Часто приходится слышать не только от сектантов, но даже и от православных христиан осуждения и укоризны православным пастырям. И что особенно больно для верующего сердца, так это видеть то неуважение и непочтение, которое выражают, иногда даже и не стесняясь, своему пастырю православные. Когда же спросишь их — не совестно и не стыдно ли им так обращаться со служителем Божиим, с тем, кому вверены тайны Божии, то можно услышать в ответ: «да какой он служитель Божий?» и начинается перечисление действительных и недействительных грехов и проступков священника.
Но очень и очень согрешают те, которые не почитают православного пастыря потому, что он грешник. Ведь кого вы найдете на земле безгрешного; один Бог без греха, мы же все, по свидетельству апостола Иоанна (1 посл. 1 гл., 8 ст.), «если говорим, что не имеем греха, то обманываем самих себя и истины нет у нас». Приведите, православные, себе на память священную историю Ветхого и Нового Завета. Не видите ли вы Многострадального Иова, который в невыносимых муках проклинает день своего рождения (а проклинать день своего рождения — это значит роптать на Бога) (Иов. 3 гл., 1–3 ст.); вот пред вами царь Давид, впадший в блуд и убивший Урию. А вот пред вами и апостол Фома, обуреваемый неверием или апостол Петр, отвергшийся Христа! Однако никто не дерзнет осуждать сих святых и Богом прославленных мужей. Быть может кто-либо скажет, что они покаялись, и Бог их простил. Да, это правда, но быть может и осуждаемый тобою пастырь покается, и Бог его простит. Итак, бойся осуждать того, кто, быть может, будет тебя судить (1 Кор. 6 гл., 2 ст.) на том свете!
Если же твой пастырь согрешает, то не осуждай его и не глумись над ним, а сострадай ему и молись за него, чтобы Бог дал ему силы бороться с грехом. Если святые апостолы, живя со Христом, согрешали (Мф. 16 гл., 23 ст.; 20 гл., 24 ст.), то тем более согрешают теперешние Христовы ученики — православные пастыри, которые не видят пред собою Христа, пришедшего во плоти, и не слышат Его подкрепляющего и вливающего им силы учения.
Ты говоришь: «какой он служитель Божий?» Опомнись и возьми свои слова обратно! Разве не его чрез епископа поставил Сам Христос? Разве не ему в лице апостолов Господь дал власть вязать и разрешать людские грехи? Разве не ему дал Господь приказание пасти стадо Божие, т. е. православных христиан? Так не говори: «какой он нам пастырь». Когда тебя требуют на суд, то ты не говоришь: «я не пойду к этому судье, потому что он такой и такой». Ты знаешь, что не судья от себя будет судить тебя, а закон царский. Так, не священник сам по себе страшен, и достоин особого почтения и скажу даже больше — благоговения, а живущая в нем Христова благодать. И потому, раз ты почитаешь Духа Христова, живущего особенно в священнике, то почитай и самого священника, как сосуд и хранилище божественной благодати.
Ведь так, а не иначе поступаешь ты с дорогими тебе людьми. За что, например, любишь ты своего друга; не за лицо ведь и не за тело, а за доброе сердце и за душу? Но, любя душу и сердце своего друга, ты не можешь бесчестить его тела, в котором живёт дорогая для тебя душа. Пусть же бы ты поступал так и со священником, который для тебя даже и неприятен и нелюб, но который все-таки слуга Божий и сосуд благодати Божией!
А что и чрез грешного человека действует благодать Божия, так это мы сейчас засвидетельствуем словом Божиим и писанием святых отец.
Ты знаешь о языческом волхве Валааме; как его моавитский царь просил произнести проклятие на еврейский народ и как он, помимо своей воли, произнес на богоизбранного Израиля благословение и предсказал от него рождение Избавителя всего мира Христа (Числ. 23 гл.). Или, например, вспомним Иуду предателя. Ведь, он был вор (Иоан. 12 гл., 6 ст.) и Спаситель назвал его даже диаволом (Иоан. 6 гл., 70 ст.), но и чрез него подавалась благодать и творились чудеса (Мф. 10 гл., 1 и 8 ст.).
А кто, вспоминая страшные страдания Христа, не вспомнит одного из главных возмутителей народа против Христа и судьи Его — первосвященника Каиафы? Уже, кажется, кто-кто, но не он — этот богопротивник может быть провозвестником воли Божией. Но он предсказал, что Иисус Христос умрет за грехи всего рода человеческого. И предсказал это, как замечает евангелист Иоанн «не от себя, но будучи на тот год первосвященником» (Иоан. 11 гл., 51 ст.). Вот, православные, как свидетельствует слово Божие и о недостойных людях!
А потому, если у тебя и недостойный пастырь, то все-таки он пастырь и носитель Духа Божия, хотя Духа этого он носит в глиняном сосуде, т. е. в загрязненном грехами и малоценном своем теле. Но так как лучи солнца не портятся и не грязнятся от того, что они проходят чрез дым или пыль, так точно не грязнится и не умаляется Божественная благодать, хотя и проходит она чрез загрязненного грехами священника.
Вместо же того, чтобы осуждать православного пастыря, ты лучше чаще приводи себе на память следующий случай, записанный в житиях святых.
В Прологе, 3 января, рассказывается о том, как один праведный муж видел, что за недостоинством священника Божественную литургию совершают ангелы.
Приводи же себе всегда это на память и бойся осуждать того, кто равен ангелам и которого могут заменить только ангелы!
А в житии прп. Макария Египетского рассказывается следующее: прп. Макарий 30 лет не выходил из своей келии, к нему часто приходил ближайший священник и приносил Святое Причастие. Желая искусить прп. Макария, диавол подослал к нему бесноватого и стал говорить ему, что священник, приносящий ему Святое Причастие, великий грешник и потому пусть прп. Макарий от него Святого Причастия не принимает. Но не послушался диавола преподобный и с радостью принял священника с Причастием. И за это Бог наградил прп. Макария следующим видением: когда священник тот приступил к Причастию, то Ангел Господень сошел с неба; и положил свою руку на священника и сделался священник как-бы огненным столбом. Когда же преподобный подумал, чтобы это значило, то услышал он следующее: «человек, что ты удивляешься этому; если и земной царь не позволит своим вельможам предстать пред собою нечистыми, а требует от них великолепия, то тем более Божественная сила. Ужели она не очистит служителей Святых Таин, предстоящих пред небесной Славой?»
Помни все это, христианин, и благоговей пред священником!
«Бойся Бога и уважай священника!» (Сир. 7 гл., 31 ст.).