Мы знаем и убеждены в том, что в истинной Христовой Церкви должна быть иерархия: епископы, священники и диаконы, как это было при святых апостолах. Но у сектантов ни епископов, ни священников, ни диаконов нет, и потому их вера не истинная и не Христова.

Но дабы отсутствие у них Богом поставленных пастырей не бросалось очень в глаза всем и каждому, сектанты у себя завели самозваных «пресвитеров». Вот об них то и будет настоящее наше слово.

Всякий ли пастырь или пресвитер (как любят говорить сектанты) может считаться истинным пастырем, носителем благодатных даров Святого Духа?

Уже самое название «пресвитер» (старший) или «пастырь» показывает, что человек, носящий такое название, не обыкновенный рядовой, а старший, получивший власть над остальными. Но кто же может дать ему эту власть? Конечно, только тот, кто сам имеет эту власть.

Первый, носивший название пастыря в христианстве был Иисус Христос, но это название и соответствующую ему власть Он «не Сам Себе присвоил, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник во век, по чину Мелхиседека» (Евр. 5 гл., 5–6 ст.).

Свою божественную власть Иисус Христос передал (Луки 22 гл., 19 ст.; Мф. 28 гл., 19 ст.; Иоан. 20 гл., 23 ст.) апостолам, а те передали ее своим ученикам (2 Тим. 4 гл., 2 ст.; Тит. 1 гл., 6 ст.; 1 Тим. 5 гл., 22 ст.), а те в свою очередь передали ее своим преемникам — пастырям Православной Церкви.

После всего вышесказанного, если мы поставим вопрос: кто может быть истинным священником (пастырем, пресвитером), — то, не затрудняясь, ответим, что только тот, кто свою власть ведет преемственно от Самого Иисуса Христа чрез апостолов и их преемников.

Если же мы обратимся к сектантам, то увидим, что их «пресвитеры» не имеют преемственной от апостолов власти. Спросим, например, какого-либо сектантского лже-пресвитера — кто поставил его пресвитером и дал ему власть? Он, конечно, укажет нам на другого, такого как и сам лже-пресвитера, а тот на третьего, а третий на четвертого и не дальше. Четвертый же должен будет сознаться, что или он эту власть и название сам присвоил себе, или же его поставила община. Но о первом способе получения власти божественной — по своему только желанию посредством самовольного захвата излишне и говорить. Такой человек никогда не может считаться истинным пастырем, а только вором и разбойником (Иоан. 10 гл., 1 ст.), ибо он входит к овцам (пасомым), по словам Спасителя, не чрез открытые двери (преемственное от апостолов рукоположение), а «перелазит инуде». Ибо никто не должен восхищать того, что ему не даровано (Евр. 5 гл., 4 ст.); если же кто-либо и осмелится сделать это, то понесет за то страшное наказание.

Припомните, братья, ветхозаветных гордецов, людей «сожженных в совести своей» Корея, Дафана и Авирона; за что Бог наказал их? За какое злое их дело земля разверзлась и поглотила их и всех их соучастников?.. А за то, что они, быв мирянами (не священниками), осмелились взять кадильницу и воскурить фимиам Богу, т. е. сделать то, что им не было разрешено, но что должны были делать только священники.

И они, эти несчастные, говорили Моисею и Аарону то же, что говорят православным священникам теперешние сектанты: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа?» (Числ. 16 гл., 3 ст.). Если же в Ветхом Завете за нарушение заповеди Божией о священстве (Исх. 30 гл., 7 ст.) так строго карались люди, то сколь большему осуждению и наказанию повинны новозаветные нарушители Христова закона!

Если же сектантские «пресвитеры» в свое оправдание станут говорить, что на дело Христова служения и благовестия их избрала и рукоположила община, то и это нисколько не говорит в их пользу. Ведь чтобы сообщить «пресвитеру» дары Святого Духа, община сама должна их иметь. Но если она сама имеет все дары Духа Божия, то для нее и особый «пресвитер» не нужен; если же она таковых даров не имеет, то как она может сообщить «пресвитеру» то, чего она сама не имеет? И сколько бы раз община ни возлагала на кого-либо своих рук, «пресвитер» ее будет без благодати.

Да и откуда сектанты взяли, что община может чрез рукоположение сообщать своим выборным божественную благодать? Правда, в Деяниях апостолов говорится, что община «избрала» из своей среды семь диаконов (6 гл.), но этого избрания оказалось мало; для сообщения последним божественной благодати «апостолы возложили на них руки» (6 ст.); не вся община возложила руки, а только апостолы, на которых сошел Святой Дух. Вот если сектанты докажут, что на них, как на апостолов, видимо сходил Святой Дух, тогда другая будет вера их словам.

Теперь же у них истинных пастырей нет. Именуемые же ихние «пресвитеры» — это простые непосвященные люди, самозванцы и «волки в овечьей коже» (Мф. 7 гл., 15 ст.).

Не слушайте, православные, их зова, не внимайте их речам, чтобы вам не увлечься ими и не погибнуть так, как в Ветхом Завете погибло двести пятьдесят мужей (Числ. 16 гл., 35 ст.), восставших против Богом избранных священников и поставивших себе руководителями проклятых и наказанных Богом Корея, Дафана и Авирона!