«Все переживаемое, но не предвиденное и не ожидавшееся нами, а особенно все печальное редко нами понимается — для чего и с какой целью. Если же таковое и тяжко по своей природе, то человек не только трудно переносит то, но готов считать все подобное бессмысленной случайностью и совершенно бесцельным. Он готов тогда не только людей, но и Самого Бога счесть несправедливыми и жестокими к нему. Такой легковерный готов бывает впасть в уныние и отчаяние и даже проклясть судьбу свою, злосчастнее которой, по его убеждению, и нет. И только уже иногда, даже много спустя, самые обстоятельства жизни с ясной убедительностью доказывают всю благодетельность для человека в пережитом сочетании непонятных для него прежде событий. Тогда только благодарить остается благодетельный Промысл такому, прежде возмущавшемуся человеку. Тогда он ясно видит, что была бы истинная для него беда, если бы не сложились обстоятельства так, как ему весьма нежелательно было. И наоборот, произошло истинное для него благополучие только потому, что случилось все вопреки его намерениям и желаниям…

Божественная Сила выше и сильнее всякой силы или разума и хитрости человеческих... Жизнь древней нашей России, да и теперь там, где вера не утрачена в людях, — там жизнь проходила и проходит вся под Богом, в смиренной покорности Его благому Промышлению о людях. Что бы ни начинали, — на себя не надеялись благочестивые наши предки, но на Бога и Владычицу. Посему все начинали и продолжали молитвой и с благословением от Бога, все во славу Божию и совершая. Даже выходя и в поход на врага, мужественно восклицали: „Умрем за дом Пречистой!“ Когда же одолевали врага, то и тут исповедовали Того же Бога, а не свою силу, восклицая: „Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу, Господи!“…

Уразумевайте пути Божьего Промышления, но не падайте духом, не понимая чего-либо неприятного и тяжелого для вас. Да знаем твердо, что Богу и Царице Небесной каждый из нас много дороже, чем всякий сам для себя. И если земные родители не подадут своим детям камня вместо хлеба или змеи вместо рыбы, то тем более не пошлет нам зла Бог. Все же посылаемое Им на нас для нашего же блага посылается, хотя бы того мы и не понимали теперь.

Будем же вручать сами себя, друг друга и весь живот наш Богу и Владычице, сами же заботясь лишь о том, чтобы волю Божию не нарушить. Будите убо премудри, яко дние лукави суть, как уверяет нас святой апостол Павел. Пресвятая Богородице, помогай нам! Аминь»

(Священномученик Андроник (Никольский). Неведомые, но благодетельные для человека пути Божественного Промышления // Омские епархиальные ведомости. 1913. № 24. С. 9–12).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее