«Буду делать то, на что я поставлен. Ваша работа — меня допрашивать, а моя работа — крестить, проповедовать, отпевать, служить. Можете меня снова арестовать, но я отказать людям не могу — война идет, у людей горе. Как это не отпеть погибшего, не послужить молебен, панихиду»? — отвечал в 1944 г. священник Михаил Мещеряков местному уполномоченному по делам религий на вопрос, почему он «без разрешения» совершает требы.

Еще в 1924 г., до принятия священного сана, он, как и его супруга — оба сельские учителя, — были уволены с должности за утвердительный ответ в анкете на вопрос о вере. Готовясь к служению Церкви, он сказал супруге: «Господь дал мне образование, и я должен отдать Богу то, что мне дано». Менее чем через год после принятия сана его вместе с семьей сослали в Красноярский край.

В 1936 г. он был арестован за «антисоветскую проповедь», произнесенную во время похорон. «В своей проповеди действительно призывал верить в религиозные обряды и Бога, других слов я не говорил, и не признаю себя виновным», — отвечал отец Михаил на допросе, но был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Вспоминая пережитое в лагерях, он говорил, что «другие больше страдали, многие погибли, и раз Господь его сохранил, то для того, чтобы он продолжал священническое служение». В лагере служил для заключенных молебны, панихиды, нательным крестом освящал воду на Богоявление, пользовался сшитой из мешковины епитрахилью.

Лагерная жизнь, малярия сделали 45-летнего пастыря Христова практически инвалидом. В 1943 г. он был «актирован» — освобожден из лагеря по состоянию здоровья. Питаясь в дороге подаянием (продуктовые карточки и деньги отобрали охранники), отец Михаил доехал до знакомых в Уфе, но те, боясь за детей, его не приняли. До родных в г. Канск он добрался в тех же лохмотьях, в каких вышел из лагеря, почти босиком.
В 1945 г. его назначили настоятелем Казанского храма пос. Тельма Иркутской обл., где он прослужил почти 20 лет. Вышел за штат после перенесенного инсульта, до последнего дня продолжая, как он говорил, «перебирать записочки» (молиться о живых и усопших).

На фото: протоиерей Михаил Мещеряков.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее