Письмо отца Иоанна
Ваше Высокопреподобие, глубокочтимый и дорогой батюшка отец Серафим.
Ваше дорогое для моей души поздравление с праздниками я получил, спаси Вас Господи!
Больно слышать о Вашем слабом здоровье, молитвы же наши убогие возносим за Ваше здравие и на проскомидии неукоснительно, и за молебнами, да укрепит Ваше здоровье Господь и да сохранит Вас для нас, духовных чад Ваших, на многие лета, дорогой батюшка!
Нынешний год — это знаменательный для меня год: мое шестидесятилетие, двадцатипятилетие служения в священном сане и трехлетие пребывания моего в монастыре. Желание-то мое осуществилось, я живу в обители, но, батюшка, вынужден каяться перед Господом и Вами — монашество мое замерло, ничего не вычитывается, пятисотница забыта. Сам себе перестал принадлежать — увы! не могу, по причине своего слабого характера, отказать тем, кто обращается ко мне со своими душевными скорбями.
Все, по неразумию своему, пытаюсь строить чужие избы, а своя душевная храмина остается в небрежении. Каждый день собираюсь начать исполнение положенных монашеских обязанностей, но каждый день Господь посылает на моем пути столько унывающих, болящих и скорбящих, что пройти мимо них я не могу, всех жаль, хоть отлично понимаю, что поступаю крайне неразумно. Помолитесь, дорогой батюшка, чтобы Господь за молитвы Ваши простил мое неразумие и небрежение к своему монашеству.
Здоровье мое, как говорят, «ни шатко ни валко», но годы и страшная нагрузка (не за послушание, а по своеволию моему) физическая дают себя знать: то там потянет, то здесь поноет, только некогда мне думать об этом все по той же причине — по моему слабому характеру по отношению к тем, кто докучает мне своими болячками душевными и телесными. Очень прошу Ваших святых молитв, да ими исцелею душевно и телесно.
Хотелось бы видеть Вас лично, дорогой батюшка, но правила монастырской дисциплины не дают возможности разъезжать, как раньше, куда и когда хотелось. Но настолько велика потребность услышать от Вас живое слово на пользу души, что, если есть у Вас хоть маленькая возможность кому-нибудь продиктовать хоть несколько слов для моей душевной пользы, потому что боюсь Вас лично затруднять писанием писем, с великой радостью получу и душою, и сердцем приму Ваше благословение мне недостойному.
Простите, дорогой батюшка, за то, что я утомил Вас чтением такого пространного письма. Марии Савельевне передайте мое благословение с наисердечными пожеланиями. Да укрепит Господь ее силы и здоровье.
Прошу Ваших святых молитв за меня многогрешного.
Ответ отца Серафима (Романцова)
Милость Божия буди с Вами! Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате и отче Иоанне и все Ваши близкие.
Вот Вам Высочайший и совершеннейший образ: не взыскивать самим крестов, а предавать себя всецело воле Божией, а когда Господь посылает, то не отрекаться и не роптать, а то мы все хотим творить по своей воле. Вот мой совет: предлагаю Вам все терпеть — укоризны, оскорбления, болезни, и нести их с благодарностью. Вот прекраснейший богоприятный духовный крест. Свой крест несите, блажени будете. У Вас очень пылкое и беспокойное воображение, удерживайте его богомыслием и успокойтесь. Не давайте воли своим мыслям и рассуждениям. Вспомните то, что сказал апостол Павел: не высокомудрствуйте, а в смирении пребывайте. Самое лучшее — размышляйте о грехах. Тяжело все, конечно, это переносить, но помните, что за терпение и скорби, особенно кто с благодарением их терпит, им уготована великая награда от Господа.
Отец Иоанн, согласно Оптинских старцев и Глинских, они народ принимали и правила монашеского не оставляли. У Вас может быть так получаться.
Те же самые люди сегодня и завтра будут Вас беспокоить. На все надо время — на молитву и на духовные беседы. Вы положите и распределите время, чтобы Вам можно было молиться, и определите время на беседы. Вы человек, Вам и требуется отдых. Не доводите себя до изнеможения, чтобы Вам, приходя домой, падать и засыпать без Иисусовой молитвы. По силе возможности людей наставляй и утешай — и себя спасай. Можно много с ними проводить время в беседах, а самому пустым быть. Во всем имей рассуждение.
Прошу Ваших святых молитв о моей худости и неисправности.
Помнящий Вас в своих убогих молитвах недостойный Серафим
1970 г.
(Рассуждение с советом : Собрание писем. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). М., 2017. С. 10–12).