Отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Тамбовской области Н.Д. Медведева председателю Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г.Г. Карпову о работе за первый квартал 1944 г.

15 апреля 1944 г.
Секретно

Доношу, что за отчетный период поступило заявлений об открытии церквей — 57, из них отклонено согласно решений исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся — 13, и одно заявление об открытии церкви в гор. Моршанске было направлено в Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, об открытии которой было получено разрешение 23 марта с.г., и церковь открыта и зарегистрирована 8 апреля 1944 г. Таким образом, в стадии разрешения находятся 43 заявления, которые направлены в местные горрайисполкомы для представления требуемых сведений.

В январе м-це с/г имело место совершение богослужения в здании церкви с. Текино, которая официально закрыта не была, но не действовала с 1938 г. из-за отсутствия в приходе священника, и, по прибытии туда из заключения незарегистрированного священника Смирнова, верующие гр-не с. Текино самовольно стали проводить богослужение. По установлении факта богослужение в церкви было прекращено. После этого в этом селе священник Смирнов производил обряды и богослужения в частных домах. Тамбовский архиепископ Лука своим письмом от 17/III-44 г. просил зарегистрировать этого священника для совершения религиозных обрядов на дому. Регистрация была отклонена.

Кроме этого, по области имеется ряд случаев совершения богослужения и выполнения служителями религиозного культа православного вероисповедания треб, не имея на то разрешения. Например:

В гор. Тамбове:

Протоиерей Каргашинский, 78 лет, совершает литургии и требы у себя на дому и по домам верующих в районе Нового Тамбова.

Священник Захарьевич, 70 лет, совершает требы на домах, кладбище, а также служит литургию на квартирах монахинь по Мичуринской ул., №14 и у др.

Протоиерей Добронравов, 70 лет, совершает требы в пригородных населенных пунктах гор. Тамбова и в праздник Рождества Христова ходил по городу среди верующих с молебном.

Священник Семенов имеет большую практику по совершению треб в северной части гор. Тамбова.

Протоиерей Кедров, 75 лет, выполняет требы по просьбе верующих по гор. Тамбову.

Быв[ший] священник Клименко, который снял с себя сан и опубликовал свое отречение через печать, сейчас ходит по деревням и выполняет требы как священник.

В гор. Моршанске:

Священник Добров, 71 год, совершает обряды религиозного культа у себя на дому и считается по Моршанску как мародер: берет за совершение крещения 500 руб. или 2 буханки хлеба или 1 кгр. масла и т.д.

Иеромонах Пантелеймон (Дерябин Дмитрий Егорович), иеромонах Философ (Холостов Венифис Дмитриевич), иеромонах Вениамин (Гордеев Виталий Николаевич) — все они совершают религиозные обряды и священнослужения на домах и ведут агитацию среди верующих через монашек о том, чтобы не открывать церковь, т.к. советская церковь — церковь красная.

В гор. Кирсанове:

Имеются 3 священника — Тюрин, Ветринский и Окрочков, которые систематически совершают религиозные требы на домах, и иногда исполняет обряды иеромонах Митрофан.

Первые три священника имеют около себя по несколько монашек. Требы и богослужения совершают по домам гор. Кирсанова и прилегающих сел и берут не менее 100 руб. за каждую требу. Монашки производят торговлю свечами ценою по 5-10 руб. и молитвами, которые пишут от руки, по 30-50 руб.

В гор. Мичуринске:

Имеется подпольная группа верующих иосифлянского течения (в Мичуринске называется никитовской — по церкви, где служил архиепископ Алексей Буй). Руководит этой группой верующих иеромонах Александр Филиппенко, который совершает нелегальные богослужения по домам верующих гор. Мичуринска. Литургию служит в узком кругу, а причастия распространяет через своих монашек. Сам Александр Филиппенко живет в гор. Мичуринске без прописки, не имеет определенного места жительства, а скрывается среди верующих иосифлянской группы. Группа эта ведет агитационную работу среди верующих православной церкви, из них отдельные лица останавливают идущих в храм верующих, говоря: «Зачем вы ходите в церковь антихриста, там молятся за Советскую власть» и т.д. Вследствие такой агитации некоторые верующие православного вероисповедания перестали ходить в храм.

Наряду с этим богослужения и религиозные обряды совершают в некоторых селах по районам незарегистрированные бывшие священнослужители:

Село Челнаво-Рождественка Дегтянского р-на — совершает религиозные требы по домам иеромонах Андреев Липат.

Село Нижне-Спасское Рассказовского р-на — диакон Назаров Василий Иванович совершает богослужения на дому с участием хора из любителей.

Село Александровка Уваровского р-на — священник, прибывший из Краснодарского края, совершает на домах все обряды.

Наряду с этим имеет место совершение богослужений и исправление религиозных обрядов религиозного культа со стороны проходимцев. Быв[ший] учитель деревни Дербень Кирсановского р-на Котов Андрей Сергеевич, выдавая себя за священника, ходит по глухим деревням и производит богослужения и обряды. Так, например, с 15 по 20 января, будучи в селе 2-[я] Иноковка и Несвитчино Кирсановского р-на, под руководством местной монашки Анны Солоповой он совершал обряды по домам и на Крещение с группой верующих ходил на Иордань и совершал водоосвящение.

За отчетный период наблюдался ряд выражений реакционных взглядов со стороны Тамбовского архиепископа Луки, как уже было сообщено докладными записками за № №012 от 19/Ш и 014 от 29/III с.г. Но, кроме указанных фактов, имел место случай следующего реакционного высказывания с его стороны. В конце марта в облисполком прибыл с заявлением об открытии церкви в с. Ламки Ламского р-на гр-н Подосинников А.Ф., и во время беседы с ним пришел архиепископ Лука, и когда ходатай от группы верующих заявил, что быв[шее] здание церкви, о которой просят верующие, переоборудовано под районный клуб, архиепископ заявил: «Клуб нужно закрыть, а здание отдать под церковь, т.к. церковь важнее клуба. Все равно в ваш клуб никто не ходит, а посмотрите, сколько молодежи бывает в церкви». И дальше обратился за подтверждением своих слов к гр-ну Подосинникову, говоря: «Правда в ваш клуб никто не ходит?», на что последний смущенно дал утвердительный ответ.

В январе м-це наблюдались случаи, когда в гор. Тамбове Покровскую церковь и ее священнослужителей работники горфо неправильно облагали налогами. Например, с просфорни было наложено за выпечку просфор за 3 м-ца более 30000 руб., исчисляя припек от просфор наравне с припеком, получаемым в пекарне от выпечки хлеба, и расчет за купленную муку был произведен по государственной цене, а не по рыночной, как это было на самом деле. Также было запрещено и составлен акт о закупке материала для оборудования храма и свечей у частных гр-н по рыночной цене.

На священнослужителей был наложен годовой налог из расчета с преподанной причтом суммы с выручки первого м-ца после открытия церкви, т.е. из расчета 34000 руб. в месяц, тогда как в последующих м-цах выручка причта была уменьшена приблизительно вдвое.

Кроме этого, практиковались вызовы в горфо ктитора и проверки церковной кассы во время богослужения. Эта жалоба была направлена зав. облфо, который проверкой подтвердил эти факты и дал указания о недопущении в дальнейшем подобных действий и разъяснил порядки и правила взаимоотношений с плательщиками церковного культа. После этого, т.е. с января м-ца, больше никаких жалоб не поступало и ненормальностей в этой области не наблюдается.

Приложение: Сведения о действующих и недействующих церквях по Тамбовской обл. Сведения о духовенстве при действующих церквях по Тамбовской обл.

Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Тамбовской обл. Медведев