В настоящем своем слове мы разберём зломудрствование сектантов о том, что можно и не принадлежать к Христовой Церкви, ибо, говорят они, Сам Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».
Да, Христос говорил эти слова, и мы веруем, что где двое или трое собираются во имя Христово — там и Христос. Мы на основании Слова Божия исповедуем и ту истину, что на всяком месте Бог (Псал. 138 гл., 7–12 ст.), но это еще не значит, что все люди спасутся. Бог то на всяком месте, но не все люди соединяются с Богом и потому не все спасаются. Мы знаем из жизни даже и такие случаи, когда люди собирались и не во имя Божие, но все-таки с ними был Бог, удерживая, например, их от преступлений или наказывая их за оные. Таким образом, приводимые сектантами слова — «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я» — о ненужности Святой Церкви нисколько не говорят. А не говорят они о ненужности святой Церкви потому, что и сказаны они были не о Церкви, а о молитве. Что это так, поймет всякий, кто прочитает эту главу с 15-го, например, стиха. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь... Истинно говорю, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего-бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я». По прочтении всего этого не может быть и речи о том, что словами — «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я» — уничтожается Богом же учрежденная Церковь, ибо во всем вышесказанном говорится не о Церкви, а о молитве. А раз здесь идет речь о молитве, то заблуждаются те, которые относят эти слова к Церкви Христовой.
Кроме того, остановим в данном случае наше внимание на словах Спасителя «если кто из вас». Значит, не всем обещал Иисус Христос исполнить их прошения, а только некоторым. Если бы можно было быть в союзе со Христом и помимо Церкви Его, то не сказал бы Он: «если кто из вас», а вернее всего сказал бы: «если кто из людей» и т. д. Очевидно, что в данном случае Иисус Христос имел в виду не всех людей, а только Своих последователей, которые готовы были вступить в Его благодатную Церковь.
А что это было именно так, в том убеждают нас начальные слова сей главы, в которых свидетельствуется, что Иисус Христос слова эти говорил Своим ученикам (1 ст.). Что же касается лживого толкования сектантами слов Иисуса Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — в том смысле, что два или три верующие во Иисуса Христа составляют Церковь, то относительно них нужно сказать, что так говорить могут или те, которые не знают Священного Писания, или же те, которые, будучи невежественными и неутвержденными, превращают Писания к собственной своей погибели (2 Петр, 3 гл., 16 ст.), ибо в этой же главе свидетельствуется, что двое или трое не составляют еще Церкви Христовой — «если (брат твой) не послушает их (двух или трех), скажи Церкви» (Мф. 18 гл., 17 ст.). Если мы станем на точку зрения сектантов, то непонятно будет, о какой церкви идет речь, когда и двое или трое уже церковь?
Кроме того, если мы станем думать по-сектантски, что двое или трое верующих во Христа составляют Церковь, то тогда должны будем признать, что на земле существует не единая Христова Церковь, как о том учить Слово Божие (Мф. 16 гл., 18 ст., сравни Ефес. 4 гл., 4–6 ст.), а много церквей.
А ведь этого быть не может, ибо, по учению Слова Божия, Церковь Христова — это тело Его, которое своею главою имеет Христа (Ефес. 1 гл., 22–23 ст.). А как глава едина, так точно едино должно быть и тело.
Итак, братья, не верьте сектантам и их обманчивым словам, что и без Христовой Церкви можно быть в союзе со Христом. Это ложь! Ее сектанты выдумали для того, чтобы обмануть некнижных и малограмотных людей. Для этого и отдельные выражения из слова Божия они подбирают в подтверждение своего лжеучения. Но вы тем не смущайтесь.
Священное Писание — это обоюдоострый меч, которым можно и пользу себе принести и вред, чрез который можно и спасение получить и погибнуть навеки. И вот, сектанты, будучи «невеждами» в слове Божием и обратили этот меч себе на погибель. Отторгнувшись от Христовой Православной Церкви, они понадеялись на свои головы и стали со Священным Писанием обращаться, как с обыкновенной книжкой, толкуя его, как и кому вздумается. Возгордившись и возмечтавши о себе много, они, несчастные, забыли, что и апостолы не могли уразуметь всех слов Спасителя и только когда Он отверз им ум разуметь Писания (Лк. 24 гл., 45 ст.), только тогда они стали безошибочно понимать все учение Христово и все дела Его; до тех же пор не раз бывало, что Спаситель говорит им об одном, а они думают другое, как, например, было, когда Иисус говорил им о смерти Лазаря, а они думали, что Лазарь уснул (Иоан. 11, 11–13).
Несчастные, заблудшие наши братья — сектанты, Церковь Христова призывает вас под кровь свой и Сам Господь, как любвеобильный Отец, раскрывает вам Свои объятья, обещая божественную благодать всепрощения.
Образумьтесь, пока не поздно! Если Бог устами Своего апостола угрожает отнять участие в Книге Жизни за то только, если кто посмеет отнять что-либо от книги Откровения (Откр. 22, 18), то тем более отнимет Он блаженную жизнь от тех, кто не боится отрывать людей от Богом установленной Православной Церкви.
Помните все это, и да страшится сердце ваше; бойтесь Господа!