«Осторожный стук в дверь… Поднялся с постели отец — пошел открывать. Кто-то громко спросил: "Воронов? Поп?". "Священник", — поправил отец.

Пришедшие были милиционерами. Чужих девочка не испугалась, наоборот, ее так и распирало детское любопытство. Отец взял ключи от церкви и вместе с остальными мужчинами вышел. Вскоре они вернулись. Принесли деньги, в основном бумажные, вывалили на стол, стали считать… Но это было скучно.

Девочке было интереснее наблюдать за теми людьми, что рыскали по горнице. Из бельевого шкафа они выкинули на пол одежду; столкнули с полок книги… Но отец молчал, лишь желваки на скулах, обросших седой бородой, неровно дергались, а добрые глаза стали грустными. Потом незнакомцы достали семейные фотографии, заставили Сергея Андреевича подписать каждую: кто и что… Он безропотно выполнял приказания. Вся его прежняя стать и горделивость куда-то улетучились, исчезли, испарились. Тихо, не своим голосом, он обронил: "отдал-де в Удиме в починку дочкины ботинки — выкупить бы. А то ведь ей не в чем ходить будет"…

Через три дня в дом пришел один из братьев, 15-летний Василий. Сказал, что видел, как отца грузили на баржу для отправки в Великий Устюг. Он ему кричал, но отец не услышал и не обернулся.

После этих событий старшие дети вынуждены были подписать документы об отречении от родителей. Сама же Тамара Сергеевна (та самая девочка, которая стала свидетельницей ареста) всю жизнь прожила с клеймом "дочери врага народа".

В 1964 году она подала просьбу о реабилитации отца. Следователи выезжали в Удимский сельсовет и опрашивали оставшихся к этому времени живых свидетелей… Не было никакой контрреволюционной повстанческой группы, Воронов ни с кем не вел подрывных разговоров. Были опрошены жители Удимского сельсовета, никто из них не поддержал характеристику Воронова как врага советской власти.

В истории нашей страны есть множество моментов, которыми мы гордимся, но есть и такие, которые мы вспоминаем с болью в сердце»

(Из работы ученицы Удимской средней школы № 1 Натальи Белых «Судьба семьи священника Воронова» в рамках «Детских Ломоносовских чтений»).

На фото: Священник Сергий Воронов с семьей

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее