Зосимовский патерик : жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни в 2 томах. [Б. м.] : Зосимова пустынь, 2012. 357 c.

Развернуть

Аннотация/Комментарий

Зосимовский патерик — это свидетельство блестящей славы Зосимовой пустыни, воссиявшей однажды по невидимому Божиему изволению в лице ее основателя преподобного Зосимы, и не угасшей в ее замечательных подвижниках в последующие века, несмотря на самые жестокие бури времени — явные и потаенные, — но никогда не прекращавшиеся.

Среди прославленных святых особенно выделяются преподобные Герман и Алексий Зосимовские, удивительным огнем духовного окормления обнимавших огромный русский мир конца XIX начала XX веков. Теперь их святые мощи покоятся в одной раке на месте подвигов своей веры, в соборном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, как исповедников благодатной жизни и прямых свидетелей всеживой силы, обручающей человека Царству Божию еще здесь, на земле, не говоря о несметных благах в будущей жизни, как вершины бытия.

Схиигумен Герман был духовным учеником Гефсиманского старца-затворника Александра (Стрыгина; †1878), который вместе с преподобным Амвросием Оптинским, окормлялся у основателя оптинского старчества Льва (Наголкина; †1891). Тот, в свою очередь, был сподвижником Клеопы II († 1817) и старца Феодора (†1822), пострижеников и продолжателей дела преподобного Пассия Величковского (†1794), поборника строгого монашеского уклада, сотаинника афонских иноков-исихастов. Таким образом истоки зосимовского старчества подпитывались из недр Вертограда Божией Матери — Святого Афона. Отсюда и проникновенность зосимовских служб, и особая торжественность зосимовского пения, и духовная несгибаемость ее старцев — новомучеников и исповедников, просиявших в лике святых.

Жизнеописания разновелики по объему. Это обу­словлено наличием выявленных источников. Некоторые биографии состав­лены по материалам недавно вышедших книг. Таковы, например, очерки жизни преподобного Германа (по работе А. Светозарского); подобного Алексия и схимонаха Симона (по книгам священномученика протоиерея Илии и Евгении Четверухиных); игумена Платона и архимандрита Никиты (по замечательной книге Г. И. Катышева). Но следует подчеркнуть, что и по­добные авторские версии при подготовке Патерика подкреплены изучением архивных документов. «Малые» жития — назовем их так — составлялись на основе послужных списков, хранящихся в Государственном архиве древних актов РФ, упоминаний в следственных делах и других обнаруженных источников.

Упоминающиеся священнослужители