«Но если бы даже мы или ангел с неба
стал благовествовать вам не то,
что мы благовествовали вам,
да будет анафема» (Галат. 1 гл., 8 ст.).

 

Вот слова, в которых выражается, что только один Господь, одна только Его истинная вера, одно только Его учение (Еф. 4 гл., 5 ст.)!

Но вот перед нашими глазами живут люди — католики и сектанты, называющие себя также истинными христианами. Может ли быть истина различна и противоположна сама себе?! Конечно, нет. Истина всегда одна.

Православие и католичество — это небо и земля, которые никогда не сходятся и не сойдутся. Если бы православие и католицизм были «все едино», то никто бы и не убеждал вас, братья, держаться православия; тогда не было бы той вражды, какая существует теперь между православными и католиками. Вспомним не очень давнее время, когда наши отцы и деды терпели от католиков и их ксендзов притеснения, обиды и даже мучения. А за что? За то только, что они не хотели оставить православия и перейти в католичество!

Вспомним нашего великого молитвенника и защитника православия на Волыни Иова Почаевского и то тяжелое время, когда там лились потоки крови за веру православную! Католики смеялись и издевались над православной верой, называя ее «мужицкой», притесняли православных, облагали их налогами, отдавали в аренду жидам православные храмы, а православных гнали и мучили. Но все вынес православный волынский народ и не променял своей веры на католическую! Или вспомним мы, например, монахов Зографского монастыря на Афоне. Благочестивые православные монахи затворились в монастыре и, подожженные католиками, погибли в огне, а католичества не приняли, оставаясь твердыми в православии.

Да и на самом деле, — разве все равно: главой своей церкви православные имеют Иисуса Христа, а католики грешного, иногда преступного папу; разве все равно: принимать в св. причастии Тело и Кровь Христа, или одно только Тело? Или разве все равно в храме Божием стоять, сокрушенно наклонив в знак своей греховности голову (у православных), или развалиться, вытянувши ноги, и закинувши гордо назад голову, как это принято в костелах?

Большая разница присутствовать на понятном богослужении Православной Церкви или слушать непонятное бормотание на латинском языке католических ксендзов!

Не думайте, братья, что все, что вы видите у католиков, — все это идет от Христа. О, если бы это было так! О, если бы они все хранили в неповрежденности от Самого Христа, — тогда бы и нечего было бы нам опасаться католичества, как страшной и пагубной заразы. Нет, не от Христа и не от апостолов, а от гордых и зазнавшихся пап римских идет весь обряд их веры! Целых 1000 лет, пока папы не пали в сатанинскую гордость, была единая апостольская, православная вера.

Католики, отделившись от православной веры, в которой присутствует Сам Иисус Христос (Мф. 28 гл., 20 ст.), мало-помалу стали вводить у себя то, что в апостольской церкви никогда не делалось.

Так, например, всем известно, что католические ксендзы не дают мирянам в св. причастии Крови Христовой, а только одно Тело. Почему вы так делаете, — спросим мы их, — ведь древняя, апостольская Церковь так не делала (см. 1 Кор. 11 гл., 26 ст.); этого не делается и у православных? Спаситель не сказал: «ядите только Мое Тело», но «ядите Мое Тело и пейте Мою Кровь» (см. Мф. 26 гл., 25-27 ст.). А в другом месте Он говорит еще яснее: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанна 6 гл., 53 ст.). Значит, для того чтобы иметь жизнь вечную, мало есть одну Плоть Иисуса Христа, но необходимо и пить Кровь Его. А этой-то Крови Христовой католические ксендзы не дают мирянам, хотя сами ее принимают. Но Спаситель, ведь, не говорил, что Кровь Его необходима только для священников, но и для всех людей — «пейте из нее (чаши) все» (Мф. 26 гл., 27 ст.).

