Все христиане, по слову Спасителя (Мф. 28 гл., 20 ст.) должны знать все Божественное Его учение. А так как часть Божественного откровения содержится в Священном Писании, то каждому христианину должно как можно чаще читать Священное Писание и поучаться в нем. И если к ветхозаветному человеку относились слова Спасителя: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Иоанна 5, 39), то этих слов не должен забывать новозаветный человек, для которого Священное Писание должно быть необходимо наравне с пищей и питьем.

Но, читая Священное Писание, христианин должен помнить, что никакого Божественного откровения нельзя разрешить самим собою, ибо всякое слово Божие написано по водительству Святого Духа. И если кто-либо вздумал своим ограниченным умом понять все Священное Писание, то он уподобится человеку, который вздумал бы перелить из моря всю воду в маленькую, выкопанную руками ямку. Божия воля — это море, а человек — это маленькая яма, которая едва-едва вмещает в себе несколько морских капель. Вот почему мудрый и святой пророк и царь Давид, возносясь мыслью к Величеству Божию, смиренно свидетельствует о себе, что он «червь, а не человек» (Пс. 21, 7). Итак, христианин, будучи маленькой песчинкой мирской, и не думай, принимаясь за священные книги Божия откровения, что в них все для тебя будет ясно. Не забывай того, что малое окно пропускает в комнату и мало света; чем меньше зеркало, тем меньше и видно в нем отраженных предметов; а твое зеркало души и ума так ничтожно, что, по сравнению с Существом Божиим, как червь земной теряется; не жди потому, чтобы в нем вполне отобразились все лучи, исходящие от Вездесущего и Всенаполняющего Бога.

Пред тобою, христианин, раскрыта книга — Святая Библия, — читай ее: читай с упоением, с наслаждением! Быть может, и много в ней ты не поймешь, не объяснишь своим умом; но и немало найдешь в ней для себя ясного и поучительного — и не одну святую минуту переживешь ты за чтением этой святой книги!

Но что — спросишь ты — делать мне, когда я не понимаю читаемого? Если, брат, читаемое для тебя неясно, то не унывай, а особенно не давай воли своему разуму в толковании читаемого. Не забывай, что Бог, давший тебе Священное Писание, прежде всего твой Отец, безмерно тебя любящий; следовательно, не для того Он дал тебе Святую Библию, чтобы ты ее никогда не мог понять, но для того, чтобы ты мог от нее путям Божиим поучиться. А посему, давши людям Священное Писание, в котором содержится часть Божественного откровения, Господь Бог дал им Священное Предание, которое заключает в себе остальную часть Божественного Откровения, и при помощи которого можно уразуметь то, чего мы своим собственным умом не разумеем. Итак, если ты чего-нибудь не разумеешь в Священном Писании, то обращайся к Священному Преданию, там ты найдешь объяснение неудобовразумительному месту Священного Писания. Если ты богат и горишь желанием иметь у себя хотя Священное Предание, то обратись к своему пастырю и он тебе даст список тех священных книг, в которые внесено неповрежденное Священное Предание. И вот тогда, имея у себя такого непогрешимого толкователя, как Священное Предание, ты уже безошибочно будешь понимать волю Божию и не попадешь на скользкий путь тех несчастных, которые отвергли Священное Предание, а потому и Священное Писание превращают (толкуют) к собственной своей погибели (2 Петр. 3, 16). Если же ты несостоятельный и не можешь приобрести даже малую часть Священного Предания, то вот тебе мой совет: если встретится тебе неудобовразумительное место, то не берись за то, что тебе не под силу — не толкуй его по-своему, но иди к своему пастырю, и он тебе объяснит труднопонимаемое. Я думаю, что ты сам знаешь, почему я отсылаю тебя к пастырю; во-первых — потому, что он на то поставлен, на то и учился, чтобы знать слово Божие; а во-вторых — и потому, что наверное у него ты найдешь божественную книжку, которая и объяснит тебе «неудобовразумительное» место Священного Писания. И только, брат, если ты будешь так, а не иначе поступать, если не будешь слишком надеяться на свой ограниченный ум, а будешь руководствоваться Священным Преданием, тогда все в Священном Писании для тебя будет ясно, и ты никогда не погибнешь в искусственно-расставленных сетях сектантства.

Не говори и не думай даже, что обращаться к священнику — стыдно. Так только сатанинская гордость внушает человеку, но ты знай, что учиться слову Божию у кого бы то ни было, а особенно у Богопоставленного священника никому и никогда не должно быть стыдно. Стыдно должно быть ругаться, божиться, безобразничать, а учиться Закону Божию всем: и богатому, и знатному, и ученому, и старцу только похвально.

Вот, послушай, православный, такой рассказ. В книге Деяний Святых Апостолов, в восьмой главе, стихах 26–39, повествуется следующее: По дороге из Иерусалима в Газу ехал вельможа Кандакии, царицы Эфиопской, и читал пророка Исаию. Дух Святый послал к нему апостола Филиппа, который спросил его: «разумеешь ли, что читаешь?» И что же сказал ему в ответ наученный, конечно, всякой мудрости, вельможа? «Как, — говорит он, — могу разуметь, если кто не наставит меня?» И просил Филиппа объяснить ему. И Филипп, взойдя на колесницу, стал учить его.

Вот, тебе, православный христианин, пример, достойный подражания; если князь и вельможа не считал для себя стыдом учиться у диакона Филиппа, то неужели ты посчитаешь для себя ненужным или стыдным поучиться у православного пастыря?

Итак, православные, молю вас, если вам дорого ваше спасение, если вы хотите стать ближе к Богу, если вы хотите исполнять волю Его, то как можно чаще читайте Святую Библию, а особенно Новый Завет!

Читая, вдумывайтесь в то, что читаете; если же чего-либо из прочитанного не понимаете, то для объяснения его смотрите в книги Священного Предания, если они имеются у вас (а покупайте их не иначе, как по выбору православного пастыря); если же их у вас нет, то непременно идите к своим пастырям, и те объяснять вам то, чего вы не могли понять.

На чтение Священное Писания смотрите, как на дело очень важное и для христианина необходимое, и принимайтесь за него не иначе, как с молитвой!

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси» (Затворник Георгий Задонский. Письма. Часть 2. 2.35).