Часто в беседе о Священном Предании сектанты возра­жают православным, что они не признают того, что выдумали архиереи да попы, т. е. Священного Предания; они знают только то, что написали святые апостолы. Заслышав такой ответ, православный подчас и не знает, что отве­тить. А происходит это от того, что многие православ­ные не знают, что такое Священное Предание, и когда при­ходится говорить о Священном Предании, то не раз православные на предложение сектантов – а покажите нам свое предание — стоят, опустивши очи.

Итак, прежде чем ответить на сектантские слова, что Священное Предание выдумали архиереи да попы, скажем несколько слов о Священном Предании и о том, как оно появилось.

Священным Преданием называются те истины, которые не записаны святыми апостолами, но будучи некоторое время хра­нимы Святой Церковью устно и нерушимо под руковод­ством Святого Духа (Иоан. 14 гл., 26 ст.; 16 гл., 13–14 ст.), изложены потом в определениях и правилах, составленных святыми отцами и учителями Православной Церкви.

Итак, братья, Священное Предание — это не есть выдумка православных пастырей, как это стараются доказать сектанты, а слова или Самого Иисуса Христа, или Его апостолов.

Всем известно, что Иисус Христос не написал ни одной книжки, ни одного письма, а ведь Он проповедовал чуть ли не четыре года! Также и апостолы проповедовали много лет. Но может ли содержаться все учение Спасителя и апостолов, учение, столь долго разносимое по всему миру, в столь небольшой книжке, ка­кою является Новый Завет? Конечно, нет! Ни в Евангелиях (Иоан. 21 гл., 25 ст.), ни в посланиях (Ефес. 3 гл., 3 ст.; 2 Иоан. 1 гл., 12 ст.; 1 Петр. 5 гл., 12 ст.) всего, христианского, необходи­мого для людей учения, не записано. А не записано оно потому, что ни Спаситель, ни ученики Его не задавались целью писать, а учили устно, и только маленькая часть этой проповеди некоторыми апостолами была записана в послания. Остальное же, что не было записано, оста­лось в умах и сердцах верующих. И как, напри­мер, Пресвятая Дева сохраняла слова пастухов о явле­нии им ангелов, слагая их в сердце своем (Лк. 2 гл., 19 ст.), так точно и первые христиане, слушая проповедь о Христе, запе­чатлевали ее в своих сердцах и умах. А то, чему они научились чрез слышание, то, по заповеди апостола (2 Тим. 2 гл., 2 ст.) передавали другим. Это то, предаваемое и хранимое верующими учение Христа и Его учеников и называется Священным Преданием. Преданием оно называется в отличие от Священного Писания, а священным потому, что в нем содержится учение о священных истинах — о Боге, Церкви, а также и в отличие от преданий чело­веческих. Некоторое время Священное Предание хранилось устно (1 Кор. 11 гл., 2 ст.), а потом, когда стали появляться еретики, «не принимающие здравого учения» (2 Тим. 4 гл., 3 ст.), тогда святые отцы Христовой Церкви нашли нужным и хранимое в умах и сердцах верующих Священное Предание записать в книги. Но это делалось не сразу, а в продолжение многих лет и смотря по требованию известного времени. Для этого Отцы и учители Христовой Церкви съезжались на общие собрания (Вселенские Соборы), где предлагалось то или другое учение Спасителя или апостолов, хранящееся в памяти верующих; всесторонне его разбирали, про­веряли — не противоречит ли оно Священному Писанию, и только тогда вносили его в книги Священного Предания.

Таким образом, на этих соборах был опреде­лен канон Новозаветных книг, т. е. установлено было какие книги считать священными, истинными и ка­кие ложными; на этих Соборах были просмотрены хранимые до тех пор устно правила и предания святых апо­столов, а так как они признаны были истинными, то и внесены были в книги Священного Предания. Одним словом, все то, что до тех пор хранилось в сердцах и умах верующих, как истинное учение Христа или Его учени­ков, — все это было отцами вселенских соборов вне­сено в особые книги, которые получили названия Священного Предания.

Преданием эти книги называются потому, что в них записано то из учения Спасителя и Его апосто­лов, что некоторое время не записывалось, а передава­лось устно.

Итак, братья, вот что называется Священным Преданием и вот как оно появилось!

Если же кто спросит у вас — да в какие книги за­писано в Священное Предание, то такому покажите, напри­мер, книгу «Правил святых апостолов, Вселенских и по­местных Соборов», служебники с литургией, Минеи, Октоихи и другие богослужебные книги, которые известны всякому посещающему церковь и которые он видит на клиросе.

Если же вам кто-либо скажет, что Предание Право­славной Церкви не истинное, не апостольское, а искажен­ное, ибо от апостолов прошло уже около 2-х тысяч лет, то такому ответьте, что он сам не знает, что говорит; в Христовой Церкви, с которой Господь до скончания века (Мф. 28, 20), ничто не может исказиться. Спаситель, отходя на страдания, Своим апостолом, а в лице их всей Своей Церкви, сказал: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я гово­рил вам» (Иоан. 14, 26). В силу этого Христова обе­щания, не может быть, чтобы в Церкви Христовой, в которой вечно пребывает Святой Дух, научая верующих хранить Слова Божии и напоминая им их, не может случиться, чтобы что-либо из учения Божия утратилось или исказилось. Как Бог вечно пребывает со Своею Церковью, так вечно в ней единое истинное Христово учение.

Вот вам, братья, кратко все, что нужно сказать сек­тантам, когда они скажут вам, что Священного Предания Православной Церкви они не признают, ибо оно не от Христа и апостолов!

На слова же сектантов, что они признают только то, что написали 12 апостолов, имеем полное право сказать, что они утверждают заведомую ложь, ибо они пользуются писаниями и апостолов Павла, Марка, Луки, апо­столов, которые не были из двенадцати. Если сектанты признают только то, что написали 12 апостолов, то пусть они отвергнут писания вышепоименованных трех апостолов. Но раз этого они не делают — не отверга­ют писаний апостолов из 70-ти — Марка и Луки; не отвергают и писаний апостола Павла, который никогда не был учеником Спасителя, – то на каком же основании они отвергают писания, например, Игнатия Богоносца, который жил во времена Спасителя и удостоился даже сидеть на руках Христа, и о котором Сам Иисус Христос сказал: «кто не примет Царствия Божия, как (это) дитя, тот не войдет в него» (Марка 10 гл., 15 ст.)? Или почему не принимают они творений Иустина Мученика, Поликарпа Смирнского и некоторых других очевидцев пропо­веди Спасителя и Его учеников, да притом людей святой богоугодной жизни, которым, по Своему нелож­ному обещанию (Иоан. 14 гл., 23 ст.), являлся Сам Бог, научая их и говоря их устами (Мф. 10 гл., 20 ст.; 2 Петр. 1 гл., 21 ст.)? Но сектанты творений святых отцов не принимают, и сле­довало бы ожидать от них, что и писаний апостолов не из 12-ти они не примут, ибо эти последние писали не только то, что они видели и слышали, но и то, что им передавали другие (Лк. 1 гл., 2 ст.). Итак, будучи непосле­довательны в своем собственном учении, сектанты тем самым показывают всю лживость своего учения.

Теперь и мы спросим сектантов — почему вы прини­маете Священное Писание в том виде, как оно содержится в православной Библии? Кто вам сказал, что право­славная Библия истинная, неповрежденная? Почему же вы верите ей?.. На всё это сектанты являются безответными.

Да и что они на это могут сказать: сказать, что при­нимают Библию потому, что ее принимает Православная Церковь, они не могут, потому что тогда придется им принять и Священное Предание, которое также принимает Православная Церковь и которое обличает сектантов; другого же еще в свое оправдание они и придумать не могут. Но что бы там они не выдумали для оправдания себя в незаконном захвате у православных Библии, для всех ясно, что сектанты просто-напросто украли у Православной Церкви ее святую Библию. И как чело­век, укравши чужой замок без ключа, не может его открыть, так точно и сектанты, укравши у Православной Церкви один из замков, висящих у дверей Царствия Небесного — Священное Писание, и не имея к нему у себя ключа — Священного Предания, вертят и портят его, не зная как его отворить. И это будет с ними до тех пор, пока они не придут в единение с Святой Православной Церковью и в содержимом ею Священном Предании найдут единственный подходящий ключ к уразумению Священного Писания.