Речь при пострижении доцента Московской Академии Вл. Троицкого в монашестве Илариона / епископ Феодор // Богословский вестник. 1913. Т. 1, № 4. С. 697–702 (2-я паг.)

Развернуть

Аннотация

Постриг был совершен в пустыни Святого Параклита, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, 28 марта, в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского, память которого празднуется в этот день. В напутственном слове после пострига ректор Московской духовной академии Преосвященный Феодор (Поздеевский) сказал новому иноку: «проста истина Христова… В самом вопле души нашей: “Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя”[*], — выражается вся стихия Православия, вся сущность той истины Христовой, которой жила и живет Церковь… Итак, исповедуя словом истину Христову, изобрази в себе и делом лик Христов… Правда лик Его в нас темен, так, как темен лик на древней иконе… Омой же его слезами, очисти его потом подвига, и ты увидишь, как засияет лик Христов в тебе и какую радость и мир будет изливать на тебя, такую радость, которой не может дать мир… Знай, что по слову Христа: “Без Меня не можете творити ничесоже”, — всякое дело без Христа и помимо Его — безжизненно и мертво, и может оно плодить только греховные страсти, питать тщеславие и самолюбие, а не возращать духовные плоды добродетелей к созиданию небесного царствия.

...Да будет всегда ясен в тебе лик Христов. В Нем Одном рассматривай мир и все дела твои, которыми тебе придется трудиться. К Нему возводи все, и из Него все изводи. Правда, это великая жертва нашей человеческой воли… Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасения, как бы иночество не лишило тебя этой школы. Но что такое Академия без Христа?! Это пустое место и мертвый дом. Да и что без Христа вся наша жизнь, наша душа?! — Конечно, ничто… Если Христос говорит о таких жертвах ради спасения, как отец, мать, сродники, даже душу свою заставляет возненавидеть, то что же такое наука, если оторвать ее от служения Церкви и от дела спасения. Впрочем, ты можешь утешиться даже и в этом… Та же Христова истина и благодать Божия, которые открыли тебе очи ума и сердца, они умеют как-то непонятно для нас, но весьма разительно вознаграждать за жертву тем же самым, но только в большем размере, что мы как будто теряем, идя за Христом. Смотри, как пустынники, отвергшие не только мирскую ученость, но даже отдавшие единственную книгу Священных Писаний по послушанию и любви, обогатили Церковь Христову и мир духовной мудростью и бесчисленными писаниями как бесценным сокровищем всякой духовной мудрости и богословской науки». В конце напутствия, словно прозревая судьбу новопостриженного инока, епископ Феодор благословил его словами из «Откровения» Иоанна Богослова: «Устремляйся же к свету <Воскресшего Христа> и поминай слова, сказанные Ангелу Филадельфийской Церкви: “Вем твоя дела, яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения; се гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего” (Откр. 3, 10–11). Дальше в «Откровении» идут слова: «Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога моего, и боле не имать изыти ктому…» (Откр. 3, 12). И действительно, претерпев до конца, священномученик Иларион стал поистине столпом в храме Иерусалима Нового.

_________________________________________________

[*] Припев к стихирам на «Господи воззвах» среды вечера 5 седмицы Великого Поста (постриг состоялся на следующий день вечером).

Упоминающиеся священнослужители