«Небольшая келья его украшалась только несколькими образами, тремя кожаными стульями, двумя деревянными столами и шкафом с книгами, — вспоминал современник благочинного Соловецкого монастыря иеромонаха Николая (Кошурникова) послушник Иван Сырцов. — Все это стояло на одном и том же месте целые десятки лет. Богатство о. Николая заключалось, кажется, только в одном старом самоваре и двух стаканах. Доходы, какие бывали при разделе кружки, шли в насущные потребности и на благотворительность, без остатка».

Он был назначен на должность благочинного в 1853 г., при назначении ему было поручено следить за поведением братии и соблюдением ею устава. Отец Николай как нельзя лучше подходил для этой должности, поскольку и сам был «чистосердечно предан строгому исполнению монастырских правил и обычаев, и малейшее уклонение от них почитал преступлением пред Богом и соловецкими чудотворцами. По должности благочинного он требовал и от других строгого исполнения устава, и в особенности от тех, которые, за недавним поступлением в монастырь, не вполне еще усвоили дух иноческой жизни. Но требования его выражались не в форме приказаний начальника, а в отеческих любвеобильных внушениях и наставлениях. Он не был строг, ни вспыльчив, и, кажется, совершенно неспособен был сердиться на кого-либо; не говорил лишнего, особенно пустого, редко улыбался; но всегда ровный, на словах и на деле, и несколько на вид, так сказать, важный, невольно привлекал к себе любовь и уважение от братии. Для него было достаточно, при неуместном, например, разговоре кого-либо в храме или трапезе, взглянуть па разговаривающих, чтобы заставить их молчать; они умолкали не потому, что боялись благочинного, а потому, что глубоко уважали почтенного старца и боялись оскорбить его…

Время благочиннического служения о. Николая в монастыре вполне может быть названо цветущим, в нравственном отношении. Не раз о. Николаю были предлагаемы и более почетные должности: казначея и наместника. Но он был не честолюбив и всегда уклонялся от этих, хотя и почетных, должностей, к которым не чувствовал в себе особенного призвания».

Илл.: Крамской И. Н. (1837–1887). Русский монах в созерцании.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее