Священномученик Амфилохий (Скворцов). Талантливый ученый, знаток восточных языков, проповедник, объездил с миссионерскими целями Калмыкию, Монголию, Прикаспийские степи.

После революции противостоял обновленческим и григорианским раскольникам. В 1922 г. был уволен от управления приходом за отказ перейти к обновленцам.

В 1923 г. отца Амфилохия первый раз арестовали. Но уже через неделю он был освобожден. В 1925 г. иеромонах Амфилохий был хиротонисан в епископа Красноярского. А в 1926 г. снова был арестован за продолжение борьбы против обновленцев и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере, из которого был освобожден досрочно в апреле 1928 г. с запретом въезда в Красноярск.

Всего владыка Амфилохий арестовывался пять раз, девять лет провел в лагерях.

В июле 1928 г. он приехал в улус Анжуль, где жили монахини закрытого властями Матурского монастыря. С началом коллективизации власти стали в принудительном порядке посылать жителей села и монахинь на лесозаготовки, давая непомерные задания. После отказа монахинь, а вслед за ними и крестьян ехать на работу в лес ОГПУ произвело расследование. Почти все участники «нелегального монастыря» были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации». Монахинь отправили в ссылку, епископа Амфилохия — в Сибирские лагеря. Согласно характеристике начальника Шушталепской командировки, заключенный Скворцов «норму выполнял на 100%. Отношение к труду добросовестное, поведение удовлетворительное, взысканий не имел. В политотношении скрытен, своих взглядов не высказывал... На предложение бригадира записаться в ряды ударников з/к Скворцов ответил, что "дураков много — пусть ударяют "».

Работали в шахтах на добыче угля. В одном из писем монахине Варваре владыка писал, что «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады».
Владыку Амфилохия поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников, среди которых процветало воровство. Владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал с заключенными. Беседы привели к тому, что воровство в бараке прекратилось, многие из заключенных обратились к Богу, стали усердно молиться. Когда один из заключенных обратил внимание владыки на благие плоды, к которым привела его пастырская деятельность в лагере, владыка ответил, что, как бы ни был тяжел крест нынешней жизни, он должен исполнить пастырский долг.

Заметив, что заключенные епископы и священники помогают друг другу, лагерная администрация возбудила дело о наличии в лагере «контрреволюционной церковно-монархической группы». 28 апреля 1933 г. епископ Амфилохий был заключен в штрафной изолятор без права выхода на работы.

Срок заключения ему увеличили еще на 1 год, и, поскольку прокуратурой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края был поставлен перед Сиблагом вопрос о разъединении по отдельным лагерным пунктам видных церковных деятелей, епископа Амфилохия отправили в поселок Яя. Митрополит Кирилл (Смирнов) в апреле 1934 г. писал архимандриту Неофиту (Осипову): «Авва родной мой! <...> Посылал ответные открытки еще другим терпеливцам, но нет ответа ни от епископа Амфилохия, ни от епископа Василия... Лагерное существование, видимо, обращается во временно-могильное». 30 апреля 1937 г. была выписана справка об освобождении епископа Амфилохия в связи с окончанием срока заключения. По сведениям картотек Главного информационного центра МВД РФ и ИЦ УВД по Новосибирской обл. А. Я. Скворцов был освобожден из Яйского лагеря 7 июня 1937 г. Однако 4 июня 1937 г. в Яйском отделении Сиблага было открыто новое дело о «контрреволюционной организации», «активным участником» которой являлся епископ Амфилохий, обвиняемый в «антисоветской агитации, клевете на колхозный строй» и т. п. 1 октября владыка Амфилохий был расстрелян в Яйском отделении Сиблага НКВД и захоронен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее