«Небольшая келья его украшалась только несколькими образами, тремя кожаными стульями, двумя деревянными столами и шкафом с книгами, — вспоминал современник благочинного Соловецкого монастыря иеромонаха Николая (Кошурникова) послушник Иван Сырцов. — Все это стояло на одном и том же месте целые десятки лет. Богатство о. Николая заключалось, кажется, только в одном старом самоваре и двух стаканах. Доходы, какие бывали при разделе кружки, шли в насущные потребности и на благотворительность, без остатка».

Он был назначен на должность благочинного в 1853 г., при назначении ему было поручено следить за поведением братии и соблюдением ею устава. Отец Николай как нельзя лучше подходил для этой должности, поскольку и сам был «чистосердечно предан строгому исполнению монастырских правил и обычаев, и малейшее уклонение от них почитал преступлением пред Богом и соловецкими чудотворцами. По должности благочинного он требовал и от других строгого исполнения устава, и в особенности от тех, которые, за недавним поступлением в монастырь, не вполне еще усвоили дух иноческой жизни. Но требования его выражались не в форме приказаний начальника, а в отеческих любвеобильных внушениях и наставлениях. Он не был строг, ни вспыльчив, и, кажется, совершенно неспособен был сердиться на кого-либо; не говорил лишнего, особенно пустого, редко улыбался; но всегда ровный, на словах и на деле, и несколько на вид, так сказать, важный, невольно привлекал к себе любовь и уважение от братии. Для него было достаточно, при неуместном, например, разговоре кого-либо в храме или трапезе, взглянуть па разговаривающих, чтобы заставить их молчать; они умолкали не потому, что боялись благочинного, а потому, что глубоко уважали почтенного старца и боялись оскорбить его…

Время благочиннического служения о. Николая в монастыре вполне может быть названо цветущим, в нравственном отношении. Не раз о. Николаю были предлагаемы и более почетные должности: казначея и наместника. Но он был не честолюбив и всегда уклонялся от этих, хотя и почетных, должностей, к которым не чувствовал в себе особенного призвания».

Илл.: Крамской И. Н. (1837–1887). Русский монах в созерцании.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее