Часто в беседе о Священном Предании сектанты возражают православным, что они не признают того, что выдумали архиереи да попы, т. е. Священного Предания; они знают только то, что написали святые апостолы. Заслышав такой ответ, православный подчас и не знает, что ответить. А происходит это от того, что многие православные не знают, что такое Священное Предание, и когда приходится говорить о Священном Предании, то не раз православные на предложение сектантов – а покажите нам свое предание — стоят, опустивши очи.
Итак, прежде чем ответить на сектантские слова, что Священное Предание выдумали архиереи да попы, скажем несколько слов о Священном Предании и о том, как оно появилось.
Священным Преданием называются те истины, которые не записаны святыми апостолами, но будучи некоторое время хранимы Святой Церковью устно и нерушимо под руководством Святого Духа (Иоан. 14 гл., 26 ст.; 16 гл., 13–14 ст.), изложены потом в определениях и правилах, составленных святыми отцами и учителями Православной Церкви.
Итак, братья, Священное Предание — это не есть выдумка православных пастырей, как это стараются доказать сектанты, а слова или Самого Иисуса Христа, или Его апостолов.
Всем известно, что Иисус Христос не написал ни одной книжки, ни одного письма, а ведь Он проповедовал чуть ли не четыре года! Также и апостолы проповедовали много лет. Но может ли содержаться все учение Спасителя и апостолов, учение, столь долго разносимое по всему миру, в столь небольшой книжке, какою является Новый Завет? Конечно, нет! Ни в Евангелиях (Иоан. 21 гл., 25 ст.), ни в посланиях (Ефес. 3 гл., 3 ст.; 2 Иоан. 1 гл., 12 ст.; 1 Петр. 5 гл., 12 ст.) всего, христианского, необходимого для людей учения, не записано. А не записано оно потому, что ни Спаситель, ни ученики Его не задавались целью писать, а учили устно, и только маленькая часть этой проповеди некоторыми апостолами была записана в послания. Остальное же, что не было записано, осталось в умах и сердцах верующих. И как, например, Пресвятая Дева сохраняла слова пастухов о явлении им ангелов, слагая их в сердце своем (Лк. 2 гл., 19 ст.), так точно и первые христиане, слушая проповедь о Христе, запечатлевали ее в своих сердцах и умах. А то, чему они научились чрез слышание, то, по заповеди апостола (2 Тим. 2 гл., 2 ст.) передавали другим. Это то, предаваемое и хранимое верующими учение Христа и Его учеников и называется Священным Преданием. Преданием оно называется в отличие от Священного Писания, а священным потому, что в нем содержится учение о священных истинах — о Боге, Церкви, а также и в отличие от преданий человеческих. Некоторое время Священное Предание хранилось устно (1 Кор. 11 гл., 2 ст.), а потом, когда стали появляться еретики, «не принимающие здравого учения» (2 Тим. 4 гл., 3 ст.), тогда святые отцы Христовой Церкви нашли нужным и хранимое в умах и сердцах верующих Священное Предание записать в книги. Но это делалось не сразу, а в продолжение многих лет и смотря по требованию известного времени. Для этого Отцы и учители Христовой Церкви съезжались на общие собрания (Вселенские Соборы), где предлагалось то или другое учение Спасителя или апостолов, хранящееся в памяти верующих; всесторонне его разбирали, проверяли — не противоречит ли оно Священному Писанию, и только тогда вносили его в книги Священного Предания.
Таким образом, на этих соборах был определен канон Новозаветных книг, т. е. установлено было какие книги считать священными, истинными и какие ложными; на этих Соборах были просмотрены хранимые до тех пор устно правила и предания святых апостолов, а так как они признаны были истинными, то и внесены были в книги Священного Предания. Одним словом, все то, что до тех пор хранилось в сердцах и умах верующих, как истинное учение Христа или Его учеников, — все это было отцами вселенских соборов внесено в особые книги, которые получили названия Священного Предания.
Преданием эти книги называются потому, что в них записано то из учения Спасителя и Его апостолов, что некоторое время не записывалось, а передавалось устно.
Итак, братья, вот что называется Священным Преданием и вот как оно появилось!
Если же кто спросит у вас — да в какие книги записано в Священное Предание, то такому покажите, например, книгу «Правил святых апостолов, Вселенских и поместных Соборов», служебники с литургией, Минеи, Октоихи и другие богослужебные книги, которые известны всякому посещающему церковь и которые он видит на клиросе.
Если же вам кто-либо скажет, что Предание Православной Церкви не истинное, не апостольское, а искаженное, ибо от апостолов прошло уже около 2-х тысяч лет, то такому ответьте, что он сам не знает, что говорит; в Христовой Церкви, с которой Господь до скончания века (Мф. 28, 20), ничто не может исказиться. Спаситель, отходя на страдания, Своим апостолом, а в лице их всей Своей Церкви, сказал: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14, 26). В силу этого Христова обещания, не может быть, чтобы в Церкви Христовой, в которой вечно пребывает Святой Дух, научая верующих хранить Слова Божии и напоминая им их, не может случиться, чтобы что-либо из учения Божия утратилось или исказилось. Как Бог вечно пребывает со Своею Церковью, так вечно в ней единое истинное Христово учение.
Вот вам, братья, кратко все, что нужно сказать сектантам, когда они скажут вам, что Священного Предания Православной Церкви они не признают, ибо оно не от Христа и апостолов!
На слова же сектантов, что они признают только то, что написали 12 апостолов, имеем полное право сказать, что они утверждают заведомую ложь, ибо они пользуются писаниями и апостолов Павла, Марка, Луки, апостолов, которые не были из двенадцати. Если сектанты признают только то, что написали 12 апостолов, то пусть они отвергнут писания вышепоименованных трех апостолов. Но раз этого они не делают — не отвергают писаний апостолов из 70-ти — Марка и Луки; не отвергают и писаний апостола Павла, который никогда не был учеником Спасителя, – то на каком же основании они отвергают писания, например, Игнатия Богоносца, который жил во времена Спасителя и удостоился даже сидеть на руках Христа, и о котором Сам Иисус Христос сказал: «кто не примет Царствия Божия, как (это) дитя, тот не войдет в него» (Марка 10 гл., 15 ст.)? Или почему не принимают они творений Иустина Мученика, Поликарпа Смирнского и некоторых других очевидцев проповеди Спасителя и Его учеников, да притом людей святой богоугодной жизни, которым, по Своему неложному обещанию (Иоан. 14 гл., 23 ст.), являлся Сам Бог, научая их и говоря их устами (Мф. 10 гл., 20 ст.; 2 Петр. 1 гл., 21 ст.)? Но сектанты творений святых отцов не принимают, и следовало бы ожидать от них, что и писаний апостолов не из 12-ти они не примут, ибо эти последние писали не только то, что они видели и слышали, но и то, что им передавали другие (Лк. 1 гл., 2 ст.). Итак, будучи непоследовательны в своем собственном учении, сектанты тем самым показывают всю лживость своего учения.
Теперь и мы спросим сектантов — почему вы принимаете Священное Писание в том виде, как оно содержится в православной Библии? Кто вам сказал, что православная Библия истинная, неповрежденная? Почему же вы верите ей?.. На всё это сектанты являются безответными.
Да и что они на это могут сказать: сказать, что принимают Библию потому, что ее принимает Православная Церковь, они не могут, потому что тогда придется им принять и Священное Предание, которое также принимает Православная Церковь и которое обличает сектантов; другого же еще в свое оправдание они и придумать не могут. Но что бы там они не выдумали для оправдания себя в незаконном захвате у православных Библии, для всех ясно, что сектанты просто-напросто украли у Православной Церкви ее святую Библию. И как человек, укравши чужой замок без ключа, не может его открыть, так точно и сектанты, укравши у Православной Церкви один из замков, висящих у дверей Царствия Небесного — Священное Писание, и не имея к нему у себя ключа — Священного Предания, вертят и портят его, не зная как его отворить. И это будет с ними до тех пор, пока они не придут в единение с Святой Православной Церковью и в содержимом ею Священном Предании найдут единственный подходящий ключ к уразумению Священного Писания.