Иеромонах Досифей

 

   Дмитрий Алексеевич Шонин родился в 1864 году на Рязанщине в селе Кочеры Данковского уезда. Грамоте учили родители, по другим сведениям он закончил местную сельскую школу. Отслужил в армии – запасной нижних чинов. Был холост. В двадцать девять лет, 23 ноября 1893 года Дмитрий приходит в Зосимову пустынь. Через четыре года монастырских послушаний он становится указным послушником и его назначают пономарем. В том же 1897 году, 22 марта, его постригают в мантию с именем Досифей, а спустя пять месяцев рукополагают в иеродиакона. В октябре 1901 года отец Досифей уже иеромонах.
   Дочь профессора Московской духовной академии, Мария Александровна Голубцова вспоминала: «Помню, как в первый раз служил отец Досифей. Он вышел кадить такой строгий, с опущенными глазами; его седые волосы, истощенное бдением и постом тело, худое лицо и горящие глаза невольно напомнили мне тип преподобных, как они пишутся на иконах или рисуются при чтении житий русских иноков. Дух бодр, а плоть немощна – вот что убедительно говорит его внешность нам, немощным духом. К вечерне я пришла уже как своя. Был по обычаю акафист Спасителю; отец Иннокентий прочел молитвы пред исповедью, и в сердце шевельнулась боязнь. Я еще не знала, к кому идти: к отцу Досифею? – я боялась его аскетизма и строгости, к отцу Иннокентию? – но все наши исповедовались у отца Досифея.»
   1 мая 1907 года отца Досифея временно переводят в Коломенский Ново-Голутвинский монастырь, но тут же отправляют в Троицкий Махрищский монастырь духовником. Знаменитая обитель, накануне отметившая 500-летие со дня основания, более чем на два года становится для отца Досифея иноческим прибежищем и местом священнослужения. Но родным домом все равно остается Зосимова пустынь, куда он с душевной радостью возвращается 2 октября 1909 года. Наряду со старцем Алексием и другими иеромонахами он несет послушание исповедника и принимает многочисленных паломников пустыни, достигшей в этот период апогея своей славы. Среди духовных чад отца Досифея – великий русский философ Алексей Федорович Лосев и его супруга Валентина Михайловна Соколова-Лосева.
   После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году отец Досифей вынужден был переместиться с берега реки Молохчи на истринские берега, в Борисоглебский Аносин женский монастырь, что невдалеке от станции Снегири. Там он служит исповедником. Выбор был не случаен: игумения женской обители, матушка Иоанна, была духовной дочерью схиигумена Германа и часто посещала Зосимову пустынь. У нее отец Досифей жил при богадельне в отдельной келии, служил каждый день. В особенности все ночные службы: повечерия, вечерни.
   Насельницы пустыни, живщие по строгому византийскому уставу преподобного Феодора Студита, зосимовского старца полюбили. Добрейшая мать Алипия, милые юные послушницы: Татьяна, дочь профессора-медика Фомина, в дальнейшем монахиня Магдалина, Любочка, Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая, в последствии схимонахиня Леонтия и все насельницы монастыря – умилялись от общения с батюшкой, напоминавшего блаженного и по временам юродствовавшего.
   По рассказам монахинь известно, что Алексей Лосев и его жена продолжали окормляться у старца Досифея и часто приезжали в Аносину пустынь. «Бог простит», – говорил старец в ответ на сокрушения Валентины Михайловны. В последствии, сосланные в разные места супруги, в переписке вспоминали Зосимовского подвижника, его философию, науку и мудрость: «стиль жизни, не понятный, может быть, никому из нашей современности, и русской и западной», – писал философ (в письме от 30.04.1932) про старца Досифея, в частности, и русское старчество вообще в ответ на утешения супруги. Он принимает путь страдания и мученичества, по которому они идут вместе с женой.
   Несмотря на доброе отношение в монастыре, старец тоскует по родной обители и братиям. Отец Симон (Кожухов) после закрытия Пустыни «буквально подобранный на улице боголюбивыми девицами Барановыми», и оставшийся у них жить вблизи зосимовских стен, писал в одном из писем своим родственникам Четверухиным (от 12.07.1923): «...Хотя, повторяю, мне здесь и хорошо, но я все же нахожусь выбитым из колеи. К тому же мне не достает храма, недостает старца и духовника. Хотя и приезжает к нам иногда отец Досифей, но бывает слишком редко, а чаще бывать не может, слишком дорого обходится проезд.»
   Когда была разогнана и Аносина пустынь, старец Досифей живет в тайном скиту на Никольской улице в Москве. Непосредственная близость к большевистскому логову в Кремле и кабинетам соседней Лубянки заставляют обитателей скита обратиться в бега.
   Отец Досифей «прибыл в дер. Мамоново» Кунцевского района, два года скитался – «места я не упомню» потом поселяется в селе Баковка, у церковного старосты Садовникова. Там у него начинают часто собираться бывшие монахини: Евдокия Петровна Чухутина, Наталья Алексеевна Горева, Евдокия Петровна Емельянова и другие. Это не осталось не замеченным.
   Уголовное «Дело № 10583 возникло из поступивших в Райотдел сведений, что выше упомянутые монашки ведут а/с работу, агитируют среди населения против коллективизации и других, проводимых на селе соввластью кампаний, предвещая скоро падение через войнусоввласти и в связи с этимразвал колхозов.
    Произведенным по делу следствием установлено: Что действительно ЧУХУТИНА Евдокия Гавриловна, ГОРЕВА Наталия Алексеевна, ЕМЕЛЬЯНОВА Евдокия Петровна, ЧУРБАКОВА Евгения Ивановна, МОРОЗОВА Прасковия Сидоровна, МИЗИЛИНА Анастасия Ксенофонтовна, БОГОСЛОВСКАЯ Ольга Александровна, ШОНИН Дмитрий Алексеевич, СОЛОВЬЕВА Прасковия Матвеена, СОЛОВЬЕВА Анна Григорьевна, МАРТЬЯНОВА Прасковия Васильевна, ШУБИНА Александра Ивановна, ГЛАГОЛЕВА Софья Павловна, ТИМОХИНА Софья Семеновна, ВАСИЛЬЕВА-ВЛАСОВА Екатерина Александровна, ШИШЛЯННИКОВА Мелания Яковлевна и СУНДУКОВА Ксения Михайловна прожив.в дер. Федосьино, Акулово, Очаково, Мамоново, Изварино, Баковка, Тр. Лыково, Тр. Голенищево,среди женщин и вообще граждан этих деревень – вели агитацию против мероприятий советской власти, как-то коллективизации, заявляя, что в колхоз вступать не надо, это дело не божье, а антихриста, эти колхозы не долговечны и они скоро развалятся, а в связи с предстоящей войной рухнет и соввласть, что в колхозах находятся босые, голые и голодные. Точно также вели агитации и против весенней посевной компании, заявляя,«что в колхозах работать не нужно...
    По постановлению заседания тройки от 10 июня 1931 года: ШОНИНА Дмитрия Алексеевичапо ст. 58/10 УК заключить в исправ. – труд. лагерь, сроком на ПЯТЬ ЛЕТ, с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Казахстан на тот же срок, считая срок с 25. 05. 3 1г. Направить этапом». Отца Досифея сослали в Караганду, где он скончался от малярии в 1936 году.
   Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Досифея.