В настоящем своем слове мы разберём зломудрствование сектантов о том, что можно и не принадлежать к Христовой Церкви, ибо, говорят они, Сам Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».

Да, Христос говорил эти слова, и мы веруем, что где двое или трое собираются во имя Христово — там и Христос. Мы на основании Слова Божия исповедуем и ту истину, что на всяком месте Бог (Псал. 138 гл., 7–12 ст.), но это еще не значит, что все люди спасутся. Бог то на всяком месте, но не все люди соединяются с Богом и потому не все спасаются. Мы знаем из жизни даже и такие случаи, когда люди собирались и не во имя Божие, но все-таки с ними был Бог, удерживая, например, их от преступлений или наказывая их за оные. Таким образом, приводимые сектантами слова — «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я» — о ненужности Святой Церкви нисколько не говорят. А не говорят они о ненужности святой Церкви потому, что и сказаны они были не о Церкви, а о молитве. Что это так, поймет всякий, кто прочитает эту главу с 15-го, например, стиха. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь... Истинно говорю, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего-бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я». По прочтении всего этого не может быть и речи о том, что словами — «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я» — уничтожается Богом же учрежденная Церковь, ибо во всем вышесказанном говорится не о Церкви, а о молитве. А раз здесь идет речь о молитве, то заблуждаются те, которые относят эти слова к Церкви Христовой.

Кроме того, остановим в данном случае наше внимание на словах Спасителя «если кто из вас». Значит, не всем обещал Иисус Христос исполнить их прошения, а только некоторым. Если бы можно было быть в союзе со Христом и по­мимо Церкви Его, то не сказал бы Он: «если кто из вас», а вернее всего сказал бы: «если кто из людей» и т. д. Очевидно, что в данном случае Иисус Христос имел в виду не всех людей, а только Своих последователей, которые готовы были вступить в Его благо­датную Церковь.

А что это было именно так, в том убеждают нас начальные слова сей главы, в которых свидетельствуется, что Иисус Христос слова эти говорил Своим ученикам (1 ст.). Что же касается лживого толкования сектантами слов Иисуса Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — в том смысле, что два или три верующие во Иисуса Христа составляют Церковь, то относительно них нужно ска­зать, что так говорить могут или те, которые не знают Священного Писания, или же те, которые, будучи невежественными и неутвержденными, превращают Писания к соб­ственной своей погибели (2 Петр, 3 гл., 16 ст.), ибо в этой же главе свидетельствуется, что двое или трое не составляют еще Церкви Христовой — «если (брат твой) не послушает их (двух или трех), скажи Церкви» (Мф. 18 гл., 17 ст.). Если мы станем на точку зрения сектантов, то непонятно будет, о какой церкви идет речь, когда и двое или трое уже церковь?

Кроме того, если мы станем думать по-сектантски, что двое или трое верующих во Христа составляют Церковь, то тогда должны будем признать, что на земле существует не единая Христова Церковь, как о том учить Слово Божие (Мф. 16 гл., 18 ст., сравни Ефес. 4 гл., 4–6 ст.), а много церквей.

А ведь этого быть не может, ибо, по учению Слова Божия, Церковь Христова — это тело Его, которое своею главою имеет Христа (Ефес. 1 гл., 22–23 ст.). А как глава едина, так точно едино должно быть и тело.

Итак, братья, не верьте сектантам и их обманчивым словам, что и без Христовой Церкви можно быть в союзе со Христом. Это ложь! Ее сектанты вы­думали для того, чтобы обмануть некнижных и малограмотных людей. Для этого и отдельные выражения из слова Божия они подбирают в подтверждение своего лжеучения. Но вы тем не смущайтесь.

Священное Писание — это обоюдоострый меч, которым можно и пользу себе принести и вред, чрез который можно и спасение получить и погибнуть навеки. И вот, сектанты, будучи «невеждами» в слове Божием и обратили этот меч себе на погибель. Отторгнувшись от Христовой Православной Церкви, они понадеялись на свои головы и стали со Священным Писанием обра­щаться, как с обыкновенной книжкой, толкуя его, как и кому вздумается. Возгордившись и возмечтавши о себе много, они, несчастные, забыли, что и апостолы не могли уразуметь всех слов Спасителя и только когда Он отверз им ум разуметь Писания (Лк. 24 гл., 45 ст.), только тогда они стали безошибочно понимать все учение Хри­стово и все дела Его; до тех же пор не раз бывало, что Спаситель говорит им об одном, а они думают другое, как, например, было, когда Иисус говорил им о смерти Лазаря, а они думали, что Лазарь уснул (Иоан. 11, 11–13).

Несчастные, заблудшие наши братья — сектанты, Цер­ковь Христова призывает вас под кровь свой и Сам Господь, как любвеобильный Отец, раскрывает вам Свои объятья, обещая божественную благодать всепрощения.

Образумьтесь, пока не поздно! Если Бог устами Своего апостола угрожает отнять участие в Книге Жизни за то только, если кто посмеет отнять что-либо от книги Откровения (Откр. 22, 18), то тем более отнимет Он блаженную жизнь от тех, кто не боится отрывать людей от Богом установленной Православной Церкви.

Помните все это, и да страшится сердце ваше; бойтесь Господа!