Не раз слышали вы, православные, как сектанты толкуют 23 главу Евангелия от Матфея. Это самое излюбленное ими место. Редкая беседа православных с сектантами проходит без того, чтобы последние не сказали православным: «Все зло у вас (православных) от ваших священников. Иисус Христос это знал и вот слушайте, что Он сказал о них», — и сейчас же начинается самое беззастенчивое и ложное толкование главы 23 Евангелия от Матфея.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (2 ст.). Вот кто ваши пастыри, — восклицают сектанты, — книжники они и фарисеи, те самые, кому Спаситель далее говорит: «горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры».

Но не смущайтесь, православные люди, таким сектантским толкованием; вы только повнимательнее вслушайтесь в их слова.

На кого сектанты мечут горы? Кого они ругают? Православных священников. А разве православные священники сидят на Моисеевом седалище? Разве Моисей был священником? Нет, не Моисей, а Аарон был священником (Евр. 7 гл., 11 ст., сравни Исх. 28 гл., 1 ст.). Моисей же был вождем народа еврейского, пророком и законописателем. Потому и православные пастыри никак не могут сидеть на Моисеевом седалище, ибо они и не пророки и не писатели закона.

Да что слова — «на Моисеевом седалище...» вообще к священникам не относятся, не только к православным, но и к еврейским, современным Христу — это видно из дальнейших слов этой речи Спасителя — «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (23 ст.). Разве священники кому-либо обязаны давать десятину своего добра? Наоборот, им то, ветхозаветным священникам, еврейский народ должен был давать десятину всего (Евр. 7 гл. 1–2 ст., сравни Лев. 27 гл., 32 ст.).

Уже одного этого объяснения достаточно, чтобы понять произвольность и неверность сектантского толкования настоящей главы, ибо, если в ней идет речь не о священниках, сидевших или сидящих на седалище Аарона или новозаветного Мелхиседека Христа, а о еврейских книжниках и законниках, писавших еврейский закон: талмуд и проч., то что бы там ни говорилось — к православным пастырям то не относится.

Но дабы показать еще более ложь в толковании сектантами настоящей главы, мы рассмотрим ее всю — по порядку.

— Вот вы говорите, — скажем мы сектантам, — что книжники и фарисеи — это православные пастыри. Если это так, то выходит, что вы сами говорите против себя, обличая себя в неисполнении слов Христа. В 3 стихе Спаситель говорит: «итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте».

Скажите, сектанты, по совести — слушаете ли вы православных пастырей и соблюдаете ли вы их веления? Наоборот; вы их поносите, ругаете и прячетесь от них. А ведь и по-вашему выходит, что православных пастырей нужно слушаться и учение их исполнять. Но этого вы не делаете и тем обличаете самих себя, принимая из слов Спасителя только то, что вам нравится, и, не исполняя того, что вам не по вкусу.

Но послушаем лживые сектантские толкования дальше, дабы еще обличить их зломудрие.

Читая 5-й стих, они восклицают обыкновенно: «Да это разве не о православных пастырях? Разве не они носят длинные одежды, разве не у них широкие рукава — эти фарисейские «воскрилия»? Конечно, они! О них Спаситель сказал: «берегитесь любящих носить длинные одежды» (Марка 12 гл., 38 ст.), потому-то и мы сторонимся и избегаем их, и учения их не принимаем».

Но эти слова не выдерживают уже никакой критики.

Да если стать на сектантскую точку зрения, то выйдет, что русских православных священников нужно беречься, а заграничных — тоже православных, но только носящих одинаковую со всеми одежду, и избегать не следует. Однако так сектанты и не учат и не делают; для них одинаково ненавистны как русские православные священники, носящие длинные рясы, так равно и заграничные православные пастыри, одевающиеся по-светски.

Кроме того у священнических одежд православного пастыря с еврейскими хранилищами и воскрилиями нет никакого сходства. Это знает всякий, кто хотя раз видел еврейское «богомилье» и «таллас» с кистями.

Также напрасно сектанты относят к православным пастырям и слова 6-го стиха, ибо священники Православной Церкви никогда не председательствуют в еврейских синагогах. Если же в общественных собраниях православные священники и занимают почетные места, то не из гордости и тщеславия, а в угоду своим благочестивым пасомым, памятующим заповедь апостола: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5 гл., 17 ст.).

Но ничто из разбираемой главы не нравится так сектантам, как следующие слова Иисуса Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (8, 9, 10 стихи).

Прочитав эти слова, сектанты и говорят: «Сам Спаситель сказал, что никто и никого не должен называть своим отцом, учителем или наставником, а вот у православных существуют и наставники, и учителя, и отцы духовные. Как же это так?»                                     

Мы спокойно выслушаем эти сектантские речи и спросим их: Так, по-вашему, только одного Иисуса Христа можно называть Учителем, Отцом и Наставником и больше никого? А что, если мы от Св. Писания обличим вас во лжи?.. Читайте, например, 28-й стих 12-й гл. из 1-го послания апостола к Коринфянам: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями...». В другом месте сам апостол Павел говорит о себе, что он поставлен «учителем» язычников (2 Тим. 1 гл., 11 ст.). Итак, вы, сектанты, говорите, что никого на земле нельзя называть учителем, кроме Иисуса Христа, а апостол Павел этим именем называет и себя, говоря, что учителей в Церкви поставил сам Бог. Кому же после этого верить — вам ли, сектанты, или апостолу Павлу?

А вот, слушайте еще: По-вашему и отцом нельзя называть никого, кроме Бога, а по апостолу Иоанну отцами духовными можно называть и людей: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1 посл. 2 гл., 13 ст.).

И апостол Павел говорит: «Я, Павел старец, прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих (духовно)» (Филим. 1 гл., 9, 10 ст.). Значит, апостол себя считает его отцом.

Опять выходит, как по-сектантски нельзя называть, так евангелисты и апостол называют. Или сектанты говорят: «нет у нас иного Наставника, кроме Христа», а апостол Павел заповедует: «поминайте наставников» (Евр. 13 гл., 7 ст.). Не сказал апостол — поминайте единого вашего наставника Христа, а (многих) наставников ваших, «которые проповедовали вам слово Божие». Значит, по учению апостола не только можно, но и должно своих духовных учителей называть наставниками.

Итак, обличение сектантами православных пастырей в том, что последние называют себя учителями, отцами и пастырями, неосновательны, ибо такими точно словами называют апостолы не только самих себя» (1 Кор. 4 гл., 15 ст., 1 Иоан. 2 гл., 13 ст., Евр. 13 гл., 17 ст., 2 Тим. 1 гл., 12 ст.), но и своих преемников — пастырей Православной Церкви.

Но, быть может, кто-либо спросит — как же в таком случае примирить слова апостолов со словами Иисуса Христа? Иисус Христос говорит, что именами Учителя, Отца и Наставника люди не должны называть никого, кроме Бога, а апостолы этими же словами, вопреки, как будто, приказанию Спасителя, называют и самих себя и других проповедников христианства. Не будет ли тут нарушения воли Божией? Никто да не подумает так, ибо никогда учение апостолов не может противоречить словам Спасителя. Чему учил Иисус Христос, тому же учили и Его апостолы.

Но чтобы нам не виделось противоречия в учении апостолов с Христовым учением, для этого во все время чтения разбираемой нами главы нужно памятовать начальные слова сей главы: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим» (1 ст.) (т. е. тем, которые были около Него). Если мы хотя на минуту забудем эти слова, то тогда многое для нас будет не ясно. В том то и дело, что одно из этой главы нужно относить к народу, а другое к апостолам.

Если же мы согласимся с толкованием сектантов, что вся глава приложима только к еврейским людям, то тогда придется согласиться и с тем лживым, богопротивным мнением, что апостолы не исполняли слов Христовых, призывая весь христианский мир почитать себя за учителей (2 Тим. 1 гл., 11 ст.), отцев (1 Иоан. 2 гл., 13 ст.) и наставников (Евр. 13 гл., 17 ст.). А ведь это может допустить только тот, в ком самом не осталось уже и доли истины.

Следовательно, при чтении настоящей главы нужно разбирать, что должно относить к апостолам и что к народу.

Конечно, без всякого затруднения поймет каждый, что первые стихи этой главы были обращены к народу, для которых книжники и фарисеи еврейские все-таки оставались еще руководителями и наставниками; к апостолам же, у которых был наставником сам Христос, слова: «все, что велят вам (фарисеи и книжники) соблюдать, соблюдайте и делайте» (ст. 3), — отнести ни в каком случае нельзя. Очевидно, что здесь идет речь к еврейскому народу об его руководителях. Указывая на их недостатки и пороки, Христос Спаситель Свою речь от ветхозаветных народных руководителей переносит на своих преемников – руководителей новозаветного Израиля.

И вот, противопоставляя своим апостолам еврейских книжников и фарисеев, Спаситель как бы так говорит им: «не уподобляйтесь же вы им. Не будьте такими гордецами и лицемерами. Не полагайте цели своей жизни и проповеди, как фарисеи, в гордости и тщеславии. Не гоняйтесь за тем, чтобы вас величали учителями, отцами или наставниками, ибо сами по себе вы ничто, все же, что вы имеете, получили от Бога, Который для вас и Учитель, и Наставник, и Отец. Особенно же это памятуйте в отношениях друг к другу. Не думай никто из вас, что ты лучше или больше другого Моего ученика. Не думай, что ты наставляешь других апостолов. Не ищи ты и первенства между ними, как это делали некоторые из вас (Мф. 20 гл., 20–28 ст.). Кто же между вами хочет быть первым, тот пусть будет всем слуга».

Вот, если мы так поймем настоящие слова Спасителя, как и должно их понимать, тогда не будет никакого противоречия в писаниях апостолов и словах Христа. Да, это толкование единственно-истинное, содержащееся в Православной Церкви от Самого Христа, ибо от Самого Христа православные пастыри именовались и наставниками, и учителями, и отцами.

В заключение обратим внимание на последние стихи этой главы. Кому мало еще доказательств, что в настоящей главе не содержатся пророчества о православных пастырях, тот пусть прочитает следующие слова: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не восхотели! Се оставляется дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне» (ст. 35–39). Все это относится, конечно, к ветхозаветным законникам и фарисеям и ничуть не к православным пастырям. Скажите, когда это православные пастыри убили Захарию, да еще между храмом и жертвенником, т. е. в еврейском храме? (При том в православном храме жертвенник стоит в самом храме, в еврейском — около храма). Это последнее уже окончательно обнаруживает всю натянутость и лживость в толковании сектантами настоящей главы. Преследуя свою преступную цель — опорочить православных пастырей и подорвать их авторитет в глазах простого народа, они не постеснялись отнести те слова Христа, которые, как мы уже видели, к православным священникам никак нельзя отнести, ибо и сказаны они были Спасителем не как пророчество о будущих своих преемниках, а в обличение современных Ему книжников и фарисеев еврейского народа, при содействии предков которых действительно был убит во дни царя Иоаса между храмом и жертвенником Богом посланный пророк Захария (2 Пар. 24 гл., ст. 20–22).

Если же согласимся, что и здесь идет речь о православных пастырях, то тогда придется согласиться и с тем, что Иисус Христос обвиняет православных пастырей в несовершенном ими преступлении.

Вот, какова ненависть сектантов к нашим пастырям! Ни перед чем они не останавливаются, и ложь, и обман, и неправильное толкование святейших слов Христовых — все в ходу у них, лишь бы поселить в православной среде вражду и нелюбовь.

Но не слушайте их, православные христиане! Помните, что сектанты так говорят на православных пастырей потому, что те мешают им создавать свои богомерзкие общества и делаться в них наставниками.

Но будет время, когда они ответят за все перед Богом, ответят они и за то, что покинули свою мать — Православную Церковь, что поносили ее верных служителей — православных пастырей, и особенно за то, что дабы прельстить в свою богомерзкую ересь простодушных и доверчивых православных христиан, подобно отцу своему диаволу (Мф. 4 гл., 6 ст.), извращали слова Божии по своему желанию.