Случайная беседа с сектантом в поезде «о войне»

«Пассажирский поезд № 5-й, после двухчасового запоздания, прибыл, наконец, на станцию Домнино. В вагоне третьего класса, куда я вошел, стояла страшная духота. Все пассажиры, почему то, сгрудились в одном из средних отделений вагона, — здесь кто стоял, а кто сидел на верхних и нижних полках. Заглянув через головы стоявших, я увидел обычную картину сектантской пропаганды. У окна сидел средних лет с рыжеватой клинообразной бородкой сектант; в руках он держал развернутое маленькое Евангелие и торжественным вопросительным взглядом окидывал сидевшего против него, незнакомого мне, прилично одетого господина. Я заинтересовался. После минутного молчания сектант сказал:

— Итак, вы ни одной строкой, ни одной, что называется, буквой из Св. Писания не оправдали своих слов, не оправдали и своих "православных воинов", которые нарушают заповеди Божии "не убивать, а любить своих врагов". О, Господи! — продолжал он, — у меня сердце обливается кровью, когда вспомнишь, что на войне миллионы людей убивают друг друга, разоряются до основания города и села, целые семейства остаются без крова, и уничтожается все, что добыто людьми потом и трудом. Из-за чего же все это?.. Почему?.. Да потому, что забыты заповеди Божии, и нет любви и веры в "нашего дорогого Спасителя". Сектант вздохнул.

— Конечно, с вами я согласен, — сказал сидевший господин, — что война причиняет большие бедствия человечеству, но нельзя же из этого заключать, что война не дозволена Богом. В Апокалипсисе, не помню в какой главе, я читал, что на небе Ангелы воюют против дракона.

— О, Создатель Мой! — воскликнул сектант. — Да разве Ангелы, эти бесплотные духи, воюют на небе с ружьями, пушками и пулеметами? Там, дорогой мой, идет духовная война. Духовную войну каждый из нас, верующих в Сына Божия, должен вести и здесь на земле.

Вот тому свидетельство и ап. Павла в послании к Ефесянам: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие... и облекшись в броню праведности... возьмите щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф 6, 12–17), а не пушки и бомбы, — прибавил сектант. — Там на небе нет пролития крови, за которую Господь взыщет: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека" (Быт 9, 5). А дорогой наш Спаситель что говорит? — "Я пришел, говорит Он, не погублять души человеческие, а спасать" (Лк 9, 56).

Сидевший господин нервно перебирал пальцами. Заметно было, что он чувствовал себя совсем неловко.

Сектант же торжествовал. Да кое-кто и из пассажиров заметно были на стороне сектанта. Я решился обличить всю ложь наглого проходимца проповедника.

— Можно мне быть участником вашей беседы? — обратился я к сектанту.

Все обернулись в мою сторону.

— А-а, — с ехидной улыбкой протянул сектант. — Здесь оказывается сам служитель и пастырь православного стада.

— Пожалуйте сюда, пожалуйте.

Стоявшие у прохода расступились, и я сел на освободившееся место около сектанта

. — Вы я думаю, батюшка, тоже не будете оспаривать приводимых мною свидетельств из Слова Божия, — спросил меня сектант. — Вы, конечно, исполняете его. Если да, то должны быть и согласны со мной.

— Слово Божие для меня дороже всего, — ответил я, — и стараюсь его исполнять; согласиться же с вами, простите, я не могу. Да и можно ли согласиться? Ведь вы, милостивый государь, под запрещение шестой заповеди подводите все виды убийств.

Но разве вам не приходилось читать 35 главу книги Чисел?

Сектант достал из своего чемодана Библию. — Смотрите, — сказал я, — в этой главе Господь различает два рода убийств: вольное от невольного без умысла и вражды. В первом случае Он повелевает Моисею укрыть убийцу в город убежища, чтобы он жил там до смерти великого священника (Чис 35, 24–25). Кроме того, Господь в умышленном убийстве, повелевая Моисею предать смерти убийцу, разрешает самому мстителю умертвить убийцу за кровь (Чис 35, 19). О том же говорится и в 19 главе книги Второзакония. Теперь, если следовать вашему объяснению о безусловном запрещении Богом убивать других, то придется признать противоречие в словах и действиях Божиих. Но разве это возможно?

— Позвольте, батюшка...

— Виноват! Дайте мне кончить. Из этих мест Св. Писания видно, что не всякое убийство есть преступление, и не за всякую пролитую кровь взыщет Господь, а тем более на войне, когда Сам Господь, давши заповедь "не убий", повелел Моисею воевать против Мадианитян (Чис 31); Он же через Самуила сказал Саулу: "воюй против Амаликитян" (1 Цар 15, 18); Он же через преподобного Нафана сказал Давиду, пролившему так много человеческой крови на войне, что "Он везде был с ним и истребил всех врагов его" (Пар 17, 8).

— Но позвольте же, батюшка, все это было в Ветхом Завете, а теперь, по словам Спасителя, не только убийца, а даже "гневающийся на брата своего подлежит суду" (Мф 5, 22).

— Там сказано, — ответил я, — подлежит суду "напрасно" гневающийся на брата, а не всякий. Не всякий и убийца, как я уже говорил, является преступником. Преступник тот, кто совершает убийство умышленно, со злой и корыстной целью, такой убийца подлежит суду, а солдаты не подлежать суду, как преступники, они награждаются за храбрость. Так было в Ветхом Завете, так и теперь.

