Сказание о обретении и открытии честных мощей, иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях : Извлечено из актов и донесений имеющихся в Святейшем Синоде. Санкт-Петербург, 1832. 68 с.

Развернуть

Аннотация/Комментарий

Автор-составитель «Сказания» в издании не указан. Между тем его имя легко установить по сохранившимся материалам Синодального архива, в которых отмечено, что решение об издании данной книги было принято Святейшим Синодом «к удовлетворению благочестивого любопытства всех почитающих память сего чудотворца», а «составление сего описания по общему желанию членов Синода принял на себя митрополит Московский Филарет»[1]. В письмах Московского святителя к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию (Медведеву) неоднократно выражено глубокое почитание Воронежского первопрестольника и пристальное внимание к событиям, сопровождающим его прославление, а также большое уважение к святителю Воронежскому Антонию (Смирницкому). 18 ноября 1832 года святитель Филарет писал: «Кроме других дел, меня заняло сказание о святителе Митрофане, о котором не подумали ранее и которым не надлежало медлить, потому что уже много промедлено»[2]. Впоследствии дважды он вспоминал историю создания «Сказания»: в ноябре 1839 года («Когда происходило дело об открытии мощей его [святителя Митрофана. — Я. З.]… прежде слушания сего дела в Святейшем Синоде, мне сообщены были из онаго некоторые акты и таким образом даровано было первому подать голос о признании и прославлении сущей в нем благодати Божией» и т.д.), а также в мае 1861 года в заметках о мощах святителя Тихона Задонского: «Если надобно будет напечатать часть сих сведений [об исцелениях — Я. З.], то надобно изложить их так, как это сделано в сказании об открытии мощей святителя Митрофана, где показания не обширны, однако сделаны так, что, по указанным обстоятельствам, происшедшего нельзя признать простыми естественными действиями»[3].

Итак, «Сказание» было составлено, как значится в подзаголовке, на основе «актов и донесений, имеющихся в Святейшем Синоде». Автор только отредактировал, последовательно изложил иногда с комментариями (например, в исцелении Софии П[ареновой]) и, стало быть, обнародовал описания чудес, поступившие на рассмотрение в Синод. К сожалению, главное синодальное дело «Об открытии мощей святителя Митрофана» с большим комплексом материалов утрачено в XX столетии. Очевидно, именно там были зафиксированы все 99 случаев исцелений и чудес святого, представленные на суд высшей церковной власти. Кроме того, по описанию в каталоге там содержались и такие сведения: «Печатание сказаний об открытии мощей, об исцелениях и жизнеописаний Святителя, а также слов, сказанных при открытии епископами мощей. Рассылка оных при указах от 23 декабря 1832 и от 28 марта и 31 мая 1833 года». Скорее всего, в деле хранился и рукописный текст «Сказания», составленного святителем Филаретом… (Ист.: Яна Зеленина. Житийная иконография святителя Митрофана // Воронежский епархиальный вестник. № 2. 2004. С. 72).

-----------

[1] РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. 10253. Л. 178, 182.

[2] Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. 1831–1867. М., 1877. Ч. 1. 1831–1841. С. 52.

[3] Там же. С. 334–335. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, издаваемое под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. М., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 63.

Упоминающиеся священнослужители