Сектанты осуждают Православную Церковь за то, что она принимает в свое общение и грешников.
«Если у нас, — говорят они, — брат согрешит и не исправится, то мы его исключаем из церкви, а у вас этого нет. У вас в церкви и воры, и прелюбодеи, и пьяницы, и все они приходят к причастию. А ведь так не должно быть; в Церкви Божией должны быть только святые, ибо и церковь по слову апостола «свята» (Еф. 5 гл., 27 ст.).
На это нужно сказать вот что. Согрешающего брата Православная Церковь потому не отлучает, что и он для нее дорог. Церковь не есть только карающее и строгое Христово общество, но и любящая Мать. И как Мать, она всегда употребляет все возможные меры, чтобы согрешающего своего сына привести к исправлению. А ведь где, как не в Православной Церкви, в которой одной только даровано «все яже к животу» (2 Петр. 1 гл., 3 ст.), он может получить силы для борьбы со злом и к собственному исправлению? По слову Спасителя, только в союзе с Ним человек может творить добро (Иоанна 15 гл.). Но если Православная Церковь лишит своего согрешающего сына этого союза, то тогда он, не имея в себе самом сил к добру (Рим. 7, ст. 14–25), окончательно падет и погибнет. И потому только отчаянных грешников-еретиков, хулителей Бога и православной веры Церковь отлучает от себя и то не сразу, а после нескольких увещаний и убеждений раскаяться. Остальных же своих, хотя и грешных чад любящая Мать — Православная Церковь — не отлучает от себя, как лишенное христианской любви общество, и не гонит от себя, но, подобно доброму пастырю, ходит за ними, ищет их, зовет их к Себе, радуясь их раскаянию и подавая им благодатные силы к совершенствованию в добре.
Таким образом, в истинной Христовой Православной Церкви на ряду с добрыми истинными сынами ее живут и пасынки, т. е. те, которые нарушают ее заповеди, оскорбляют ее, но которые, как гнилая пшеница или плевелы, по слову Спасителя, должны существовать в ней на ряду с доброй пшеницей до Страшного суда (Мф. 13 гл., 30 ст.).
Что же касается возражения сектантов, что раз в Православной Церкви есть и грешники и потому она уже перестает быть истинной Церковью и, по слову апостола, святою (Еф. 5 гл., 27 ст.), то относительно этого нужно сказать, что слово «святой» не значит «безгрешный». В Священном Писании часто словом «святой» обозначается выделенный, посвященный Богу, а не безгрешный. Один только Бог называется святым в смысле безгрешности; в остальных же случаях, когда это слово к кому-либо прилагается, то не в смысле безгрешности, а, как мы сказали, в смысле посвященности Богу. Вот почему в Слове Божием не раз можно встретить такие выражения: храм святой (Пс. 5 гл., 8 ст.), место святое (И. Нав. 5 гл., 15 ст.), вода святая (Числ. 5 гл., 17 ст.), день святой (Неем. 8 гл., 9 ст.), гора святая (2 Петр. 1 гл., 18 ст.). Не скажут же сектанты, что храм, вода или день безгрешный, ибо они грешить не могут, почему и не может быть гора святая и вода грешная. Из всего этого ясно видно, что словом «святой» в Священном Писании не всегда обозначается безгрешный, а потому, если Апостол сказал, что Церковь свята, то это не значит, что в ней не должно быть грешников.
Раскроем первое послание апостола Павла к Коринфянам. Здесь апостол пишет: «Павел, волею Божиею призванный апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 гл., 1–2 ст.). Если мы начнем думать по-сектантски, что апостол здесь обращается к безгрешным людям, то что мы скажем на следующие слова того же послания: «А вы, когда имеете тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою» (1 Кор. 6 гл., 4–8 ст.)? Что это за безгрешные люди, что они судятся между собою, да еще и отнимают друг от друга? Тут уже не может быть никакого сомнения, что Апостол, хотя и называет Коринфян святыми, но и сам не считает их безгрешными, да и нам не дает ровно никакого повода считать Коринфян безгрешными. Наоборот, он обличает их, как грешников, обижающих друг друга и судящихся друг с другом. Однако же они не были отлучены от церкви, и одного только кровосмесника, который совершил величайший грех, сойдясь со своею матерью, только его одного апостол отлучает от Церкви. Следуя этому, и апостольская Православная Церковь только особенно тяжких грешников предает отлучению. И как Православная Христова Церковь во время апостолов была святой, несмотря на то, что в среде ее были грешники, такою же святою остается она и теперь, несмотря на то, что многие из ее членов грешны. Ибо Церковь свою святость заимствует не от чад своих и не потому она свята, что чада ее безгрешны, а потому, что глава ее — Христос свят и безгрешен. Да если бы мы согласились со словами сектантов, что в Христовой Церкви не должно быть грешников, то дошли бы до величайшей и богопротивной ереси, дошли бы до ереси, что Церкви Христовой на земле нет, и что слова Христа: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16 гл., 18 ст.) и «Аз с вами до скончания века» (Мф. 28 гл., 20 ст.), — эти слова не исполнились. Ибо раз в Церкви должны быть самые безгрешные, то где нам найти этих безгрешных, когда даже апостолы, которые уже во всяком случае лучше нас, и те говорят: «все мы много согрешаем» (Иак. 3 гл., 2 ст.); не сказал апостол язычникам, что вы, но и мы, т. е. все, даже истинные христиане и сам апостол — все согрешают? Другой же апостол говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1 гл., 8–10 ст.), а апостол Павел говорит, что он не только иногда грешит, но чувствует, что в нем самом всегда живет грех (Рим. 7 гл., 14–24 ст.). Итак, если апостолы свидетельствуют о своем грехе, то что уже нам говорить о себе. Разве мы можем равняться с апостолами? А если так, если мы хуже апостолов или даже такие, как апостолы, что гордецы-сектанты иногда и говорят (хотя чудес, какие творили апостолы, не творят), то все-таки мы грешны и, по учению сектантов, не можем составлять Христовой Церкви. Итак, нужно признать, согласно словам сектантов, что Церкви Божией на земле не существует. Вот до чего может дойти горделивый ум сектанта, который хотя и читает слово Божие, но, по свидетельству апостола Петра, «превращает его к собственной своей погибели» (2 Петра 3 гл., 16 ст.).
Нет, братья, в Церкви Христовой всегда были грешники, ибо для того и основал ее Иисус Христос, чтобы спасти погибающих, грешных, а не самообманчивых гордецов-сектантов. «Не здоровые (гордецы, считающие себя безгрешными), — сказал Иисус Христос, — имеют нужду во враче (Спасителе), а больные (смиренные грешники)» (Лк. 5 гл., 31 ст.). Не будьте и вы, братья, гордецами-праведниками, не говорите, что у вас мало грехов или что у вас их нет. Есть они и очень много, так у вас их много, что вы даже их не помните и не сосчитаете. Есть их также много или даже еще больше и у сектантов, но они не хотят сознаться в этом — сатанинская гордость не позволяет им этого. И если они по своей гордости делают добрые дела, то тем более вы, истинные православные христиане, делайте добро и избегайте зла. Не думайте, что вы станете еще на земле безгрешными, нет, но не забывайте и того, что предстанете пред Страшным судом и дадите Богу ответ в том, что вы сделали. Как сектанты осудятся за свое горделивое превозношение, так осудитесь и вы, если, хотя и будете считать себя грешниками, но не будете стараться стать лучшими и Богу угодными.