Иисус Христос основал Свою на земле Церковь, т. е. общество верующих. Во главе этой Церкви Он поставил святых апостолов, как об этом свидетельствует апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» (1 Кор. 12 гл., 28 ст.).

Много было у Иисуса Христа учеников, многие еще при жизни Его на земле уверовали в Него (см. 1 Кор. 15 гл., 6 ст.), но не всех одинаково приблизил Он к Себе. Из всех, уверовавших в Иисуса Христа, Он избрал только двенадцать и им только дал власть учить и крестить: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28 гл., 19 ст.), и им сказал: «Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается» (Лк. 10 гл., 16 ст.). Им только, а не всем верующим Иисус Христос дал власть священнодействовать, говоря: «сие (причащение) творите в Мое воспоминание» (Лк. 22 гл., 19 ст.) и: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20 гл., 22–23 ст.). Наконец, на них только, а не на всех христиан в день Пятидесятницы сошел Дух Святый (см. Деян. 2 гл., 1-4 ст.). Все это говорит о том, что Иисус Христос из всех верующих в Него выделил только двенадцать апостолов и им дал такую власть, каковой не давал кроме их никому. Потому-то и апостолы называли себя такими именами, какими в слове Божием кроме их и их преемников не называется никто, как-то «пастырями» (1 Петра 5 гл., 1 ст.), «учителями» (2 Тим. 1 гл., 11 ст.), и «домостроителями таин Божиих» (1 Кор. 4 гл., 1 ст.).

Но св. апостолы не могли жить вечно.

А ведь Церковь Христова, по слову Спасителя, должна быть «до скончания века» (Мф. 28 гл., 20 ст.); следовательно и пастыри, которых Бог поставил в Церкви (Ефес. 4 гл., 11 ст.), должны быть вечно. Потому св. апостолы поставляют себе преемников. Так, в 6-й главе Деяний св. апостолов мы читаем о рукоположении диаконов. «Тогда двенадцать апостолов, созвавши множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийского, обращенного из язычников; их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (Деян. 6 гл., 2-6 ст.). Хотя здесь говорится, что диаконы избраны и посвящены чрез возложение апостольских рук специально и прежде всего для служения при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6 гл., 1 ст.), но из других мест той же книги видно, что чрез апостольское рукоположение диаконы получили и право учить (что видно из примера диакона Филиппа (Деян. 8 гл., 31 ст.) и даже священнодействовать — крестить (Деян. 8 гл., 12 ст.). В 14-й же главе Деяний говорится о второй уже степени иерархии — о священстве (пресвитерстве). Проходя Листру, Иконию и Антиохию, апостолы «рукоположивши им пресвитеров (священников) в каждой церкви, помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14 гл., 23 ст.).

В других же местах Священного Писания — в апостольских посланиях говорится и о третьей самой высшей степени священства — о епископстве. Так, в послании к Филиппийцам апостол Павел шлет только приветствие епископам (1 гл., 1 ст.), а в послании к Тимофею перечисляет даже качества епископа (1 Тим., 3 гл., 2–7 ст.). Поставляя себе преемников, апостолы передавали им те же самые права и благодатные силы, каковые они получили от Иисуса Христа. Так, получив от Иисуса Христа власть наставлять и учить, эту власть апостолы передают и своим преемникам. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» — так, например, пишет апостол Павел своему ученику Тимофею (2 Тим. 4 гл., 2 ст.). Имея власть священнодействовать — «совершать святыню» (2 Кор. 7 гл., 1 ст.), эту же власть апостолы, как мы отчасти уже видели из примера диакона Филиппа, передали и своим преемникам, чрез рукоположение (2 Тим. 1, 6), сообщивши последним благодатные дары Святого Духа. Вот почему апостол Павел и писал своему ученику: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2 Тим. 1 гл., 6 ст.).

Потому-то апостолы и напоминали своим преемникам их высокое и ответственное положение и убеждали их самоотверженно и ревностно трудиться на ниве Христовой. Так, например, апостол Павел, призвавши пресвитеров Ефесских, говорит им: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровию Своею» (Деян. 20 гл., 28 ст.), а апостол Петр умоляет своих преемников «пастырей» «пасти стадо Божие, какое у вас» (1 Петра 5 гл., 1-2 ст.).

В свою очередь и ученики апостольские, зная, что в Церкви Божией должны быть пастыри и учители (Ефес. 4 гл., 11 ст.), и памятуя при том прямую заповедь апостола — «для того я (апостол) поставил тебя (епископом) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Тит. 1 гл., 5 ст.), поставили себе преемников, заповедуя, конечно, последним в свою очередь поставлять себе преемников, дабы в Церкви Христовой «до скончания века» были и «пастыри» (1 Петр. 5 гл., 1 ст.), и «учители» (1 Тим. 2 гл., 7 ст.), и «домостроители таин Божиих» (1 Кор. 4 гл., 1 ст.). Такой именно порядок и ведется до настоящего времени в Православной Церкви.

Итак, не все члены Церкви Христовой пользуются одинаковыми правами и потому не все они равны. Как в человеческом теле есть голова, которая всем руководит и управляет, так и в Церкви Христовой должны быть руководители-пастыри и повинующиеся им пасомые, о чем свидетельствует ап. Петр (1 посл. 5 гл., 5 ст.).

И что этими руководителями не могут быть все, кто только пожелает, об этом ясно говорит апостол Павел: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1 Кор. 12 гл., 29 ст.) и «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5 гл., 4 ст.).

Но сектанты осмеливаются говорить, что пастыри не нужны. Правы ли они? На это после всего вышесказанного излишне и отвечать. Кто говорит, что пастырей не нужно, тот идет против заповедей Христа и апостолов. Кто отвергает пастырей, тот отвергает не человеческое предание, а постановление Самого Бога и потому пусть страшится суда Божия.

Итак, ждите, сектанты, суда Божия.

Помните, что на Страшном суде спросится тогда у вас — почему вы отвергли Богом поставленных пастырей — какой ответ дадите вы на это?

Покайтесь, пока не поздно, облагоразумьтесь и с покорностью придите к святой, апостольской Православной Церкви, в которой одной только всё потребное для жизни вечной и благочестия (2 Петра 1 гл., 3 ст.).