Всем вам известен рассказ о том, как отец, созвавши своих детей, дал им пучок связанных прутьев и сказал, чтобы они разломали его. Но как сыновья не старались сломать его, не могли. Когда же по приказанию отца они развязали пучок и принялись за каждую ветку в отдельности, то все ветки скоро были изломаны. Тогда отец сказал детям: «Вот так и вы, если будете вместе дружно, любовно жить, то никто вас не сломит; если же разъединитесь, то все скоро погибнете».

Так, братья, велика сила единения! Где все живут дружно, в любви, там трудно их победить, трудно их склонить ко злу, трудно их заставить нарушить заповедь Божию. Потому-то враги Божии, чтобы посеять свои плевелы, прежде всего стараются поселить недоверие и вражду между людьми. Так прежде всего сделал диавол; чтобы отторгнуть людей от Бога, чтобы побудить Адама и Еву расторгнуть союз их с Богом, он вселил в них зависть и недоверие к Богу (Быт. 3 гл., 5 ст.). И когда в этом успел — первые люди погибли [пали].

То же самое это делается и теперь. Чтобы обессилить Православную русскую Церковь, чтобы отколоть от нее ее истинных чад, дети диавола — сектанты первым делом стараются поселить вражду в недрах ее. А так как Православная Церковь защищается прежде всего пастырями-священниками, то на них первых и обрушиваются сектанты. Чего только не говорят русскому народу о его священниках, чтобы русский православный народ откинулся от своих пастырей?! Чем только не пачкают они православного священника?! Какой только грязью не бросают в него?! Слуги диавола — сектанты знают, что нужно только поколебать в народе любовь к священнику, нужно только поселить вражду между священником и прихожанами, и тогда победа за ними; тогда народ, как стадо, лишённое своего пастыря, рассеется (Иоан. 10 гл.) и легко запутается в пагубных сетях сектантства. И потому, появляясь в селе, сектанты начинают с ругани священников. Они не стесняются выдумывать даже факты, дабы подорвать любовь и доверие пасомых к своему священнику.

Но не поддавайтесь им, православные христиане! Дорожите своими пастырями, любите их; помните, что они заместители апостолов, помазанники Божии! Помните и не забывайте и того, что они сделали для Святой Руси и для вас!

Не с помощью ли православных пастырей сложилась Русская земля? Не они ли, объединивши весь русский народ, спасли его от татарской неволи? Не православные ли русские монахи-священники — Пересвет и Ослябя — первые кинулись в битву с погаными? Не духовенство ли во главе с Троице-Сергиевой Лаврой спасло Русь Святую от самозванца Димитрия и от польского владычества? Не оно ли защищало вас в годы страшной и тяжелой для вас польской барщины? Не священники ли ваши ходатаи всегдашние пред Батюшкой-Царем? [Не священники ли ваши отстояли в нашем крае веру православную и народность русскую?]

Они вместе с вами выходили против страшных басурман; они под охраной святого Креста вели вас на защиту родины и православной веры. Они вместе со своей паствой страдали в польскую панщину. Над ними, как и над православными [крестьянами], издевались и глумились польские магнаты и ксендзы. [Их и теперь мучают и сажают в тюрьмы в соседней нам Галиции.] Они благословляли ваших дедов 100 лет тому назад на борьбу в защиту дорогого нашего Отечества от вторжения двадесяти язык, приведённых Наполеоном в Россию. Они не покидали вас никогда во времена народных невзгод; не оставляли вас священники в самые тяжелые [тяжкие] минуты; не оставляйте и вы их! Видите сами, как озлобляются и восстают против православного пастыря, этого охранителя своего народа, враги Церкви Христовой. Станьте же и вы грудью, станьте на защиту своих пастырей!

Не смущайтесь злыми речами сектантов, позорящих ваших пастырей! Не приставайте вы при разговорах к сектантам и не осуждайте вместе с ними своего пастыря. Не спешите говорить: «наш священник недобрый, бессердечный и злой человек, и потому он нам не нужен». «Кто ты, что осуждаешь Божия раба?» (сравни Рим. 14 гл., 4 ст.). Разве ты добр, разве ты справедлив, разве ты милостив? Всмотрись лучше в свою жизнь и в жизнь твоего священника. Не сделался ли поневоле здесь пастырь злым, недобрым и бессердечным? Он явился в приход молодым, добрым, отзывчивым; он отдал на служение [своей пастве] все свои силы, — и чем его иные отблагодарили?.. Признайся — не был ли и ты груб со священником, не был ли и ты ему неблагодарен, не оскорблял ли иногда и ты его? Не был ли ты причиной многих слез его? Проходят годы — а ты все более и более оскорбляешь, обманываешь и часто злословишь священника — и вот из доброго, смиренного, кроткого, милостивого священник делается желчным, раздражительным и недобрым. Сознайся, что и ты в этом виноват!

Дорогой брат! Вместо того, чтобы осуждать священника, вместо того, чтобы бежать от него и от Православной Церкви, лучше присмотрись к нему, к его жизни, и ты увидишь, что и он несчастный человек, что и он мучается и болеет душой за себя, за тебя и за всех вас. И если ты хорошо присмотришься к его жизни, если ты постараешься вникнуть в нее, то никогда у тебя не поворотится язык осудить его, никогда с твоих уст не слетит слово обиды и осуждения ему. Его и так много поносят. Его крест и так тяжел. «Меня гнали — и вас изженут; Меня поносили, и вас будут поносить», — вот удел священника, вот доля его! Не переходи же ты на сторону врагов православного духовенства!

Священники суть твои исконные друзья, будь же и ты их другом!