Среди земляков и односельчан протоиерея Валентина Ястребцева сохранилось предание, что купель, в которой крестили младенца Валентина, внезапно озарилась ослепительным солнечным светом. Это все заметили, и кто-то сказал: «Ну, этот ребенок особенный. Это что-то значит. Какое-то знамение свыше». В детстве у Валентина была любимая игра — он сдвигал стулья и говорил: «Это алтарь, сюда нельзя». Завязывал на груди платок — это была фелонь, привязывал к веревочке камушек — это было кадило. Помахивая этим «кадилом», он все время пел: «Слава Тебе, Боже», «Господи, помилуй»…

Прилюдный показательный процесс над священником в 1929 г. власти устроили в общественном парке крупного с. Сосновка. Народу собралось огромное количество: прихожане его села, местные верующие. Жена батюшки плакала, оставаясь с тремя грудными детьми.

Отца Валентина приговорили к расстрелу. Многие из присутствовавших громко выражали свое неудовольствие, женщины плакали и требовали смягчить приговор. Отец Валентин, одетый в подрясник, держался очень стойко, уверенно и с достоинством. В последнем слове он много говорил о Боге, о своей невиновности. Присутствовавшие были уверены, что поддержка людей и его хладнокровие и рассудительность изменят ход дела. Отец Валентин подал апелляционную жалобу. Приговор был смягчен: 5 лет ссылки в Мурманск. О тех трудных годах северной ссылки, когда многие погибали от голода и холода, отец Валентин вспоминал: «А я молюсь, и внутри какое-то тепло от молитвы. И так не замерз, жив остался»…

В 1937 г. следующий приговор — 8 лет лагерей, в Забайкалье и на Дальнем Востоке, на лесозаготовках. Близким он рассказывал, как начальник лагеря, человек верующий, оберегал его. Как-то однажды на Пасху прислал гонца с куличом и пасхальным яйцом, при этом сказав ему: "Неси бережно — иначе голова с плеч, вручи лично бате", — так звали отца Валентина в лагере…

По возвращении служил в с. Новотомниково. Скончался 17 марта 1988 г., завещал похоронить себя на кладбище в с. Княжево, где стоит доныне памятник духовному роду Ястребцевых и где покоятся его предки. Весь неблизкий путь до Княжева гроб несли на руках люди, которых собралось великое множество.

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее