«С великим духовным торжеством, подобно древнему Израилю, празднует новый Израиль, то есть христиане, нынешний праздник…

„Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся“ (Флп 4, 4), слышим и мы ныне, подобно ветхозаветному Израилю, призыв святой Церкви устами апостола. Но ведь Господь посылает эту радость и утешение духовное для большего воодушевления нас на духовные подвиги.

В настоящее время люди, редко испытывая в себе подъем духовной жизни, жалуются на самую Церковь: они говорят, что пребывание в храме не возбуждает их духовной жизни, так как будто бы Церкви нет дела до земной жизни, которую она должна бы освящать хранящимися в ней сокровищами жизни духовной. Но как может освятить Церковь жизнь тех людей, которые не только не ищут ее освящения, но и противятся этому освящению, когда, „желая приблизиться к Богу, — по слову пророка, — исполняют волю свою“ (Ис 58, 2–3)? Как может „голос их быть услышан (Богом) на высоте“ (Ис 58, 4), если даже в храме, воссылая молитвы устами, они сердцем блуждают лишь по распутиям удовольствий и пристрастий земных? Не изгнал ли Сам Господь в день сей из храма Своего людей, внесших в „дом молитвы“ корысть и прочие страсти земные и чрез то превративших дом сей в „вертеп разбойников“ (Мф 21, 12–13; Ис 56, 7; Иер 7, 11)? „Се, оставляется вам дом ваш пуст“ (Мф 23, 38), сказал Господь этим людям, указывая на то, что вместе с запустением храма сделался опустошенным и весь „виноградник“ Израиля, запустела от терния земных пристрастий и замерла вся духовная жизнь Израиля (Мф 21, 33–43; Ис 5, 1–7)…

Убоимся же этого „опустения дома“ духовного и окаменения сердец и все мы, новый Израиль, особенно мы, питомцы духовной школы, призванные быть не только виноградником Господа, но и делателями в Христовом винограднике, дабы не сказал и нам Господь: „Се, оставляется вам дом ваш пуст“ (Мф 23, 38)... „Когда вы приходите являться пред лице Мое (в храме), кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?“ (Ис 1, 12). Да не пустым и бесплодным „топтанием дворов Господних“ будет для нас стояние в церкви в дни торжества духовного или покаяния, но да умягчается здесь окаменение духовное нашего сердца и да наполняется беспрестанно душа наша высшею духовною, очищенною от страстей жизнью Христовой! Аминь»

(Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в день Входа Господня в Иерусалим // Олонецкие епархиальные ведомости. 1906. № 8. С. 317–320).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее