«Будет время, когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут избирать себе учителей,
которые льстили бы слуху,
и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3–4).

 

В настоящее время вполне исполняются эти слова св. апостола. Действительно, появились люди, называемые штундистами, которые отвратились от истины, и, избравши по своему произволу себе учителей, сложили веру новую, недавнюю и не Христову. И эти люди — по нашему штундисты, а по их сектантскому баптисты и евангелики — говорят, что их вера истинная. Правда ли это? Чья вера истинная, Христова, евангельская — наша или штундовская: ведь Христос дал не две, а одну веру? Штундисты, конечно, скажут, что ихняя.

Итак, спросим вас, штундисты, а ваша вера подлинно Христова? А сколько ей лет? Почему назад тому даже 50 лет на святой Руси никто не знал этой веры? Да потому, что тогда еще этой веры на св. Руси и не существовало. А ведь Христова вера должна идти от Самого Христа. Христос же жил назад тому 1911 лет, значит и вере Христовой должно быть столько же лет. А так как штундовская вера недавняя, то она не Христова, а антихристова, от которой да спасет нас Бог!

Но, быть может, штундисты-баптисты (евангелики) скажут, что их вера существует издавна (хотя это неправда), то и тогда мы скажем, что ихней веры нам принять нельзя. Все мы хорошо знаем, что св. князь Владимир, пред принятием православной веры, послал мудрейших наших предков узнать все тогдашние веры. И наши предки нашли православную веру самою лучшею. Вот что они говорили, придя домой: «Пришли мы к грекам, те ввели нас в храм, где служат Богу своему, и мы не знали, не на небе ли мы, ибо на земле нет такого зрелища (вида), ни такой красоты, и не знаем, что сказать, только знаем, что с ними Бог пребывает и их служба есть лучше всех служб всех стран. И мы не можем забыть красоты ее; всякий человек, если вкусит сладости, после нее горечи не пожелает; так и мы не желаем здесь (в язычестве) быть». Это говорили люди ученые и умные. И потому, если они нашли самою лучшею веру православную греческую и в ней крестились, то и мы, их внуки и правнуки, должны дорожить этой наилучшей и святой верой!

А ведь, если бы тогда была штунда и если бы штунда была верой истинной, то св. Владимир и тогдашние мудрые люди не приняли бы православия от греков. А раз св. Владимир штунды не принял, то значит или тогда ее еще не было (действительно штунды тогда не было), а если, допускаем ложное, и была, то ее св. князь нашел верой нехорошей и неистинной. Но так или иначе, нам, русским потомкам св. Владимира, штунды принять нельзя.

Но, быть может, скажут, что это всё написано против штундистов, а есть еще сектанты-евангелики, которых вера, действительно, истинная.

Таким людям скажу я, что штундисты и евангелики все одно. Евангелики только переменили свое название; раньше они назывались штундистами, а теперь евангеликами. Имя же свое они переменили потому, чтобы русские не сказали им: «имя ваше (штундист) немецкое и вера ваша немецкая, а нам, русским, немецкой веры не зачем принимать»! Потому то они, чтобы обмануть русского человека, и стали называться, вместо немецкого названия «штундисты», русским словом «евангелики», т. е. живущими по Евангелию.

Но увидим — евангелики ли они (штундисты то), живут ли они по Евангелию, исполняют ли оно то, что написано в Евангелии, или, быть может, нарушают его?

Так, у апостола и евангелиста Луки говорится, что Пресвятая Богородица сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Луки 1 гл., 48 ст.).

А называющие себя евангеликами сектанты (штундисты) Богородицы не ублажают, да еще мало того, некоторые из них даже не признают Ее Богоматерью, несмотря на то, что и праведная Елисавета назвала Ее Богоматерию: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Луки 1 гл., 43 ст.). Много у них есть песней, но Пресвятая Дева Мария не ублажается в них.

А разве так должны поступать называющие себя евангеликами? Разве они имеют право не исполнять вышеприведенные слова Самой Богородицы?

А штундисты эти слова забыли, и Богоматери не прославляют и в честь Ее праздников (дней прославления Ее) не имеют.

Также называющие себя евангеликами (штундисты) забывают слова апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Галат. 6 гл., 14 ст.). Спросим мы у них — хвалятся ли они Крестом Христовым, дорожат ли им?

Наоборот, сектанты стыдятся Креста, смеются над ним, называя Его нехорошими именами, как то, виселицей, шибеницей и проч. Они забыли, что для истинного христианина Крест Христов великая святыня и только для погибающих — слово о кресте «безумие» (1 Кор. 1 гл., 18 ст.).

Также не евангелики они и потому, что не имеют таинства елеосвящения (маслосвятия). А ведь оно непременно должно быть, по слову ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5 гл., 14 ст.).

А почему, спросим мы сектантов, не ублажаете вы святых? Ведь ап. Иаков говорит: «Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» (Иак. 5 гл., 11 ст.), а премудрый Сирах говорит: «Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода; много славного Господь явил через них, величие Свое от века» (Сир. 44 гл., 1–2 ст.), и дальше премудрый и указывает, кого нужно восхвалять: Еноха, Ноя, Авраама, Моисея и других праведников. Православная Церковь восхваляет и ублажает этих и многих других праведников, устанавливает в честь их, для прославления, дни (праздники), а у сектантов, вопреки Слову Божию, ничего подобного нет.

Не признают также св. мощей и чудес от св. мощей и от икон. А ведь, если от мощей (костей) пророка Елисея воскрес мёртвый (4 кн. Царств 13 гл., 20–21 ст.), и если тень (о6раз, икона, изображение) апостола Петра творила чудеса, то почему кости (мощи) св. праведников: Серафима Саровского, Иова Почаевского, Сергия Радонежского и прочих святых не могут воскресить мертвеца или исцелить больного? Как это могло быть 1000 лет тому назад, так же может быть это и теперь, потому, что чудеса творят не мощи сами по себе и не иконы сами по себе, а благодатная сила Божия. А Бог, как 1000 лет тому назад, так и теперь тот же.

Можно было бы еще многое сказать о том, как сектанты нарушают евангельские слова, но даже из этого немногого, что я сказал, видно, что штундисты, они же евангелики, содержат веру не Христову, неистинную и не евангельскую.

Если же они и доказывают правоту своей веры текстами Священного Писания, то мы не должны еще им верить; ведь слово Св. Писания не противится, как бы ты его ни толковал, потому его и толкуют недобрые люди, как им того хочется. Даже сам диавол, враг Священного Писания, когда хотел искусить Спасителя, говорил от Священного Писания (Матф. 4 гл., 3–11 ст.), тоже самое делают сектанты, желая искусить нас.

Итак, братья и сестры православные, все мы должны помнить, что единая истинная и древняя вера греко-российская — православная, а все другие веры, как недавние и притом не евангельские, суть пагубные сети антихриста, который, как лев в пустыне, ищет кого бы поглотить. Будем твердо держаться заветов наших предков и отцов, принявших православную веру и проливших за нее свою кровь! Сектантов же, не содержащих нашей веры, будем увещевать и уговаривать; если же они не послушаются нас, то, помня слова апостола Иоанна (2 Иоанна 1 гл., 10 ст.), не будем принимать их в свой дом и на улицах даже с ними не здороваться, дабы их вера, как страшная зараза, не пристала и к нам.