«Происхождение христианства из язычества неверующими устанавливается путем указания на аналогии, главным образом, в области учения и культа. Вся кропотливая работа таких исследователей превращается в нуль по той причине, что она выявляет совершенное непонимание христианства, которое сводится только к учению и к культу, но христианство не исчерпывается этим. Неверующие могут воспринимать в христианстве лишь малую часть, им доступную, и то в исковерканном виде. Учение, во-первых, не исчерпывается христианством, и, во-вторых, заключено оно не в одних словах Христа и Его апостолов. Христианство во всей полноте своего содержания заключено в Лице Самого Иисуса Христа. Христианство не есть учение и культ, а есть явление Бога во плоти и новая жизнь, созданная этим явлением. В христианстве все связано со Христом, и Он есть Истина, Путь и Жизнь. Иисус Христос учит истине самою Своею Личностью, поскольку в откровении Божества открывается людям истина религиозная о Боге (см.: Евр. 1, 3; Ин. 17, 4, 6, 15, 15 и др.) и в Сыне Человеческом — истина о человеке. Христос — Путь к той высокой цели, которая поставлена людям, народам и человечеству, и никто не приходит к Отцу, как только через Христа (ср.: Ин. 14, 6). Во Христе вновь восстанавливается разорванное первородным грехом единение человечества с Богом, примирение, искупление, спасение…

Христианство есть полное, живое, органическое единение людей со Христом. Нравственное, духовное единение со Христом устанавливается верою во Христа, любовью ко Христу и Его учению, подражанием Христу. Реальное единение со Христом происходит через получение благодати Духа Святого… и особенно через Таинство Евхаристии… Единение со Христом, достигаемое только в Церкви живыми членами ее, рождает ту новую духовную жизнь, которая неожиданно озарила мир с явлением Христа»

(Протоиерей Павел Светлов (1861–1941). Из записей 1920–1930-х гг. Публикация «Журнала Московской Патриархии» (1994 № 9/10. С. 135–136)).

Тематические базы данных
Духовенство Брянской епархии в ХХ веке

Совместный проект с Отделом агиологии Брянской епархии

Подробнее
Синодик Московской епархии

Совместный проект с Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии

Подробнее
Избранные материалы из библиотеки
Распоряжение архиерея о назначении священника настоятелем храма.
1933 г.
Из личного архива Т. Ю. Макаровой. Автограф архиепископа Макария (Звездова-Макарова)
Подробнее
Восхищаюсь нашим родом... Стихотворение В. А. Антипцевой, посвященное памяти предков – служителей Церкви
Подробнее
Указ о почислении за штат протоиерея с. Богословского Василия Иванова. 27.05.1930 г. Автограф епископа Орловского и Мценского Даниила (Троицкого)
Подробнее
Фонд Марка Ивановича Стрелкова
(1899–1994)
Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Подробнее
О судьбах детей расстрелянного священника Петра Ивановича Вишнева (1877–1937) Из писем в адрес проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»
Подробнее
На просторах ГУЛАГа Глава из книги Л. А. Головковой «Где ты?..» (М., 2013)
Подробнее
Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь в дни гонений на них. Составлен 15 августа 1919 г. Место хранения: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки
Подробнее
Новомученики
и исповедники
Церкви Русской
Подробнее
Духовенство
на Соловках
в годы гонений
Подробнее