Иисус Христос по воскресении Своем сказал ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их блюсти все, что Я повелел вам» (Мф. 28 гл., 19–20 ст.). Из этих слов видно, что крещенные во имя Отца, и Сына, и Святого Духа истинные христиане должны исполнять все учение Христово.
Но чтобы исполнять его, его нужно знать. Где же оно содержится? Сам Иисус Христос не записал его; Он всегда проповедовал и учил устно. Но тем не менее у нас имеются священные книги, в которых записано учение Иисуса Христа. Эти книги, числом 27, составляют Новый Завет.
Но спросим — все ли учение Иисуса Христа записано в этих книгах? Оказывается, что не все. Начнем с Евангелий, — все ли в них записано? Об евангелистах — Матфее, Марке и Луке прямо скажем, что они записали далеко не все, что творил и чему учил Иисус Христос. Не записали они, например, беседы Христа с самарянкой, не записали они и беседы с Никодимом; нет у них повествований ни о еврейской Вифезде, ни о блуднице, взятой в прелюбодеянии, ни о воскрешении Лазаря, ни многого другого, что дополнил потом в своем Евангелии св. Иоанн. Но, может быть, св. Иоанн уже записал все? А вот увидим. Повествуя о женщине, взятой в прелюбодеянии, он говорит: «и (Иисус) опять, наклонившись низко, писал» (Иоан. 8 гл., 8 ст.), а что Он писал, евангелист у себя не записал; или в другом месте тот же святой Иоанн пишет: «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились иудеи» (Иоан. 7 гл., 14–15 ст.), а чему учил — опять не записано. Да и сам евангелист заявляет, что он записал не все: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (в Евангелии) (Иоан. 20 гл., 30 ст.). Хотя здесь говорится о делах, но и они важны не менее, чем и слова Христовы, ибо у Спасителя ничего не могло быть неважного или маловажного и дела свидетельствовали о Нем — «самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, яко Отец послал Меня (Иоан. 5 гл., 36 ст.).
Итак, как мы видим, все дела и все учение Христа не записаны полностью в Евангелиях.
Не записано все и в Деяниях Апостольских. Так, в первой же главе этой книги стоят такие слова: «(Иисус Христос) в продолжении сорока дней являлся им (апостолам), говоря о Царствии Божием» (3 ст.). Но что Спаситель говорил Своим ученикам и чему учил их в продолжении сорока дней, нигде в книге Деяний Апостолов не записано. Во всей этой книге говорится о делах и проповеди апостолов, а чему учил апостолов Иисус, об этом нет ни слова.
Наконец обратимся к апостольским посланиям; может быть там записано все учение Христа?
Но видим мы, что апостолы даже и не задавались целью записать все учение Христово. Они, как и Иисус Христос, проповедовали свое учение устно, и только некоторые из апостолов оставили послания. Апостолы же: Андрей, Филипп, Варфоломей и Фома ничего не написали, а ведь и они учили! Но обратим свое внимание на те послания, какие имеются у нас от пяти апостолов: Петра, Павла, Иоанна, Иакова в Иуды. Что же, все ли у них записано? Нет, не все! Апостол Павел, написавший четырнадцать посланий, к Коринфянам пишет такие слова: «прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11 гл., 34 ст.). Другими словами он как бы так говорит: «всего я вам не пишу, потому что приду к вам и устрою». В послании к Ефесянам (3 гл., 3 ст.) тот же апостол пишет: «мне чрез откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)». Здесь уже ясно апостол говорит, что он писал кратко. А в послании к Евреям (6 гл., 1–2 ст.) апостол Павел говорит: «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном». Обратите особое внимание на слово «снова». Очевидно апостол уже положил основание учению о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. Но ничего этого мы не находим в послании апостола к Евреям. А ведь это учение, эти начатки необходимы.
В самом деле очень важно и даже необходимо знать, как совершать крещение, как возлагать руки для низведения даров Святого Духа — но этого апостол Павел письменно Евреям не сообщил. Итак, из приведенных мест мы видим, что у апостола Павла не все записано в его посланиях. Обратимся к посланиям апостола Петра — быть может там записано все? Но, оказывается, что и этот апостол всего не записал, ибо в 5-й гл., 12 ст. 1-го своего послания он замечает: «сие кратко написал я вам».
Не записано все и у ап. Иоанна, ибо у него мы читаем: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам» (2 Иоан. 1 гл., 12 ст.) или «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (3 Иоан. 1 гл., 13–14 ст.). Здесь уже не может быть никакого сомнения, что апостол Иоанн не писал всего необходимого христианам, а сообщал им устно. Что же касается остальных двух апостолов — Иакова и Иуды, то о них можно сказать, что раз и те, вышепоименованные апостолы не задавались целью записать все учение Христово, не задавались этой целью и они, ибо и у них нет указаний, как совершать крещение, как вкушать Тело и Кровь Спасителя по заповеди Его: «сие творите в Мое воспоминание», как помазывать св. елеем больного и сколько раз, как возлагать руки для сообщения даров священства и многого другого, что необходимо в христианской жизни.
Итак, из рассмотрения Нового Завета, мы видели, что всего учения Христова в нем не записано.
Сектанты же ничего, кроме Священного Писания, не имеют, следовательно не имеют они и всего учения Христова. А раз не имеют они всего учения Христова, то и вера их неполная, а потому и не истинная.
Но где же заключается незаписанное в Новом Завете учение Христа и апостолов? А заключается оно в Священном Предании. Об этом свидетельствует и апостол Павел, говоря: «Итак, братья, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2 гл., 15 ст.). Из этих слов видно, что христиане должны хранить и соблюдать все то, чему их научил апостол и чрез послания и чрез словесную передачу — Священное Предание. Но этого последнего предания у сектантов нет.
Забыли, очевидно, они слова и завет апостола Павла «хранить предание» (сравни 1 Тим. 6 гл., 20 ст.).
Апостол же Павел, придавая Священному Преданию очень важное значение и ревнуя о том, чтобы оно не затерялось или не забылось, пишет возлюбленному своему ученику: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2 гл., 2 ст.). Очевидно, что здесь идет речь не о посланиях, а о том, что можно слышать — об устной передаче Слова Божия — о Священном Предании. Тех, которые хранят это Предание, апостол похваляет — «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11 гл., 2 ст.).
Кроме всего вышесказанного, в пользу Священного Предания говорит и то, что сами апостолы для писания своих посланий и Евангелий пользовались Священным Преданием. Так святой Лука свидетельствует, что свое Евангелие он написал так, «как передали нам то, бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Иисуса Христа) (Лук. 1 гл., 2 ст.).
А апостол Иуда для своего послания взял из ветхозаветного Священного Предания нигде незаписанные повествования о споре архистратига Михаила с диаволом о теле Моисея (9 ст.) и о пророческих словах праведного Еноха (14 ст.). Или апостол Павел в Деяниях Апостолов приводит такие слова Иисуса Христа, какие нигде в Евангелиях не записаны, а очевидно входили в Священное Предание (см. Деяние 20 гл., 35 ст.).
В заключение всего нужно сказать, что без существования Священного Предания нельзя говорить об истинности и неподложности Священного Писания, ибо в последнем нет нигде списка священных книг. Ведь известно, что в древней Церкви существовали подложные евангелия Фомы и Варнавы, и если они не вошли в Священное Писание, то потому только, что их не признало Священное Предание. Итак, если мы отвергнем Священное Предание, то нечем нам будет доказать истинность и неподложность Священного Писания.
Братья — православные христиане, увещеваю вас словами апостола — «стойте и держите предания»!
Помните, что Священное Предание не нами и не нашими отцами выдумано, а установлено Иисусом Христом и Его учениками — апостолами.
Тех же людей, которые отвергают Богом установленное Священное Предание, увещевайте, а если они не послушают ваших слов, то, помня заповедь апостола Павла — уклоняться от всякого брата, поступающего не по преданию (см. 2 Фес. 3 гл., 6 ст.), отрясите прах своих ног от жилищ их, и не сообщайтесь с ними, дабы не быть участниками злых их дел! (см. 2 Иоан. 1 гл., 10 ст.).