна Воина, то на квартирах в Бабьегородских переулках у своих прихожан и почитателей, то еще где-нибудь, где Господь приведет. Лишь иногда, окончив богослужения и требы в храме, в послеобеденный час, он спешил к своей семье — матушке и взрослым детям, ютившимся в двух небольших проходных комнатах коммунальной квартиры.

Добравшись до дома, батюшка садился за большой обеденный стол. Перед ним ставился чайник; за чаем он постепенно приходил в себя. Но раздавался телефонный звонок… Поговорив по телефону, он подходил к вешалке, протягивал руку, снимал рясу, а еще через минуту уходил причащать умирающего больного, так и не допив стакан чая.

Причастив болящего, возвращался прямо в храм на вечернее богослужение, неопустительно совершавшееся, как и ежедневная Литургия…

В эти предвоенные годы в Москве было совсем немного церквей, пока еще не закрытых. Придя со службы, батюшка садился, обхватывал голову руками и с душевной болью говорил: «Вот сегодня еще такого-то священника арестовали, а храм закрыли»…
(По книге: Полунина К. С. Протоиерей Московский … М., 2018)

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее