«В день моего Ангела в доме священника, где обедал я с другими верующими, моими гостями, сделали обыск как раз во время обеда... Потом, после допроса, запретили мне читать и петь в церкви. В конце же готово было подняться новое тяжкое испытание для меня... Хотелось сказать слово ропота, но примирился я, грешный, с волею Божией. И вот Господь сразу же все отнял: дело травли кончилось, узники получили свободу, я просветлел душою и телом… Виновником ареста моих гостей общий голос признает местного священника. А он считается православным; со мной он вежлив и весел, в его доме я столуюсь, и в течение полугода моего знакомства с ним он воспринял от меня, грешного, немало добра материального и духовной поддержки. Меня чрезвычайно поразило это явление, которому нельзя не верить…

Подумай, дорогой друг, до чего мы дожили: хозяин предает своего гостя, священник — своего епископа, в день его Ангела, в ссылке, когда он так нуждается хотя бы в маленькой поддержке со стороны тех, кому он верит и считает своими по духу!.. Господи, да что же это такое?! Что сталось с христианами и даже священниками! При всем желании быть снисходительным к людям, я уже не мог с того дня переступить порог этого дома, где так нагло и цинично предан был человек — христианин — епископ! Я не буду судить предателя, не питаю к нему никакой вражды, считаю по-прежнему православным, отдал все на суд Божий, только уже дружеских отношений у меня нет, а лишь обычные, официальные, но не злобные...» — писал священномученик Онуфрий (Гагалюк) из ссылки в 1927 г.

Гостьи святителя, о которых он упоминает в письме, — две монахини, приехавшие навестить его и арестованные за то, что вовремя не зарегистрировались. Пока они были в тюрьме, в местной газете появилась анонимная статья о том, что к ссыльному епископу Онуфрию приехали его любовницы, и целую ночь он развлекался с ними, превратив церковный дом в гарем. Как ни кроток был владыка, он решил обратиться к прокурору с требованием обязать газету дать опровержение. Прокурор принял епископа подчеркнуто насмешливо, заявив, что вполне доверяет авторам советских газет…


Илл.: Дети рисуют святого (stal-nevsky.ru/?p=20667)

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее