Всем вам, христиане, известно, что в Ветхом Завете, т. е. до Христа, Богоизбранным народом был народ еврейский. Этот народ Бог в продолжение многих лет и веков сохранял и защищал от различных врагов. Его, например, Бог вывел из Египта; ему дал в пользование Ханаанскую, «текущую молоком и медом», землю и его неоднократно наделял Своими милостями. Этот народ, это семя Авраамово долгое время в своей жизни и вере руководствовалось законом и правилами, данными Богом еще отцам их: Аврааму, Исааку, Иакову и другим, и хранимыми в народной памяти, или, скажем другими словами, еврейский народ долгое время жил по Священному Преданию.
Но когда евреи стали изменять единому, истинному Богу, то для того, чтобы с нечестием евреев не исказилась Богом данная им вера, все то, что раньше хранилось в их Священном Предании, Моисей по приказанию Божию внес в особые книги, которые называются Священным Писанием. Кроме Моисея для еврейского народа Бог восставлял еще многих святых людей — пророков, которые являлись в те времена, когда особенно еврейский народ уклонялся от истинного Бога. Эти богодухновенные пророки не ограничивались только тем, что в проповедях учили и обличали вероломного Израиля, но и писали к нему свои письма, или послания. Такие письма после себя оставили, например, пророк Давид, царь Соломон, Иисус Навин, пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и некоторые другие праведные мужи.
Их боговдохновенные писания еще еврейская (тогда не отвергнутая Богом) церковь соединила в одну книгу — Библию.
В нашей же Библии, кроме святых книг, написанных до пришествия Христа, есть еще и книги, написанные и по пришествии Спасителя. И вот, дабы отличить первые от последних, мы, христиане — те книги, которые написаны до Христа, называем книгами Ветхого Завета, или кратко Ветхим Заветом; а те, которые после, — Новым Заветом. Но как Новый Завет, так и Ветхий Православная Церковь одинаково оберегает и признает одинаково важным и необходимым.
Конечно, о ненужности Нового Завета и речи не может быть, он необходим потому, что в нем содержится учение Христово, повествование об Его жизни и трудах, а также о жизни и трудах некоторых из Его учеников. Но почему для нас необходим Ветхий Завет? Ведь у нас нет ни обрезания, ни ковчега завета, ни кровавых жертв? Ветхий Завет необходим потому, что без него нам будет непонятен смысл многого из Нового Завета. В Новом Завете повествуется о том, как на землю сошел Единородный Сын Божий, как Он страдал, был распят и все это за людские грехи. А вот откуда эти грехи, кто причиной их — это мы узнаем только из книг Ветхого Завета. Так в Новом Завете часто говорится, что Бог сотворил человека и мир, и что до тех пор ничего не существовало; но как Бог сотворил мир, в какой последовательности и в сколько времени — это мы можем узнать только из Ветхого Завета.
Итак, христианин, помни, что для тебя необходим не только Новый Завет, но и Ветхий. Конечно, это не значит, что все то, что предписывалось Ветхим Заветом, обязательно и для тебя. Не значит это, что ты должен праздновать субботу, кущи, обрезываться и соблюдать многое другое, что соблюдают евреи; нет, принимая Ветхий Завет, нужно его только в той его части, которая не уничтожена Христовым учением.
Известно ведь всякому, что в Ветхом Завете многое носило характер пророческий, прообразовательный. Так, например, ветхозаветные кровавые жертвы были прообразом жертвы Христовой; обрезание было прообразом новозаветного крещения; ветхозаветное священство по чину Ааронову — новозаветным по Христу и т. п. Вот все то, что имело только временный, прообразовательный характер и могло существовать только до тех пор, пока прообраз его не исполнился. А раз событие какое-либо совершилось, то и прообраз его уже не нужен. Потому-то, принимая Священное Писание Ветхого Завета, Православная Церковь не принимает того, что с пришествием на землю Христа утратило свое значение.
Чего же нам, христиане, из Ветхого Завета не нужно, указывает Священное Писание Нового Завета. Так, в послании к Колосянам, во 2-й главе, 11–12 стихах говорится: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении». Из этих слов явствует, что в Новом Завете вместо обрезания должно быть крещение.
Вот потому-то, хотя мы и принимаем Ветхий Завет, но ни сами не обрезываемся, ни детей своих не обрезываем. Подобное ясное указание в Новом Завете имеем мы и против кровавых жертв. В послании к Евреям читаем: «Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе» (Евр. 10 гл., 5–9 ст.). Тут прямо и ясно апостол говорит, что Бог отменил первое, т. е. кровавые жертвы и установил второе, т. е. безкровную Христову жертву — Святое Причастие. На основании этих слов у нас приносится только безкровная жертва — Святое Причастие.
То же самое нужно сказать и о Ветхозаветной субботе, которой мы не празднуем потому, что, как мы уже сказали, она имела только прообразовательный, временный характер.
Суббота была установлена не в раю, как некоторые думают, а по выходе евреев из Египта и в воспоминание освобождения их от рабства. «Шесть дней работай и делай всякие дела, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему... и помни, что (ты) был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (и свято хранить его)» (Втор. 5, 13–15).
Но мы — христиане — не признаем субботы потому, что имеем более важный и славный день всемирного освобождения от диавола — день Христова воскресения, который и заменил для нас субботу. И эту замену Православная Церковь сделала не от себя, но во исполнение пророчества: «И знаменит у них будет день, в который Я прославлю Себя, — говорит Господь Бог» (Иез. 39 гл., 13 ст.).
То же самое нужно сказать и о замене ветхозаветного храма и священства; все же остальное, не уничтоженное Иисусом Христом, осталось и для новозаветного христианина. Сам Спаситель сказал, что Он пришел не нарушить Ветхий Завет, а исполнить (Мф. 5 гл., 17 ст.).
Потому-то и ты, православный, не пренебрегай Ветхим Заветом! Как можно чаще читай и его!
Из Ветхого Завета ты узнаешь о Всемилостивейшем Боге Творце и Промыслителе мира и человека. Из него же ты поймешь, как ты, сотворенный для счастья и блаженства, очутился на сей многострадальной, омытой кровью и слезами земле. Ветхий Завет примерами из жизни праведников научит и тебя, как угодить Богу, нести свой крест и удостоиться от Бога небесного славного царствия!