Святой апостол Павел неоднократно в своих посланиях обращался к верующим с просьбою молиться «за него». «Умоляю вас, братия, — пишет он Римлянам, — Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (15 гл., 30 ст.). О том же апостол просит и других христиан: «братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5 гл., 25 ст.); «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением всех святых и о мне» (Ефес. 6 гл., 18–19 ст.). Если такой великий угодник Божий, как апостол Павел, признает всю важность для себя молитв верующих, то какую же нужду в молитвах святых за нас имеем мы, слабые в борьбе с искушениями и ежечасно согрешающие! Много может у Господа и наша слабая молитва друг за друга, но еще более — молитвы святых угодников Божиих, которые непрестанно ходатайствуют за нас пред престолом Всевышнего. Верование в ходатайство за нас святых праведников издревле существует в Православной Церкви и имеет прочные основания в Божественном откровении.

Однако есть много таких людей, которые, по своему духовному ослеплению, не видят истины древнего верования Церкви в ходатайство святых и потому отвергают это ходатайство. Желая вразумить этих людей и православных предохранить от их заблуждения, покажем здесь те основания, на которых утверждается учение Православной Церкви о спасительном ходатайстве за нас святых пред Господом. Апостол Павел свидетельствует, что между Церковью земною и небесною существует теснейшая связь и единство, ибо и та, и другая Церковь имеют одну главу — Иисуса Христа, Которого Бог-Отец «посадил одесную Себя на небесах... и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его», — «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Ефес. 1 гл., 20, 22-23 ст.; Филипп. 2 гл., 10 ст.). Значит — и та, и другая Церковь составляют одно великое тело духовное, которое, начинаясь на земле, кончается на небе, а потому члены этих Церквей, т. е. мы, живущие на земле, и праведники, обитающие на небе, имеем между собою тесную духовную связь. Об этом ясно апостол говорит верующим: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12 гл., 22-23 ст.). «Вы... сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2 гл., 19 ст.). Поэтому слова апостола Павла о том, что Церковь есть тело, имеющее главою Хориста, а верующие суть члены его, находящиеся в самом тесном общении друг с другом (1 Кор. 12 гл., 12 ст.; Ефес. 5 гл., 23 ст.), относятся не к воинствующей только на земле Церкви Христовой, а и к торжествующей Церкви на небеси; та и другая составляют одно нераздельное тело. Но как в обыкновенном теле члены его находятся в тесной связи между собою, заботятся друг о друге, так и в теле духовном — между членами Церкви земной и небесной должно быть самое тесное общение. Святые небожители, как сочлены наши во Христе, сочувствуют нам духовно, радуются и сострадают с нами и помогают нам. Об этом ясно засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в следующих словах: «радость бывает у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся»  (Лук. 15 гл., 10 ст.). Следовательно, ангелы Божии, а равно и ангелоподобные души праведников (Марка 12 гл., 25 ст.) знают о наших действиях и принимают в нас великое участие, выражающееся, без сомнения, не одною радостью о нашем спасении, но и сильным содействием ему или ходатайством о нём пред Богом. Священное Писание представляет нам немало примеров, свидетельствующих, что молитвы праведных людей, даже ещё при их земной жизни, принимаются Богом, и Господь отпускает согрешения тем, за кого молятся эти праведники. Так согрешил некогда против Авраама Авимелех, и Господь, обличив его во грехе, не тотчас прощает, а поручает ходатайству праведного, хочет, чтобы молитву о кающемся принес Ему оскорбленный праведник: «ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20 гл., 7 ст.). Согрешили пред Богом друзья Иова, и Господь повелевает им просить молитвы за себя у этого праведника. «Пойдите, — сказал Господь, — к рабу Моему Иову»... и он «помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» (Иов. 42 гл., 8 ст.). И во времена христианские молитва друг за друга была весьма употребительна и приносила большую пользу. В книге Деяний апостольских рассказывается, что, когда апостол Петр был заключен в темницу и христиане усердно молились за него, Бог услышал их молитву и послал ангела освободить апостола из темницы (Деян. 12 гл., 5, 7–10 ст.). Святые апостолы, твердо веря в силу взаимной молитвы, и, наставляя верующих вообще молиться друг за друга, особенно внушали им, что «много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5 гл., 16 ст.).

Но, может быть, люди, отвергающие ходатайство святых угодников, возразят, что в приведенных нами примерах говорится о молитве святых людей, обитавших на земле, а не переселившихся на небо? На это мы ответим, что, если и во время земной жизни молитва святых людей имела великую силу, то тем более «может молитва праведных», перешедших в жизнь небесную, ибо, победив плоть и мир, представ престолу Господа в славе небесной, как други и избранные Его, они с большим дерзновением будут ходатайствовать за нас, и ходатайство их будет иметь большую силу. И, действительно, Св. Писание представляет нам ясные свидетельства о том, что святые угодники, и по отшествии от земли, не перестают молиться за нас пред Богом, и что эти молитвы угодны Богу и спасительны для человека. О таком ходатайстве пред Богом праведников за грешников повествуется во второй Маккавейской книге, — говорится, что благочестивый Иуда Маккавей пред битвою с Никанором видел в откровении давно умершего первосвященника иудейского Онию, усердно молящегося за народ еврейский; а потом явился другой муж, о котором Ония сказал: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Божий пророк» (2 Макк. 15 гл., 12–16 ст.). Верование в ходатайство святых пред Богом, по отшествии их на небо, ясно выражается и в молитвах ветхозаветной Церкви, начинающихся, сопровождающихся и оканчивающихся воспоминанием праотцев — Авраама, Исаака и Иакова. Одушевлённый такою верой, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1 Паралип. 29 гл., 18 ст.), очевидно, прося Господа услышать его молитву, ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего и Израиля, святого Твоего» (Дан. 3 гл., 35 ст.).

В Новом Завете апостол Петр очень ясно обещает и по отшествии из телесной храмины, т. е. после смерти, не прекращать своего попечения пред Богом о присных по вере (2 Петр. 1 гл., 13-15 ст.). И что это попечение святых о нас действительно не прекращается после их смерти, о том ясно свидетельствует св. Иоанн Богослов в своем Откровении. «Я видел, — говорит он, как — пришел ангел и стал пред жертвенником, держа золотую  кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Откр. 8 гл., 2–4 ст.). Очевидно, что святые небожители ходатайствуют за нас пред Богом. Старцы, окружающие престол Всевышнего, возносят молитвы Ему, конечно, не о своём спасении, которого они уже достигли, а о нас и нашем спасении, к которому мы только стремимся. Наконец, вспомним, братия, притчу Спасителя о богатом и Лазаре. Богач, находясь в адских муках, молит Авраама послать на землю Лазаря для предостережения братьев его, дабы и они не подверглись, подобно ему, мучениям. Если этот, осуждённый за жестокосердие свое грешник, так милосердует о братьях своих и молится о них, то, без сомнения, ещё сострадательнее к нам святые Божии и еще усерднее молятся за нас, живущих на земле.

Как могут ходатайствовать о нас святые, — возражают неправомыслящие, — если они не всеведущи и, следовательно, не знают нужд наших? Но ведь слово Божие свидетельствует, что праведники еще во время земной жизни нередко дивно прозирали духом своим и не только проникали в сокровенные мысли людей, но даже созерцали и отдаленнейшие события, имеющие последовать в веках грядущих (Деян. 5 гл., 3–4 ст.; 4 Цар. 5 гл., 21-26 ст.; 6 гл., 8–12 ст.; Дан. 7 гл., 1–28 ст.); поэтому судите, не более ли они способны видеть нужды и слышать прошения наши, когда пребывают во свете лица Божия?

Не для чего, — возражают далее неправомыслящие, — прибегать к ходатайству святых, так как Бог знает нужды наши прежде прошения нашего. Но если рассуждать так, то, значит, и совсем молиться не нужно? А между тем Сам Господь заповедал нам: «просите, и дано будет вам» (Мф. 7 гл., 7 ст.); Сам Он оставил нам и образец молитвы (Мф. 6 гл., 9-13 ст.), а святые апостолы заповедуют нам «непрестанно молиться друг за друга» (1 Фес. 5 гл., 17 ст.; Иак. 5 гл., 16 ст.). Значит, молитвы наши к Богу и святым Его весьма нужны и полезны. Хотя Бог, по благости Своей, и готов даровать нам все нужное и, действительно, многое дарует прежде прошения нашего, но по правосудию Своему, Он являет помощь Свою тем, которые достойны ее; а кто из нас может похвалиться своим достоинством пред Богом, кто может сказать о себе, что он всегда ходит пред очами Господа достойно звания своего? (Ефес. 4, 1). Все мы грешны пред Богом, все уклонились от пути Его и погрязли во грехах, а потому не смеем надеяться, чтобы Он услышал наши молитвы, и прибегаем к молитвам и предстательству за нас святых, ибо «очи Господни призирают на праведных, и уши Его внемлют их молитве» (Псал. 33 гл., 16 ст.); Он «исполняет во благих» желания только избранных Своих и ради их только ходатайства не отвергает молитвы грешных.

Сколько любви самой возвышенной и искренней проявили святые угодники во время своей земной жизни к ближним своим! Они одного только просили у Господа, чтобы все, искупленные «драгоценною кровию Христа», соделались вместе с ними участниками славы и блаженства, они готовы были своим спасением жертвовать для спасения  ближних (Рим. 9 гл., 3 ст.). Те же чувства питают к нам они и на небесах, когда их собственные надежды и желания обрели уже покой свой у Господа, непрестанно молятся о нас, их только молитвами продолжает хранить нас и миловать Господь, и грядущие бедствия последних времен прекратятся, по словам Спасителя, их же предстательством ко Господу: «ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24 гл., 22 ст.). Итак, будем всегда с верой прибегать к святым и молить их ходатайства за нас пред Богом;  будем взывать к ним, да молят Бога о подкреплении нас, немощных, в подвигах веры и благочестия, наипаче же — о  восстановлении единства веры и мира церковного, нарушенного нашими заблудшими братьями.