Итак, братья, из этого одного уже видно, что правда не у католиков, ибо раз для них не страшно нарушить эти слова Спасителя, то ничего не составит для них нарушить и все Его Евангелие, ибо апостол Иаков говорит, что даже если «кто соблюдает и весь закон, а согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным против всего закона» (Иак. 2 гл., 10 ст.). А католики нарушили важнейшее установление Спасителя, установление, без точного исполнения которого мы не можем иметь жизни вечной (Иоанна 6 гл., 53 ст.).

Также странным для всякого разумного человека кажется совершение у католиков богослужения на непонятном латинском языке. Для чего мы ходим в храм? Для того, чтобы «едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Бога».

Но может ли это быть у католиков, когда никто из молящихся не понимает того, что говорится и читается ксендзом?

И получается, что ксендз выкрикивает и читает одно, а стоящие в костеле — другое. Разве так должно быть? В богослужении мы должны чему-то научаться и потому оно должно быть для нас понятным. Апостол Павел говорит: «Если ты (священник) будешь благословлять духом (духовным дарованием, т. е. на незнакомом языке), то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь... Благодарю Бога моего; я более всех вас говорю языками, но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим (понятно), чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14 гл., 16, 18–19 ст.). Вот чего бы не следовало забывать католикам! Раз в храме стоят люди, незнающие латинского языка, то для чего богослужение совершается на этом чужом языке? Неужели нарочно для того, чтобы люди ничего не понимали?

Кто-нибудь из вас, православные, слышал о безбожном учении католиков о, так называемых, индульгенциях, т. е. о том, что прощение грехов можно купить за деньги? Что может быть еретичнее этого учения? Грабь, убивай людей, а после этого принеси к ксендзу сотню — две рублей, и ты святой? Иди и продолжай опять также творить! Хорошо бы так богачам, и горе — бедным, которым не за что купить отпущения грехов и Царствия Божия!

Видите, братья, что выдумала католическая церковь!

Она забыла, что Спаситель сказал: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16 гл., 26 ст.). А апостол Петр говорит, что «мы искуплены не золотом или серебром, но драгоценною Кровию Христа» (сравни 1 Пет. 1 гл., 18–19 ст.).

А ксендзы обманывают людей, берут от них деньги на роскошь себе и своему архиерею — «папе», и за это обещают Царство Небесное, которое даст Господь людям не за деньги, а только по Своей милости, и за добрые дела (см. Мф. 25 гл., 31–46 ст.). Вот как они губят людей обманом!

Как счастливы мы, православные, что родились и выросли не в католической, а в истинной, апостольской, Христовой вере! В ней одной наше спасение, в ней только все потребное «яже к животу и благочестию». Ее, а не другую веру, приняли наши предки, и ее только содержать клялись мы при святом крещении. Не посрамим же себя — исполним свою клятву, ибо отступников тяжко карает Господь и в сей еще жизни, а в будущей, поставив их на левую сторону, скажет им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7 гл., 23 ст.)!

Что ответят тогда они, когда перед ними станут их отцы и матери и скажут: «Дети! Где та вера, которую, как зеницу ока, берегли мы, и за которую были гонимы на земле?..

Вы, наша плоть и кровь, надругались над Христом и над нами! За что? Разве мы, оставляя вам православную веру, вели вас в погибель? Разве святители православные и их нетленные останки, источающие чудеса, не были вам порукою в истинности православия? Но вам мало было этого! Вам захотелось «панской» веры! Вам захотелось веселого с музыкой богослужения! Вам захотелось купить Царство Божие за деньги? Так отойдите от нас; вы не наши дети; мы вас такими не знаем; мы вас этому не учили!»

О, горе... горе будет им; не избежать им вечного осуждения!

Мы же, православные, будем ныне молить милостивого Бога, да утвердит Он нас в родной, православной вере, да сделает нас истинными сынами ее, а в трудные минуты, когда злой враг-диавол будет завлекать нас в другую веру, — да утвердит нас и зажжет в нас такой пламень любви к Себе, чтобы нам не были страшны ни насмешки, ни оскорбления, ни даже самые страшные мучения, воздвигаемые на нас врагами православия.