Господь наш Законодатель один и тот же, ибо Он не изменился. В этом нас убеждает ап. Иаков, когда говорит, что "у Него нет изменения и тени перемены" (Иак 1, 17).

— Однако вы, батюшка, мастер извращать Св. Писание, — ответил сектант. — Да простит вам это Господь! Вы даже не подумали и о том, что, благодаря такому объяснению, становитесь в явное противоречие с заповедью Спасителя "о любви ко врагам".

— Нисколько, — ответил я. — Личным врагам мы, во имя христианской любви, должны прощать; должны прощать и врагам на войне, когда они обезоружены. Когда же они грабят нас, идут против нас с оружием, проливают невинную кровь беззащитных стариков, жен и детей, когда они издеваются над нашими святынями, мы обязаны, всеми имеющимися у нас средствами, остановить их, не щадя даже своей жизни: "нет больше той любви, говорит Спаситель, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15, 13). В противном случае мы оказали бы свою любовь не ближним нашим, а врагам и были бы, по словам апостола, хуже неверного (1 Тим 5, 8). Считаю долгом заметить вам, что вы напрасно вычитывали слова ап. Павла в послании к Ефесянам. В этих словах ап. Павел призывает христиан к духовному бодрствованию, дабы противостоять козням диавола; он, согласитесь, ни положительно, ни отрицательно не говорит здесь о войне с врагами Отечества. Тоже следует сказать и относительно раньше сказанного вашего возражения. Вы сказали, что Иисус Христос на просьбу учеников Своих наказать самарян ответил им: "Я пришел не погублять души человеческие, а спасать" (Лк 9, 56). Вы в этом видите запрещение воевать? Скажите ж пожалуйста, что самаряне с оружием что ли выступили против Спасителя и учеников Его?..

Что ж молчите?..

Так верьте, что Иисус Христос никогда и нигде не говорил против военной службы и войны. Если бы Он был против нее, то разве Спаситель не сказал бы тогда сотнику: оставь прежде военную службу, а тогда приходи ко Мне? Разве Он сказал бы тогда Пилату, что "Царство Мое не от мира сего, если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня" (Ин 18, 13)?.. Разве ап. Павел сказал бы так: "начальник не напрасно носит меч, он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим 13, 4)?

— Что ж, — проговорил сектант, — бейте, режьте друг друга и молитесь, чтобы Господь помог вам побольше пролить человеческой крови. У вас православных все по слову Божию делается, — язвительно заметил он.

— Конечно, да! — сказал я.— Мы молимся и верим, что Господь поможет нам победить врагов, как молился и верил Моисей, когда па евреев напали амаликитяне (Исх 17).

— Ну, положим, — махнул рукою сектант, — ни откуда не видно, чтобы Моисей просил Господа благословить оружие своего народа. Саул задумал пред войной помолиться, а Самуил сказал ему: "худо ты сделал".

Сектант, по-видимому, бил на авось, очевидно рассчитывая на мое незнание этих мест Св. Писания.

— Дайте мне вашу библию. Мы сейчас проверим, насколько вы, сектанты, добросовестно пользуетесь Словом Божиим.

Но сектант вырвал из моих рук библию и стал укладывать ее в свой чемодан. — Вот как вы проповедуете Слово Божие? — с большим удивлением спросил его господин. Вы сейчас только сказали, что грешно даже гневаться на брата, а сам разгневался — да еще как!..

— Ему, барин, не грешно — он "спасенный", — заметил кто-то из публики.

Обескураженный сектант, под общий хохот, густо покраснел и отвернулся от нас к окну. По адресу сектанта посыпалась нелестная для него отповедь.

— Оставим его, господа, в покое, — сказал я. Бог ему Судия! И без его Библии каждый из вас может проверить правдивость моих слов у себя дома. Солгал сектант, когда сказал, что ниоткуда не видно, что Моисей молился о даровании победы над амаликитянами. Да будет вам, господа, известно, что Моисей молился о даровании победы. Это видно из того, что когда Моисей с поднятыми руками молился, то евреи побеждали врагов, а когда ослабевали у него руки и опускались, то амаликитяне побеждали евреев. Это заметил Аарон и Ор. Они посадили Моисея на камень и держали руки его до тех пор, пока евреи не одержали победы над амаликитянами. Что же касается жертвоприношения Саула, то сектант здесь еще больше налгал. Самуил обличил Саула не за принесенную пред войной жертву, но за то, что Саул ослушался повеления Божия. Господь ему не велел начинать войны прежде, чем не придет Самуил и не принесет жертвы. Саул же, не дожидаясь Самуила, сам принес жертву. Почему ему Самуил и сказал, что он поступил худо (1 Цар 13), а не потому, как утверждает сектант. Советую вам, — обратился я к сектанту, — не смущать сердца православных своею лживою проповедью, а лучше ехать к своим, сродным по вере братьям-немцам и там научать их человеколюбию.

Поезд медленно подходил к вокзалу. Все пассажиры, поблагодарив меня, стали выходить из вагона. Последний вышел и я с упомянутым господином. На прощании он поблагодарил меня за то, что выручил его из неловкого положения. — Слава Богу, — сказал я, — Господь помог мне. Да поможет Он и вам принять к сердцу слова ап. Петра: "будьте всегда готовы всякому требующему у вас ответа в вашем уповании дать ответ" (1 Пет 3, 15)!..

— До свидания»

(Из статьи прот. Павла Беляева «Случайная беседа с сектантом в поезде "о войне"» (Орловские епархиальные ведомости. 1916. № 9, отд. неофиц. С. 253–259)).

 

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее