Сектанты осуждают Православную Церковь за то, что она принимает в свое общение и грешников.

«Если у нас, — говорят они, — брат согрешит и не исправится, то мы его исключаем из церкви, а у вас этого нет. У вас в церкви и воры, и прелюбодеи, и пьяницы, и все они приходят к причастию. А ведь так не должно быть; в Церкви Божией должны быть только святые, ибо и церковь по слову апостола «свята» (Еф.  5 гл., 27 ст.).

На это нужно сказать вот что. Согрешающего брата Православная Церковь потому не отлучает, что и он для нее дорог. Церковь не есть только карающее и стро­гое Христово общество, но и любящая Мать. И как Мать, она всегда употребляет все возможные меры, чтобы согрешающего своего сына привести к исправле­нию. А ведь где, как не в Православной Церкви, в которой одной только даровано «все яже к животу» (2 Петр. 1 гл., 3 ст.), он может получить силы для борьбы со злом и к собственному исправлению? По слову Спаси­теля, только в союзе с Ним человек может тво­рить добро (Иоанна 15 гл.). Но если Православная Церковь лишит своего согрешающего сына этого союза, то тогда он, не имея в себе самом сил к добру (Рим. 7, ст. 14–25), окончательно падет и погибнет. И потому только от­чаянных грешников-еретиков, хулителей Бога и пра­вославной веры Церковь отлучает от себя и то не сразу, а после нескольких увещаний и убеждений раскаяться. Остальных же своих, хотя и грешных чад любящая  Мать — Православная Церковь — не отлучает от себя, как лишенное христианской любви общество, и не гонит от себя, но, подобно доброму пастырю, ходит за ними, ищет их, зовет их к Себе, радуясь их раскаянию и подавая им благодатные силы к совер­шенствованию в добре.

Таким образом, в истинной Христовой Православ­ной Церкви на ряду с добрыми истинными сынами ее живут и пасынки, т. е. те, которые нарушают ее за­поведи, оскорбляют ее, но которые, как гнилая пше­ница или плевелы, по слову Спасителя, должны суще­ствовать в ней на ряду с доброй пшеницей до Страш­ного суда (Мф. 13 гл., 30 ст.).

Что же касается возражения сектантов, что раз в Православной Церкви есть и грешники и потому она уже перестает быть истинной Церковью и, по слову апостола, святою (Еф. 5 гл., 27 ст.), то относительно этого нужно сказать, что слово «святой» не значит «безгрешный». В Священном Писании часто словом «святой» обозначается выделенный, посвященный Богу, а не безгрешный. Один только Бог на­зывается святым в смысле безгрешности; в осталь­ных же случаях, когда это слово к кому-либо прила­гается, то не в смысле безгрешности, а, как мы сказали, в смысле посвященности Богу. Вот почему в Слове Божием не раз можно встретить такие выражения: храм святой (Пс. 5 гл., 8 ст.), место святое (И. Нав. 5 гл., 15 ст.), вода святая (Числ. 5 гл., 17 ст.), день святой (Неем. 8 гл., 9 ст.), гора святая (2 Петр. 1 гл., 18 ст.). Не скажут же сектанты, что храм, вода или день безгрешный, ибо они гре­шить не могут, почему и не может быть гора святая и вода грешная. Из всего этого ясно видно, что словом «святой» в Священном Писании не всегда обозначается безгреш­ный, а потому, если Апостол сказал, что Церковь свята, то это не значит, что в ней не должно быть грешников.

Раскроем первое послание апостола Павла к Коринфянам. Здесь апостол пишет: «Павел, волею Божиею призванный апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 гл., 1–2 ст.). Если мы начнем думать по-сектантски, что апостол здесь обращается к безгрешным людям, то что мы скажем на следующие слова того же послания: «А вы, когда имеете тяжбы, поста­вляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою» (1 Кор. 6 гл., 4–8 ст.)? Что это за безгрешные люди, что они судятся между собою, да еще и отнимают друг от друга? Тут уже не может быть никакого сомнения, что Апо­стол, хотя и называет Коринфян святыми, но и сам не считает их безгрешными, да и нам не дает ровно никакого повода считать Коринфян безгрешными. Наоборот, он обличает их, как грешников, обижаю­щих друг друга и судящихся друг с другом. Однако же они не были отлучены от церкви, и одного только  кровосмесника, который совершил величайший грех, сойдясь со своею матерью, только его одного апостол отлучает от Церкви. Следуя этому, и апостоль­ская Православная Церковь только особенно тяжких грешников предает отлучению. И как Православная Христова Церковь во время апостолов была святой, не­смотря на то, что в среде ее были грешники, такою же святою остается она и теперь, несмотря на то, что мно­гие из ее членов грешны. Ибо Церковь свою святость заимствует не от чад своих и не потому она свята, что чада ее безгрешны, а потому, что глава ее — Хри­стос свят и безгрешен. Да если бы мы согласились со словами сектантов, что в Христовой Церкви не дол­жно быть грешников, то дошли бы до величайшей и богопротивной ереси, дошли бы до ереси, что Церкви Христовой на земле нет, и что слова Христа: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16 гл., 18 ст.) и «Аз с вами до скончания века» (Мф. 28 гл., 20 ст.), — эти слова не исполнились. Ибо раз в Церкви должны быть самые безгрешные, то где нам найти этих безгрешных, когда даже апостолы, которые уже во всяком случае лучше нас, и те говорят: «все мы много согрешаем» (Иак. 3 гл., 2 ст.); не сказал апостол язычникам, что вы, но и мы, т. е. все, даже истинные христиане и сам апостол — все согрешают? Другой же апостол говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согре­шили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1 гл., 8–10 ст.), а апостол Павел гово­рит, что он не только иногда грешит, но чувствует, что в нем самом всегда живет грех (Рим. 7 гл., 14–24 ст.). Итак, если апостолы свидетельствуют о своем грехе, то что уже нам говорить о себе. Разве мы мо­жем равняться с апостолами? А если так, если мы хуже апостолов или даже такие, как апостолы, что гордецы-сектанты иногда и говорят (хотя чудес, какие тво­рили апостолы, не творят), то все-таки мы грешны и, по учению сектантов, не можем составлять Христовой Цер­кви. Итак, нужно признать, согласно словам сектантов, что Церкви Божией на земле не существует. Вот до чего может дойти горделивый ум сектанта, который хотя и читает слово Божие, но, по свидетельству апостола Петра, «превращает его к собственной своей погибели» (2 Петра 3 гл., 16 ст.).  

Нет, братья, в Церкви Христовой всегда были грешники, ибо для того и основал ее Иисус Христос, чтобы спасти погибающих, грешных, а не самообман­чивых гордецов-сектантов. «Не здоровые (гордецы, считающие себя безгрешными), — сказал Иисус Христос, — имеют нужду во враче (Спасителе), а больные (сми­ренные грешники)» (Лк. 5 гл., 31 ст.). Не будьте и вы, братья, гордецами-праведниками, не говорите, что у вас мало грехов или что у вас их нет. Есть они и очень много, так у вас их много, что вы даже их не помните и не сосчи­таете. Есть их также много или даже еще больше и у сек­тантов, но они не хотят сознаться в этом — сатанин­ская гордость не позволяет им этого. И если они по своей гордости делают добрые дела, то тем более вы, истинные православные христиане, делайте добро и из­бегайте зла. Не думайте, что вы станете еще на земле без­грешными, нет, но не забывайте и того, что предста­нете пред Страшным судом и дадите Богу ответ­ в том, что вы сделали. Как сектанты осудятся за свое горделивое превозношение, так осудитесь и вы, если, хотя и будете считать себя грешниками, но не бу­дете стараться стать лучшими и Богу угодными.