«Недавно ко мне пришла молодая девушка — врач. Она пришла ко мне не как к архиерею, а как к профессору, за лечением.
— Расскажите, в чем дело?
— Да вот неврастения мучает меня.
— Ну в чем же ваша неврастения?
— Нет у меня покоя; всегда, всегда я плачу, всегда всем раздражаюсь; малейшее замечание на работе выводит меня из себя, я теряю всякое самообладание и плачу, плачу без конца от всякого пустяка.

Я знаю, как врач, что такое неврастения, и для меня стало ясно, что здесь совсем другое…
— Чем вы живете? Только хирургией? Этого мало, — сказал я ей. — Вы делаете первые шаги в хирургии, а я прошел длинный путь, дошел почти до конца и скажу вам, что это совсем не главное.

Есть нечто неизмеримо более важное. Душа человеческая бездонно глубока. Были и есть люди, которые живут на больших глубинах духа, мысли и чувства. Были великие подвижники христианские… Вся душа их была сконцентрирована на помыслах о Боге, о духе.

Были и другие люди, тоже жившие на больших глубинах духа — великие ученые, философы… Они тоже обладали великой собранностью души, конечно, меньшей, чем апостол Павел и преподобный Серафим, но если сравнить их с их современниками, то они возвышались над ними, как ливанские кедры над мелким кустарником…

Живем ли мы в глубинах духа нашего?.. Мы заняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за благополучием… а запросы духа для нас чужды. Не только не ищут люди собранности души, а, напротив, ищут рассеянности… Они... стараются заглушить все беспокойные высшие запросы духа, толпами идут в кино, предаются пошлым и преступным развлечениям. Им нужна не собранность души, а рассеянность…

Так было и с этой девушкой, о которой я вам рассказал…

"Душа человеческая по природе христианка"… И если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание… Как не имеющий пищи становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно… И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их жаждет пищи духовной, а они этой пищи ей не дают. Это тоже одержимость бесами, в малой, слабой степени, но все же одержимость, одна из слабейших форм бесноватости»

(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). О духах злобы и наших сердцах).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее